Костел святого симеона святого елены расписание. Костёл святого Симеона и святой Елены (Красный костел). Расписание служб в Красном костеле

Наверное в каждом городе есть места, о существовании которых неизвестно широкому кругу жителей. В Москве это , спрятанный во дворах Арбата, или , раскинувшийся в сотне метров от проспекта Мира, об этих памятниках архитектуры не знают даже москвичи, не говоря уже о гостях столицы. В Минске тоже есть такой памятник-невидимка, он находится в самом центре города, в пятидесяти метрах от главного проспекта столицы, при этом многие минчане о его существовании даже не догадываются.

Около 1390 года польский король Ягайло основал первый первый в Минске католический приход и назвал его в честь Святой Троицы. Деревянный храм построили на левом берегу Свислочи на горе, названной впоследствии в честь того храма Троицкой. Сегодня на ней стоит Большой театр оперы и балета:

А рядом - знаменитое Троицкое предместье:

В 1409 году деревянный костел, построенный Ягайло, сгорел, на его месте выстроили новый. Он простоял ровно 400 лет и в августе 1809 года погиб в разрушительном пожаре, уничтожившем большую часть Троицкого предместья. Пять лет спустя был разработан проект восстановления храма, но на его постройку не хватило средств. Более 20 лет община не имела собственного здания и в итоге обосновалась в районе Золотой Горки:

Здесь с конца XVIII века находилось большое католическое кладбище, посреди которого в 1796 году установили первую деревянную часовню. На ее месте в 1832 году был построен небольшой деревянный храм, в который и переехал приход Cвятой Троицы. К середине XIX века кладбище на Золотой горке сильно разрослось - причиной стали две эпидемий холеры, свирепствовавшие в Минске в 1848 и 1853 годах. Деревянное здание костела уже не могло вместить всех прихожан, поэтому было принято решение построить на его месте каменный храм:

Строительство началось в 1861 году и, благодаря активным пожертвованиям паствы, завершилось довольно быстро - 1 ноября 1864 года в костеле прошла первая месса:

Помимо исторического названия в честь Святой Троицы храм получил и новое - в честь святого Роха, покровителя больных чумой и холерой:

Сегодня костел Святой Троицы находится по адресу проспект Независимости 44а, при этом с самого проспекта его не видно. Многие жители столицы годами проходят мимо и не подозревают о том какой уникальный осколок дореволюционного Минска сохранился в соседнем дворе. Самый быстрый способ попасть к храму - зайти в проезд между зданием Дворца искусства и редакцией "Вечернего Минска" со стороны улицы Козлова:

Единственный путь на территорию костела лежит через эту лестницу:

Уже с ее ступеней открывается замечательный вид на чудесный храм в неоготическом стиле:

То, что это здание сохранилось до наших дней - само по себе чудо:

К началу XX века население Минска увеличилось втрое по сравнению с тем, каким оно было на момент строительства храма, количество прихожан к этому времени возросло до 7000, места всем уже не хватало. В 1910 году был разработан проект нового костела, значительно превосходящего старый по размеру:

Его строительству помешала Первая мировая война, а последовавшая за ней революция окончательно похоронила проект. Старый храм остался стоять на прежнем месте:

В 1922 году внутреннее убранство было полностью разграблено, а в богоборческие 30-е костел закрыли:

Богослужения ненадолго возобновились во время фашистской оккупации:

Но после завершения войны костел окончательно закрыли и переоборудовали под книгохранилище:

Старое католическое кладбище было уничтожено, на его месте построили жилые дома:

Так костел оказался на внутридворовой территории, зажатый между гаражным массивом и Дворцом искусства:

Фасад здания направлен в сторону проспекта Независимости, но полностью скрыт от него жилым домом:

Когда-то на месте современного проспекта проходил Борисовских тракт - главная дорога из Минска в Москву:

В те времена путники, въезжавшие в город, издалека видели двухярусную башню Золотогорского костела, венчающую его главный фасад:

В начале 1980-х книгохранилище было закрыто, здание отреставрировали, переделали под зал камерной музыки и передали в ведение Белгосфилармонии. В 1986 году в апсиде установили большой орган, примерно в то же время в оконные проемы вернулись витражи:

В 1991 году в свободное от концертов время в храме возобновились богослужения:

Зал камерной музыки закрыли только в 2006-м, в том же году здание было возвращено католической церкви:

Интерьер стал наполняться католическими символами, стены храма украсили бронзовыми барельефами "Путь Христа на Голгофу":

В левом алтаре, где до революции находилась икона Божьей Матери с младенцем, установили скульптуру Девы Марии:

В правый алтарь вернули статую святого Роха:

Золотогорский костел уникален тем, что его алтарная часть почти полностью занята органом:

Это неправильное расположение, в алтарной части должен быть алтарь, но в 1980-е годы, когда орган появился в храме, об этом никто не задумывался:

Перенести его невозможно из-за его размеров, менять на новый нецелесообразно - это один из лучших органов Беларуси, благодаря ему в костеле ежегодно проводится международный фестиваль органной музыки "Золотогорская лира":

К концу 2000-х храм оказался на грани обрушения - из-за прохудившейся крыши потолок здания пошел трещинами:

Стараниями прихожан были собраны средства, на которые строители полностью обновили крышу и заменили стропильную систему. Нагрузка на своды снизилась, храм был спасен:

Доски, оставшиеся после ремонта, лежат сегодня на заднем дворе храма:

Замена крыши - лишь первый шаг в реставрации здания, серьезных работ здесь не проводили с 1980-х:

Необходимо еще укрепить фундамент и стены, восстановить убранство:

На территории вокруг костела организовали мемориал в память о снесенном кладбище:

Старые могильные плиты, которые удалось найти и сохранить, разложили вдоль ограды:

На некоторых надгробьях до сих пор можно прочитать имена и годы жизни людей, лежавших когда-то под ними:

Община храма еще не до конца сформирована, приход восстановлен всего 10 лет назад, но потенциал для его роста есть - шестивековая история и статус первой католической общины Минска привлекают людей. Настоятели костела ведут активную просветительскую работу, организуют мероприятия, фестиваль органной музыки освещается в СМИ. Храм как птица Феникс в очередной раз возродился из пепла, у теперешней его реинкарнации есть все шансы стать домом старейшей общины города на долгие века вперед.

Нравится то, что я делаю? Поддержи проект:

Посты о Минске:

Достойные Храмы Минска расположены по всем районам города. Собрали для вас интересные факты, историю и фотографии в нашем материале. А про все достопримечательности столицы смотрите вот .

Костел Святого Симеона и Святой Елены

Отыскать костел святого Симеона и Святой Елены не сложно, он расположен около Дома Правительства. В одних источниках, стиль храма определяется как неороманский , в других – неоготический , с элементами модерна.

Начало строительства датируется 1905 годом. Спроектировал “Красный костёл” Томаш Пайдзерский , а само строительство проходило под руководством известного Эдуарда Войниловича , которому храм и обязан своим официальным именем.

Войнилович подарил храму имена своих детей, утрата которых стала для него слишком болезненным ударом. Живопись и витражи в костеле дело рук живописца Франциско Бруздовича . Храм украшен скульптурами Зигмунда Отто. В храме также расположены три колокола. При установке, каждому из них было присвоено определенное имя – Симон и Михаил.

Костёл Святого Роха: тайны Золотой Горки

В самом центре Минска за Дворцом искусств укромно затаился, пожалуй, самый древний костёл города – костёл Святого Роха . В романе Владимира Короткевича «Каласы пад сярпом тваім» Кастусь Калиновский говорит, что облюбовал Золотую горку и часовню старого Роха. Какие же секреты хранит это место?

Существует несколько версий происхождения названия Золотая Горка . Согласно самой поэтической из них, место получило название от золотых осенних листьев кленовой рощи, которая раскинулась на возвышенности. Вторая версия свидетельствует, что купцы и разбойники с большой дороги частенько закапывали тут свои запасы.

Еще одна версия говорит о том, что один из католических священников объявил сбор средств для возведения костёла и расстелил на возвышенности свой плащ, на который прихожане начали складывать принесенные пожертвования – монеты и драгоценности.

Так около 1790 г. на Золотой во всех смыслах Горке появилась деревянная часовня.

Начиная с XVIII века на территории Золотой Горки образовалось кладбище, на котором хоронили людей, преимущественно умерших от эпидемий.

Однако Вторая мировая война и современная застройка оставили от старого золотогорского кладбища только несколько могил, которые и по сей день можно найти на территории костёла.

В послевоенные годы, когда часть кладбища сносили, на этом месте находили очень богатые могилы. Говорят, в том числе было найдено тело молодой девушки, завернутое в собственное платье. Она была похоронена заживо.

Святой Рох издавна считался защитником от эпидемий чумы и холеры. Согласно городским легендам, когда Минск страдал от тяжелой эпидемии, одному из горожан приснился вещий сон. Якобы город могут спастись, если найти статую Святого Роха, потерянную под обломками одного из костелов. После длительных поисков статуя была извлечена на свет, и эпидемия отступила. Было решено установить чудотворную статую в деревянной часовне на Золотой Горке. Во время Второй мировой войны статуя бесследно исчезла.

Костел Святого Роха был основан в Минске еще в XIV в. князем Ягайлой. Изначально здание находилось в районе современного оперного театра и было деревянным. Но после страшного пожара в 1809 г. костёл не выстоял, и было принято решение перенести парафию в золотогорскую часовню. В 1861 г. на Золотой Горке был возведен каменный костёл.

Размеры храма достаточно скромные, но под ним таятся подземелья с многочисленными захоронениями в нишах. Некоторые историки предполагают, что в низовой части подземелий могут быть погребены и останки основателей костела.

В анналах городских хроник можно встретить упоминания о необычной иконе, находившейся в костеле Святого Роха. Будто бы один богач, совершая конную прогулку, наехал на мольберт художника и так рассердился, что ударил живописца хлыстом по лицу. Некоторое время спустя толстосум решил отреставрировать старый костел на Золотой Горке и нанял художника для того, чтобы написать величественную икону. Иконописцем оказался тот самый человек со шрамом на лице. Не отказавшись от работы, художник попросил Всевышнего наказать своего обидчика.

Икона получилась настолько одухотворенной, что богач, не удержавшись, забрал её и повесил в собственной спальне. В ту же ночь в городе разразилась страшная гроза, и богач вдруг ощутил, как с иконы на него падают обжигающие слезы. Несчастный бросился бежать, но образ неотступно следовал за ним. В итоге магнат бросился с обрыва в реку и утонул, а икону обнаружили утром в стенах костела. Поговаривают, что призрак богача до сих пор бродит по округе Золотой Горки.

Во дворике костела можно наблюдать группу скульптур, в том числе и «Обнаженного мальчика» , что нетипично для католического прихода. На самом деле, во времена СССР в здании костела располагался зал камерной музыки, и скульптуры сохранились в напоминание об этом периоде городской истории.

Сегодня сложно отличить правду об истории костёла Святого Роха и золотогорской возвышенности от домыслов. Ясно одно: тайны этого уголка в сердце Минска еще долгое время будет будоражить пытливые умы.

Здание костела не единожды горело в Минских пожарах, но его регулярно восстанавливали. Возведя в очередной раз святыню, жители города нарекли ее Троицкий костел, но простоял он до 1809 г. и сгорел в страшном пожаре вместе с половиной города.

И только в 1991 г. про костел святого Роха на Золотой горке вновь заговорили, как о культовом сооружении и в свободное время от концертов стали проводить богослужения. С 2006 г. концертный зал закрыли и вернули сооружение римско-католическому приходу.

Отныне паломники со всех стран, туристы и жители Минска приходят в костел к святому Роху – самоотверженному монаху, жившему во Франции в XIII веке и ухаживавшему за больными – поклониться и попросить за здоровье и скорое выздоровление родных людей.

Церковь Марии Магдалины

Церковь Марии Магдалины построена в 1847 году, в русско-византийском стиле, на месте своей деревянной предшественницы, которая была полностью уничтожена в пожаре 1835 года. Новую церковь строили на деньги прихожан и добровольных взносов. Церковь постоянно развивалась и расширялась новыми строениями, а на заре 19 века была достроена Сторожевская брама .

Во время октябрьской революции храм Святой Марии Магдалины неоднократно подвергался расхищением и вандализму, несколько раз закрывался.

В период великой отечественной войны храм действовал, но в 1949 году было принято решении о закрытии церкви. Позже ее частично реконструировали, а на территории был устроен архив.

Собор святых апостолов Петра и Павла

Древней православной достопримечательностью Беларуси является Собор святых Петра и Павла в Минске , построенный в 1612 году благодаря денежным пожертвованиям 52 горожан, на земле, подаренной княжной Друцкой-Горской «на вечные времена».

Стоит собор на Немиге рядом с и в 300 метрах от другого религиозного строения - . Храм, выстроенный в стиле барокко, открыт ежедневно с 7, а по церковным праздникам и воскресениям богослужение начинается с 6 утра. При храме есть воскресная школа. В 1992 году открыли библиотеку и хоры, а с 1997 года в Соборе размещается редакция газеты «Церковное слово».

Правда, история этого храма не всегда была светлой и радужной. В давние времена его существование и судьба служителей собора была неоднозначной, а порой весьма трагичной. Католическая шляхта, препятствующая распространению православной веры, несколько раз приказывала свернуть возведение храма с мужским монастырём при нём. А в 1617, когда при соборе появилась школа для детей христиан, то униатские священники просто устроили избиение учеников. Вплоть до 1787 года фанатичные униаты и польские шляхтичи несколько раз громили монастырь и собор. Из-за этого храм пришёл в упадок. Только в 1795 году, уже при управлении Екатерины II, на восстановление собора ею было передано 7000 серебром, а 1797 году Павел Первый лично присутствовал на богослужении в обновлённом храме, названном Екатерининским.

Недолго собор переживал хорошие времена, так как уже в 1812, во время оккупации французами, его превратили в лазарет Наполеоновской армии. Все убранство было расхищено и испорчено. После изгнания французов собор восстановили, а к 1875 году храм перестроили, расписали стены, воздвигли купол и переосвятили в честь Николая Чудотворца. Это был период истории, когда все соборы Беларуси переживали свои лучшие времена.

При становлении Советской власти храмы и церкви Минска подверглись гонению. В 1933 году Петропавловский собор закрыли, внутреннее убранство вынесли, а в помещении устроили склад сельди. Церковный двор был заставлен бочками из-под рыбы.

Во время Отечественной войны, когда Минск захватили немецкие войска, жители самовольно расчистили храм от склада и возобновили богослужения. За это в 1944 году советские власти арестовали и осудили настоятеля и служащих, а в здании храма устроили в архив. И это стало последним осквернением Собора за его многовековую историю.

Начиная с 1972 года, здание Собора только восстанавливали и реконструировали, и сегодня он имеет предположительно свой первоначальный облик. В течение последних 40 лет Петропавловский собор пополнился известными иконами, была полностью восстановлена архитектура: воссоздана северная башня, снесённая зарядом ещё во время ВОВ , а фасад освободили от пристроек, сделанных в разные времена. У алтаря установили кованный позолоченный крест и подняли 8 колоколов. Теперь колокольный перезвон призывает людей к богослужению в 400-летний Собор святых апостолов Петра и Павла в Минске, как в стародавние времена.

Архикафедральный костел Пресвятой Девы Марии

Архикафедральный костел (1700 – 1721) обязан своим возведением иезуитам, которые начали деятельность в Минске в XVII веке. Их активная работа вылилась сперва в строительство иезуитской школы, которая помогала просвещению и грамотности детей города, а затем и самого храма. И внешнее и внутреннее оформление костела пресвятой Девы Марии в стиле барокко вызывало восхищение.

Фрески, красивые росписи, орнаментальная живопись, деревянные фигуры 12 апостолов – всё это делало костёл величественным и вызывало трепет прихожан. В 1773 году костёл переформировали в приходской из-за упразднения ордена иезуитов.


cтарое фото: костел пресвятой девы марии

Когда Минск находился в Российской империи, костёл стал носить статус собора. Вторая мировая война стала причиной сильного разрушения этого памятника архитектуры города Минска. Его даже перестроили для спортивного общества “Спартак”. Древние фрески, росписи просто закрасили краской. Здание костёла стало местом, где тренировались спортивные секции. В послесоветское время храм вернули верующими, реконструировали и освятили в 1997 году.


Храм Всех Святых

В 1991 г. на Всехсвятской улице был заложен первый камень будущего храма Всех Святых , но активное строительство началось лишь в 2006 году. 2 июля 2010 г. церкви и храмы Минска пополнились новым, красивейшим и современным культовым сооружением, одним из самых высоких на территории СНГ.

Всехсвятская церковь построена в форме шатра, увенчанного пятью золотыми куполами с крестами, высотой в 74 метра. Это не только один из самых высоких храмов, но и самый вместительный - во время богослужения может принять до 1200 человек.

Храм Всех Святых в Минске стал храмом-памятником 10 млн белорусам погибшим в войнах, революциях и насильственных переселениях.

Церковь поражает своим великолепием и богатством убранства. Храм украшают иконостасы уникальные и неповторимые. Это работы палехских мастеров. Все деревянные панели, церковная утварь и убранство выполнено вручную и являются произведениями современного искусства.

Церковь Александра Невского

Единственный православный храм, полностью сохранивший свой первоначальный внешний вид находится на улице Козлова 11, на территории Военного кладбища. Уникальная церковь Александра Невского была освящена в 1898 году.

Храм спроектирован белорусским архитектором Струевым Виктором в 1896 году в стиле барокко XVIІ -XVIII веков. На возведение было определено более 11 тысяч рублей войсками местного военного подразделения, родными погибших воинов.

Внутри церкви размещены имена 118 погибших бойцов 30-й артиллерийской бригады и 119-го Коломенского полка на мемориальных досках. Погибли воины-белорусы во время захвата болгарской Плевны . Церковь строилась в 1877–1878 годы в почтение победы России над Турецкой Республикой.

Удивительным есть тот момент, что во время Великой Отечественной войны внутрь храма попало взрывное оружие и, к счастью, не взорвалось. Бомба проникла в помещение через купол и упала возле иконы Николая Угодника. В наше время в минской церкви Александра Невского проходят богослужения, упоминаются все имена погибших воинов во время российско-турецкой войны.

Церковь Святого Духа

Одним из выразительных культовых строений центральной части столицы стала церковь Святого Духа, построенная в стиле виленского барокко в 1633 году.

Изначально это был костел, входящий в комплекс женского монастыря бернардинок . После того как все монахини его покинули, в 1860 году костел осветили в память Мефодия и Кирилла и он стал православной церковью. Во времена Советской России церковь Сошествия Святого Духа, как и костел Пресвятой Девы Марии и Петропавловский собор, была отобрана у христиан. В ней разместили пожарную команду со спортивным залом, а затем и вовсе устроили архив.

Во время ВОВ в храме возобновилась служба, а когда гонения веры прекратились, церковь Святого Духа не только восстановила богослужение в полном объеме, но и в 1961 году стала главным храмом Беларуси .

В 2009 году началась реконструкция храма и восстановление его в первоначальный вид. За основу взяли набросок неизвестного художника изобразившего храм в 1800 году.

Сегодня церковь встречает верующих во всем своем великолепии, полностью восстановленная и реставрированная. Залы освещают люстры и бра XVII века, воссозданы витражи витражные двери. При соборе открыта воскресная школа и размещен концертный зал детской филармонии «Верхний город». Посетить церковь Сошествия Святого Духа в Минске вы можете ежедневно с 9, а по праздничным дням богослужение начинается в 7 утра.

Собор Сошествия Святого Духа

Наиболее яркие достопримечательности Минска относятся к православным сооружениям прошлых столетий, например таким можно считать Кафедральный собор Сошествия Святого духа Минска, в народе – Свято-Духов .

Построенный первоначально как бернардинский католический монастырь, впоследствии перестроен в православную церковь. Однако ныне, уже в период независимости Беларуси , это чудесное сооружение, возведенное в стиле, именуемом сарматское барокко, – важная достопримечательность столицы Беларуси .

Собор очень ценится паломниками из-за чудотворной иконы Божьей Матери и мощей св. С. Слуцкой . Для не слишком религиозных туристов будет приятным времяпровождением изучение архитектуры церкви и ее внутреннего убранства.

Приятным дополнением к композиции собора становится площадь перед входом, позволяющая оценить всю величественность этого красивого творения профессиональных зодчих прошлых лет.

Костел Святого Иосифа

Монастырь Бернардинцев, построенный в 1630 г. был деревянным и, к сожалению, мы никогда не узнаем, как выглядело первоначальное строение. В последующие годы костел во многом повторил судьбу церкви Святого Духа, расположенной в 50 метрах от него: он трижды горел, но всякий раз перестраивался.

После последнего пожара в 1835 г. монастырь Бернардинцев приобрел черты барокко. А в 1864 г. здание костела забрали у церкви и монастырь упразднили. Но, в отличие от других культовых сооружений, посещаемых туристами, богослужения в костеле так и не возобновились.

Тем не менее монастырь Бернардинцев ремонтировали и восстанавливали, стараясь сохранить его. Сегодня в здании находятся архивы, а в монашеских кельях еще совсем недавно были прокуратура и военная комендатура.

Несмотря на земное использование здания духовного предназначения, Костел Святого Иосифа в Минске не утратил своих отличительных черт трехнефной без башенной базилики с выделенными высокими пилястрами. Выделенные ниши по обе стороны утратили установленные ранее в них скульптуры, но вход в костел с трех лепестковым окном над ним, сохранились в былом виде.


Приход храма иконы Божией Матери “Всецарица”

Приход храма иконы Всецарица приглашает всех верующих увидеть и дотронуться к чудодейственной иконе Божией матери, что c греческого переводится как “Пантанасса “.

На ней изображена Пречистая Дева с сыном на руках, восседающая на троне. В левой руке у Матери находится свиток, а правой рукой она указывает всем на своего Сына, спасителя всего человечества.

Сзади – два ангела, осеняющие крыльями Пречистую. Икона не большая, но очень древняя: написана была в XVII веке, а своё благословение получила на горе Афон.

Из века в век передаётся сказ, что однажды к иконе подошёл молодой парень, и что-то невнятно бормотал про себя. И тут лик Богоматери озарился дивным светом, и непонятная сила отбросила юношу в угол. Когда он поднялся, то тут же в отчаянье и страхе подбежал к другим иконам, признаваясь перед ликом святых в греховном бытие и колдовстве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Костелы Клементинума – костел Святого Сальватора и Святого Климента – вытянулись вдоль Карловой улицы и, сливаясь друг с другом, представляют практически одно строение.
"Salvator" в переводе с латинского означает "Спаситель", "Святой Сальватор" - имеется в виду Иисус Христос.
В 1578 году началось строительство костела Святого Сальватора на месте старого романского костела Святого Климента, кладка которого послужила основой стен пресвитерия и двух башен. Прототипом храма послужила церковь Иль-Джезу в Риме – соборная церковь ордена иезуитов, где покоится основатель ордена Игнатий Лойола.

Строительство костела проходило поэтапно. С 1578 по 1581 годы был возведен пресвитерий и поперечный неф, с 1600 по 1601 годы – неф, точнее три нефа: центральный – основной и два боковых, и ренессансные мраморные порталы входа в храм, а после небольшого перерыва с 1638 по 1640 годы над боковыми нефами были сделаны эмпоры (сооружения, похожие на галереи), а также произвели отделку лепниной.

В последующие 20 лет был возведен купол, фасад главного входа со стороны Кржижовницкой площади дополнен раннебарочным портиком в форме триумфальной арки, украшенным 13 скульптурами с изображением иезуитских святых, евангелистов, Девы Марии и Иисуса Христа и 5 декоративными вазами с иезуитским гербом.

Работу по созданию скульптур, а также отделку лепниной купола провел Ян Йиржи Бендл. На внутреннем поле фронтона фасада изображен рельефный иезуитский символ.
Последняя серьезная реконструкция прошла в 1714 году, когда башни храма увеличили в высоту и изменили внешне в барочном стиле согласно проекта Франтишека Максимильяна Каньки. В таком виде костел Святого Сальватора и дошел до наших дней.

Самой привлекательной деталью интерьера костела служит главный алтарь с копией картины Рафаэля «Преображение Господне», написанной в 1632 году художником Яном Йиржи Герингом. Мраморный алтарь украшен резными колоннами, пилястрами, золоченными резными декоративными элементами, скульптурами Святого Бартоломея и Святого Климента, небольшими картинами с изображением святых работы Игнаца Рааба, а также многочисленными скульптурами ангелов. По бокам от алтаря находятся скульптуры с изображением Святого Вацлава и Святого Войтеха.
Помимо главного алтаря в костеле установлено шесть боковых алтарей, посвященных Святому Франциску Ксаверскому, Святому Яну Непомуцкому, Святому Станислову, Деве Марии Болестной, Святому Алоису Гонзаги, Игнацу из Лойолы.
Нефы храма отделены от входа декоративными металлическими воротами-решетками в стиле позднего манеризма XVI века.

В склепе под храмом похоронены видные деятели иезуитского ордена, среди которых Багуслав Балбин – чешский писатель и историк. У главного алтаря имеется вход в Влашскую часовню Девы Марии.

Над входом в костел расположен орган, реставрация которого прошла в 2009-2011 годах под бдительным контролем со стороны созданной по этому случаю комиссии, в состав которой вошли представители Пражского архиепископства, Национального института наследия, академического прихода и норвежских партнеров, выделивших на это деньги.

Этот орган был установлен в 1780 году, однако изначально в храме находилось два органа. В конце XVII века было принято решение об их объединении. В течение времени его еще не раз реставрировали, но внешний вид больше не изменяли.

В 1990 году было восстановлено духовное управление для студентов, а в 2004 году образован первый академический приход. *
Помимо служб, в костеле проходят концерты органной музыки; также он является прекрасным местом для проведения свадебной церемонии.
(информация взята с сайта czland.net/praga/kostely-klem…)
* В основном он обслуживает студентов, преподавателей и сотрудников университетов Праги, но, как пишут на официальном сайте храма, "доступен для всех, кто ищет духовную родину".

А главным храмом иезуитов в Праге стал

История возникновения Красного костёла в Минске.

Одна из достопримечательностей Минска - костел святых Симеона и Елены, расположенный на площади Независимости, - имеет давнюю и интересную историю. Эта история берет свое начало в конце XIX века, когда минские католики приняли решение о возведении в городе еще одного храма.

Костел Святых Симеона и Елены в Минске , или Красный Костёл ,был построен на средства Эдварда Адама Войниловича, выдающегося белорусского деятеля конца 19 - начала 20 веков.Единственным условием Эдварда и его жены Олимпии было то, что должен быть принят проект, который они предоставят. Они посвящали его святым Симеону и Елене в память о своих умерших детях. (Симеон и Елена Войниловичи ушли из жизни соответственно в 12 и 18 лет.) Так появился проект польских архитекторов Томаша Пайздерского и Владислава Маркони.

Торжественная закладка фундамента состоялась 6 сентября 1906 года, первый камень был заложен ксендзом Казимиром Михалкевичем, настоятелем храма Святой Троицы. Все внутренние работы - скульптурные и камнетесные - выполнялись польским мастером Зигмундом Отто.

Строительные материалы на возведения Красного костёла в Минске выбирались самые качественные: красный кирпич из Ченстохова, а также розовый песчаник и мрамор для алтарей и колонн. Поговаривают, что даже каждый кирпич был завернут в отдельную бумажку.

Новый костел отличался необычной для Минска того времени архитектурой. Ядром композиции стала высокая прямоугольная башня - символ вечной скорби родителей, утративших детей. Две башни поменьше получили имена Симеона и Елены. Рядом с храмом была построена двухэтажная плебания, а вокруг - каменная ограда.

Освящён костёл был ксендзом Витольдом Чечотом в ноябре 1910 года, а с декабря начались проводиться службы. Праздник собрал огромное количество людей, причем не только католического вероисповедания.

Строительство храма обошлось Войниловичам в 300 тысяч рублей (в сегодняшнем эквиваленте это порядка 12 млн. долларов).

На фото Костёл Святого Симеона и Елены в Минске, впечатляющий кадр Красного костёла.


Саша Митрахович 15.05.2015 15:18


Основным кредитором строительства костела пожелал быть помещик Эдвард Войнилович, единственным условием Эдварда и его жены Олимпии было принятие проекта, который они предоставят.

Вместе с женой Олимпией он решил посвятить его святым Симеону и Елене в память о своих умерших детях. Симеон и Елена Войниловичи ушли из жизни соответственно в 12 и 18 лет. От сюда и пошло название - Костел Святых Симеона и Елены .

Проект храма был заказан архитектору Томашу Пояздерскому. Участие в создании этого проекта приняли также зодчие В. Маркони и Г. Гай.

Первый камень будущего костела был торжественно освящен ксендзом Михалкевичем в сентябре 1906 года.

На площадку стали поступать самые лучшие строительные материалы: красный кирпич из Ченстохова, а также розовый песчаник и мрамор для алтарей и колонн. Поговаривают, что каждый кирпич был завернут в отдельную бумажку.

Спустя два года крыша храма уже была покрыта черепицей. Внутренней его отделкой занимались скульптор из Варшавы З. Отт и художник Ф. Бруздович.

Новый костел отличался необычной для Минска того времени архитектурой. Ядром композиции стала высокая прямоугольная башня - символ вечной скорби родителей, утративших детей. Две башни поменьше получили имена Симеона и Елены.

Рядом с храмом была построена двухэтажная плебания, а вокруг - каменная ограда.

На фото Красный костёл Минск в вечернем освещении.


Саша Митрахович 19.05.2015 17:17


История костёла Святых Симеона и Елены в советский период:

После 1917 года в жизни минских храмов настали тяжелые времена. Не стал исключением и костел Святых Симеона и Елены. После прихода к власти большевиков костёл Святых Симеона и Елены был разграблен. Однако богослужения в нём продолжались ещё много лет.

В 1923 году он подвергся опустошительному разграблению. Из святыни вынесли мебель, иконы, посуду, часы, чернильницы.

Спустя еще девять лет храм и вовсе закрыли. Поначалу его здание занял Государственный польский театр, а затем киностудия «Советская Беларусь».

После Великой Отечественной войны костел долгое время оставался закрытым. Затем его помещения вновь были переданы киностудии.

В 1975 году здание храма после реконструкции было приспособлено под республиканский клуб кинематографистов - Дом кино. В самой высокой башне размещался музей кинематографии, а главное помещение было разделено на два зала по 250 мест в каждом.

В это же время (70-е годы) комплекс костела получил статус памятника культуры республиканского значения.

На фото вечерний костёл Святых Симеона и Елены .


Саша Митрахович 22.05.2015 08:47


Возвращение храма Римско-католической конфессии произошло в 1990 году.

Спустя шесть лет (1996) кардинал Казимир Свентэк освятил установленную перед ним бронзовую скульптурную композицию Святого Михаила, который пронзает копьём крылатого змея, автора И. Голубева. Эта композиция символизирует победу небесного воинства над силами тьмы. Архангел Михаил, издревле считавшийся покровителем Беларуси, пронзает копьем крылатого змея.

В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки» - напоминание о жертвах ядерных катастроф.

За сто лет своего существования костёл Святого Симеона и Елены в Минске использовался по прямому предназначению меньше полувека: в 1910-1932 гг. и с 1990 года.

В 2006 году в здании костёла были перезахоронены останки его основателя - Эдварда Войниловича.

Костёл Святого Симеона и Елены в Минске сегодня является одной из визитных карточек столицы и включён во многие экскурсионные туры по Беларуси, познавательные туры по Беларуси, туры выходного дня и религиозные туры.

В Костёл святого Симеона и святой Елены в Минске. Беларусь.

В октябре одним днём удалось побывать в Минске. Понятное дело, было запланировано множество мест для съёмки, но осенняя погода непредсказуема - весь день небо было затянуто облаками и камеру из рюкзака доставать не хотелось...

Ближе к вечеру, появились тучи. Сделал несколько кадров "для корзины" (типа этого внизу №1). Оставалась надежда на вечер, когда включат подсветку.

1.

Мы базировались на вокзале в ожидании продолжения поездки. Я пошёл на вечернюю съёмку и проходя мимо костела на площади Независимости увидел, как небо начало разгораться. На западе горизонт очистился от облаков и солнце подсветило облака снизу закатным светом.
Когда достал камеру, небо уже полыхало малиновым!

2.

После малинового, цвет неба стал меняться на оранжевый

3.

Обернувшись спиной к закату я увидел радугу над городом среди розовых облаков! Никогда не видел радугу на закате, да ещё и в октябре! Пришлось бегать бегом, чтобы найти какой-нибудь интересный ракурс.

4.

Радуга быстро растаяла повисев около 5 минут, но яркое малиново-оранжевое небо ещё некоторое время освещало здания розовым светом и красный костёл стал ещё более красным.

5.

Закат закончился и пришлось ждать около часа, пока стемнеет и включатся фонари вечерней подсветки. Как всегда бывает, поднялся холодный ветер и начал капать дождь...

6.

7.

На нижнем фото нахватал "зайцев" объективом, но, на мой взгляд, так даже интереснее вышло.

8.

Небо почернело - значит пора заканчивать съёмку.

9.

Собственно про костел из Википедии:

Костёл святого Симеона и святой Елены (белор. Касцёл святога Сымона і святой Алены, польск. Kościół św. Szymona i Heleny), часто называемый также Красным костёлом — наиболее известный католический храм Минска.


Административно относится к юго-восточному деканату Минско-Могилёвской архиепархии. Памятник архитектуры, включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. В ряде источников, включая воспоминания самого строителя храма Эдварда Войниловича, стиль храма характеризуется как неороманский, в ряде других, как неоготика с чертами модерна.


Костёл размещается на площади Независимости в непосредственной близости от Дома Правительства.


Строительство храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский дворянин Эдвард Войнилович, он же пожертвовал крупную сумму на строительство храма. Автором проекта стал польский архитектор Томаш Пайздерский. Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память двух рано умерших детей Войниловича. Осенью 1908 года были завершены основные строительные работы, в 1909 году на башню подняты колокола, а 20 сентября 1910 года архиепископ Ключинский освятил храм. Храм был целиком построен из красного кирпича, что принесло ему народное прозвище «Красный костёл».


В 1923 году почти все храмовые ценности были экспроприированы, а окончательно костёл был закрыт в 1932 году. Сначала в нём располагался Государственный польский театр БССР, затем он переоборудован под киностудию. В 1942 году во время оккупации города немецкими войсками храм был вновь открыт, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Существовали планы полного уничтожения здания, которые не были реализованы. В здании размещались службы киностудии, затем — Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино.


В советское время здание подверглось перестройке — появились пристройки на левом боковом фасаде; три апсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но несмотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970-е гт. сделаны новые витражи, которые воплощали аллегории пяти искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко, а также люстры из меди.


В 1990 году костёл святых Симона и Елены был возвращён Католической церкви. В ходе немедленно начавшихся реставрационных работ на сводах и в пресвитерии были расчищены росписи. В 1996 году у костёла была установлена скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея. В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки».