Что такое внутренний транзит. Оформление таможенного транзита. Что значит таможенный транзит товаров

Балтийская таможня, которая несет ответственность за все грузовые терминалы Морского порта Санкт-Петербург, состоит из пяти таможенных постов: «Центральный», «Кронштадтский», «Гавань», «Лесной порт», и «Турухтанный». На всех перечисленных постах осуществляется , ввозимых и вывозимых морскими судами. Посты осуществляют все необходимые таможенные операции с грузами, находящимися в режиме импорта. После предоставления таможенной декларации на груз или товар, таможенными органами производятся все виды таможенных процедур, а именно: помещение товара под определенный таможенный режим, перемещение товара на склады временного хранения, перемещение товара по процедуре внутреннего таможенного транзита (ВТТ).

Оформление транзита

Режим внутреннего таможенного транзита заключается в перемещении товара с территории ответственности Балтийской таможни по территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин и платежей. Данная перевозка может быть выполнена как таможенным перевозчиком, так и любым другим. Разрешение на такую перевозку выдается экспедитору груза или перевозчику при наличии российского гражданства. Для получения разрешения у Балтийской таможни на перевозку груза, следует предоставить всю необходимую информацию о товаре для его идентификации, транзитную , и осуществить опломбировку транспортного средства, на котором будет перевозиться груз по таможенной территории Российской Федерации по процедуре ВТТ.


Для оформления ВТТ перевозчиком должна быть предоставлены сведения и документы:

  • количество грузовых мест;
  • наименование товара;
  • вес в брутто и нетто;
  • код товара по ТН ВЭД;
  • сведения об отправителе;
  • сведения о получателе;
  • адреса отправителя и получателя;
  • информация о транспортном средстве, водителе;
  • документ о местонахождении таможенного поста в месте прибытия груза, его цифровой код;
  • предоставление информации о месте перегрузки или промежуточного хранения груза при его перемещении.


При оформлении большой партии товара по процедуре внутреннего таможенного транзита, который планируют перевозить несколькими транспортными средствами, экспедитор предоставляет Балтийской таможне транзитные декларации на каждую партию отдельно.


Балтийская таможня устанавливает сроки транзита товаров, исходя из возможностей транспортных средств, условий перевозки и сроков доставки данного типа грузов.

Таможенный транзит товаров – важнейшая процедура перемещения продукции в процессе внешнеторговой деятельности. В этом материале мы объясним, в чем она заключается и какие при этом необходимы документы.

Что значит таможенный транзит товаров

Таможенный транзит – процесс, в соответствии с которым продукция перемещается под контролем органов таможни по таможенной территории Таможенного союза (ТС), а также по территории страны, не входящей в состав Таможенного Союза: от таможенного места отправления до таможенного места назначения. При этом соответствующие пошлины и налоги не оплачиваются, но все запреты и ограничения применяются, кроме мер нетарифного и технического регулирования.

Надеемся, что предлагаемая статья поможет получить ясное представление о том, как перемещаются грузы, подвластные таможенным структурам.

Таможенный режим транзита товаров обеспечивает перевозку:

    импортной продукции от подразделения таможни в пункте убытия до подразделения таможни в пункте назначения;

    импортной продукции от подразделения таможни в точке прибытия до внутреннего таможенного подразделения;

    импортной продукции, а также товаров Таможенного Союза от внутреннего подразделения таможни до подразделения таможни в месте убытия;

    импортной продукции от одного внутритаможенного подразделения до другого;

    продукции Таможенного Союза от подразделения таможни в точке убытия до подразделения таможни в точке назначения по территории страны, не входящей в состав Таможенного Союза.

Виды таможенного транзита:

Международный таможенный транзит (МТТ) – процесс, при котором импортная продукция перемещается по зоне Таможенного Союза под наблюдением таможенных подразделений от точки ее прибытия на территорию Таможенного Союза до точки убытия ее с этой территории (если это только часть ее пути, начинающегося и заканчивающегося за территорией Таможенного Союза), без оплаты соответствующих налогов и пошлин, а также без применения к продукции финансовых запретов и ограничений, установленных Таможенным кодексом Таможенного Союза.

Внутренний таможенный транзит (ВТТ) применяют при перемещении продукции из пункта ее прибытия до пункта нахождения таможенного подразделения назначения, из пункта нахождения продукции при ее декларировании до пункта вывоза с территории Таможенного Союза, между временными хранилищами, таможенными базами, а также в других случаях перевозки продукции иностранного происхождения по территории Таможенного Союза, если на нее не было предоставлено подтверждение таможенных платежей.

При ВТТ не надо оплачивать налоги и таможенные пошлины на ввоз, а также сборы за таможенное оформление, нет необходимости в предоставлении лицензий.

Таможенный режим транзита товаров по территории Европейского Союза

Цель процедуры транзита Евросоюза – урегулирование перемещения продукции внутри Евросоюза и облегчение соблюдения формальностей, которые необходимы при пересечении таможенных границ Евросоюза. Порядок транзита по территории Евросоюза разрешает оформлять продукцию в подразделении таможни в том пункте, где находится импортер (экспортер). Это дает возможность сохранить таможенный статус продукции: для товаров Евросоюза – при перевозке из одного места в другое на таможенной территории Евросоюза через территорию третьего государства; для иностранной продукции – при перевозке по таможенной территории Евросоюза.

При транспортировке продукции Евросоюза по таможенной территории Евросоюза транзитная процедура не используется, поскольку это основополагающий принцип Договора о ЕС.

В процессе ввоза импортной продукции процедура транзита дает возможность отсрочить оплату соответствующих пошлин и использование ограничительных мер до того момента, когда товар прибудет в пункт назначения или уйдет с таможенной территории Евросоюза. Транзитная продукция не облагается НДС и акцизами, однако находится под таможенным надзором для контролирования соблюдения таможенных правил.

В процессе вывоза продукции транзит позволяет не платить экспортные и импортные пошлины, если этот товар будет снова ввезен на таможенную территорию Евросоюза. Одновременно экспорт транзитных товаров не разрешает получать соответствующие возмещения.

Законодательство Евросоюза предусматривает два вида процедуры:

    внешний транзит – для товаров, произведенных вне территории Евросоюза (обозначается кодом «Т1»);

    внутренний транзит – для товаров, произведенных на территории Евросоюза («Т2»).

Также от того, куда направляется транзитная продукция, различают следующие виды транзита:

    коммунитарный – перевозка продукции от одной точки до другой на таможенной территории Евросоюза;

    общий – перевозка продукции, согласно Конвенции об общем транзите 1987 года, между Евросоюзом, ЕФТА (Лихтенштейн, Норвегия, Исландия, Швейцария), а также отдельными государствами-кандидатами.

    международный – перевозка продукции согласно другим международным соглашениям:

    Конвенция МДП (TIR);

    Конвенция АТА;

    Конвенция о навигации по Рейну;

    Конвенция между государствами-членами НАТО;

    почтовый – для продукции, которую перемещают посредством почты.

Условия помещения товара под таможенную процедуру таможенного транзита по ТК ТС

Транзит продукции в рамках таможенного законодательства разрешен, если:

    продукцию разрешено ввозить или вывозить с территории Таможенного Союза;

    имеются документы, которые подтверждают следование ограничениям, связанным с перевозкой продукции через таможенную границу;

    выполнен пограничный и государственный контроль, если это требуется в той точке, куда прибыл товар;

    предъявлена транзитная декларация;

    соблюдаются условия таможенного транзита товаров, указанные в Таможенном кодексе Таможенного Союза;

    продукция идентифицирована согласно статье 109 Таможенного кодекса Таможенного Союза;

    транспортное средство оснащено так, как этого требует перевозка запломбированной и опечатанной таможней продукции.

К примеру, согласно Федеральному закону № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» запрещается провозить через нашу страну наркотики, психотропные вещества и их прекурсоры (вещества, которые могут быть использованы для производства наркотиков и психотропных веществ).

Срок таможенного транзита

При утверждении таможней определенного срока для таможенного перемещения продукции этот период должен соответствовать временным затратам транзитной операции. Во многих случаях сотрудники таможни определяют достаточно продолжительные по времени периоды для того, чтобы транзит совершался без ненужной спешки, чего достаточно для всех участников транспортировки.

При определении сроков основной целью является то, чтобы, способствуя завершению режима таможенного транзита в течение соответствующего временного периода, при необходимости начать расследование, которое обеспечит пополнение госбюджета без неоправданных задержек, затрудняющих другие этапы операций. Единые сроки предусмотрены для продукции, которая не представляет особого риска. При повышенном риске таможня может вводить также специальные сроки.

При объединенных таможенных постах, которые взаимосвязаны договором о таможенном транзите, существует регламент, в соответствии с которым таможенное подразделение отправления при необходимости может установить специальный срок конкретной транзитной операции, при этом другие участники договора должны согласиться с этим сроком и не требовать его изменения.

При определении срока транзита сотрудники таможни должны учитывать все требования, координирующие работу перевозчиков, например, правила, которые контролируют рабочее время и обязательный отдых водителей автотранспортных средств.

Какие документы требуется подготовить, чтобы пройти таможенный транзит товаров Таможенного союза

    Счет-фактура (инвойс), упаковочный лист, в котором должны содержаться следующие данные:

    • О продавце и покупателе, соответствующие данным отправителя и получателя, содержащиеся в транспортных документах. Если отправитель – не та компания, название которой указано в счете-фактуре в качестве продавца (к примеру, производитель), то необходимо приложить подлинное письмо отправителя с подтверждением того, что он действует по поручению продавца.

      Номер и дата счета-фактуры.

      Код продукции согласно ЕТН ВЭД ТС, а также действительное наименование продукции на русском языке. Если указано более одного кода, то по каждому из них надо указать вес нетто, брутто, количество мест и стоимость.

      Номер контракта, дата.

      Номера контейнеров, зарегистрированный номер автотранспортного средства.

      Вес нетто и брутто.

      Валюта, которая обеспечивает контракт.

      Цена груза.

      Число грузовых мест.

      Условия, на которых осуществляется поставка по Инкотермс-2010.

      Товаропроизводитель и страна, где был произведен товар.

    Свидетельство из налоговой инспекции с указанием ИНН (копия).

    Свидетельство из налоговой инспекции с указанием ОГРН (копия).

    Документ о присвоении кода ОКПО (копия).

    Транспортный документ (подлинник).

    Название (с кодом) таможенного поста, который является пунктом принятия груза для таможенной очистки.

    Схема доставки груза.

    Соглашение с перевозчиком.

    Транзитная декларация.

    Если груз растительного происхождения, потребуется импортное карантинное разрешение на ввоз продукции на территорию Таможенного Союза, фитосанитарный сертификат.

    Если груз животного происхождения, потребуется ветеринарный сертификат от отправителя (подлинник), ветеринарный сертификат (копия) страны происхождения, а также разрешение Управления ветеринарии РФ.

    Если груз имеет класс опасности (IMO), то потребуются аварийная карта, паспорт безопасности (на русском языке), сертификат.

По Таможенному кодексу Таможенного Союза не требуется уплата таможенных платежей и налогов, если:

    их общая сумма не превышает 20 тыс. рублей;

    таможенное подразделение уверено, что компания-перевозчик исполнит все свои обязательства.

Согласно Таможенному кодексу Таможенного Союза, компания-перевозчик не платит таможенные налоги и пошлины, если:

    общая сумма налогов и пошлин не превышает 500 евро по курсу, установленному государством-членом Таможенного Союза в день, когда следует оплатить таможенные налоги и пошлины;

    декларант – таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор;

    транзит продукции осуществляется посредством трубопроводного, железнодорожного транспорта, а также по линиям электропередач;

    отсутствует обеспечение согласно международным договорам РФ о перемещении продукции при таможенном сопровождении.

Как проходит процедура таможенного транзита товаров

Исходной точкой начала действия процедуры считается таможенный пункт пропуска на территории Таможенного Союза, куда прибыл груз для таможенного транзита. Разрешение на транспортировку иностранных товаров таможня выдает в режиме транзита.

Документы необходимо представить в течение одного – двух часов после прибытия партии продукции в пункт пропуска (в рабочее время). Таможенному пункту дается один час для регистрации всех документов и до 24 часов на то, чтобы их обработать и выдать разрешение на таможенный транзит (при условии соблюдения всех обязательных требований отправителем и транспортировщиком).

Таможенное сопровождение – непременное условие законного перемещения продукции по территории стран Таможенного Союза. Сопровождение транзита по России возлагается на сотрудников таможенной службы либо других должностных лиц, имеющих право выполнять мониторинг таможенного транзита товаров на территориях стран-членов Таможенного Союза.

Изменять определенный ранее маршрут допускается только после разрешения службы сопровождения. Соответствующий ордер должен быть у перевозчика в письменном виде.

Транзит импортной продукции считается завершенным после того, как груз действительно доставлен в пункт назначения, и факт приема товаров документально подтвержден с передачей пакета необходимых документов (транзитной декларации и пр.).

В соответствии со статьей 223 Таможенного кодекса Таможенного Союза служба, отвечающая за транспортировку таможенных транзитов, отвечает за безопасность груза , нанесенных пломб, запорных устройств и элементов, идентифицирующих товары.

Обязанности перевозчика:

    обеспечение целостности грузового контейнера и защита продукции;

    исключение риска незаконного доступа к тому, что находится в опломбированной таре, а также внеплановой разгрузки продукции, следующей транзитом;

    строгое следование по заранее определенной схеме движения.

Форс-мажорные ситуации не по вине транзитера освобождают перевозчика от обязанности возмещать урон, связанный с утратой груза. Но служба перевозки должна сделать все необходимое для того, чтобы обеспечить безопасность продукции таможенного транзита при потенциальной опасности.

Любые операции с грузом таможенного транзита должны производиться:

    так, чтобы были сохранены пломбы и печати на таре;

    только после того, как получено письменное уведомление и согласие таможенных служб того региона, куда направляется груз.

Таможенный контроль транзита товаров с помощью новых технологий

Процесс компьютеризации таможенной службы России берет отсчет с начала 1990-х годов. К 1997 году, с окончанием первого этапа внедрения единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС ФТС), были компьютеризованы все наиболее важные функции таможенных органов.

ЕАИС ФТС России имеет следующие уровни иерархии:

    Федеральный уровень – верхний уровень иерархии, который образуют подразделения Государственного таможенного комитета (ГТК РФ) и Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ ФТС России).

    Региональный уровень – семь региональных таможенных управлений (РТУ) отдельных Федеральных округов.

    Таможенный уровень – таможни, зоной деятельности которых являются субъекты Федерации.

    Территориальный уровень – таможенные посты или подразделения таможенного оформления и контроля.

На современном этапе развития ЕАИС приоритетными задачами являются: разработка подсистем предварительного информирования и декларирования с использованием электронной цифровой подписи, управления рисками, внедрение международных стандартов, обеспечение поддержки безопасных транспортно-логических цепочек поставок.

Таможенные органы всех стран вынуждены непрерывно совершенствовать технологии управления в соответствии с меняющимися условиями мировой торговли. Одновременно они призваны предотвращать правонарушения и преступления в таможенной сфере, обеспечивая безопасность. Чрезвычайно актуальным становится использование инновационных технологий в таможенной сфере.

Новые решения в области информационных таможенных технологий позволят обеспечить к 2020 году:

    возможность взаимодействия таможенных органов и других ведомств, участвующих в приграничном управлении,

    полностью открытую, беспроводную и мобильную операционную среду,

    решения для структурированных и неструктурированных данных.

Использование новых методов позволит идентифицировать как личности, так и грузы для выборочного контроля. Современные технологии поиска и совпадения работают на высоких скоростях, позволяя осуществлять проверку декларации определенного содержания за малый промежуток времени.

Биометрия станет основным и широко распространенным методом идентификации к 2020 году, базируясь на таких характеристиках, как дактилоскопия, сканирование радужной оболочки глаза и распознавание голоса для подтверждения персональной идентификации. Применять технологию биометрии более безопасно, чем полагаться лишь на документы и сведения, предоставленные пассажиром (паспорт, декларации, прочие документы), так как их легко подделать или получить обманным путем.

По оценкам таможенников США, при использовании программы биометрической идентификации Global Entry для преодоления государственной границы клиенту требуется менее одной минуты, тогда как традиционное прохождение таможенного и паспортного контроля занимает гораздо больше времени.

Нанотехнологии перспективны в плане повышения надежности контроля подлинности документов, более безопасны как метод идентификации в сравнении со штрих-кодами, которые могут портить внешний вид товара или документа и легко подделываются.

Радиочастотная идентификация в сочетании со спутниковой технологией позволит безопасно прослеживать и контролировать маршрут перевозки товаров. Она позволяет определить, подвергался ли контейнер вскрытию, обнаружить изменения давления, влажности, температуры, содержание углекислого газа и др. Таким способом обеспечивается концепция «виртуальной границы», когда сертифицированный контейнер оформляется в месте выпуска с высоким уровнем надежности.

Оценка рисков на основе современных математических методов обеспечивает необходимую точность. Это позволяет всем законопослушным субъектам обходиться при перевозке товаров без вмешательства таможенных органов.

Большинство мировых портов и аэропортов используют системы контроля перевозчиков, которые связаны с системами обработки таможенных деклараций и могут обеспечить безопасность соглашения по использованию уникального номера партии груза.

Выборочный метод, основанный на комплексной обработке данных перед прибытием и убытием, эффективен в операциях по выявлению контрабанды. Информация о подозрительных поставках может применяться для определения координат товаров и организации оперативного наблюдения. Информационные системы должны основываться на системном агрегировании разрозненной информации с целью формирования действенной системы контроля.

Спутниковые системы определения координат объектов (GPS) в сочетании с современными геофизическими технологиями позволяют анализировать пространственную информацию, выявлять пространственные связи и скрытые направления. Это дает возможность принимать оперативные решения о наилучшем распределении ресурса таможни и пограничного управления.

В ряде стран используются электронные замки с функцией GPS-GSM навигации, которые устанавливаются бесплатно. Электронный замок оборудован блоком, с помощью которого информация о перемещении товара и закрытии/открытия замка передается через оператора мобильной связи и Интернет в соответствующий «Мониторинговый центр» Департамента борьбы с контрабандой и таможенными правонарушениями.

Решение относительно применения электронного замка принимаются руководителем таможенного органа отправления или уполномоченным им лицом на основании результатов анализа ситуации системой управления рисками. Использование электронных замков позволяет таможенным органам обеспечивать эффективную защиту транзитных перемещений товаров. В том случае, если в диспетчерский центр поступит информация об открытии замков, на место происшествия (координаты транспортного средства уточняются по GPS) выедет специальная бригада оперативной службы. В перспективе данная система будет работать не только на грузовых автомобилях, но и на железнодорожных контейнерах.

Для того чтобы подготовиться к процедуре таможенного транзита товаров, необходимо провести грамотный анализ, что требует изучения большого объема информации о рынке, которой у предприятия часто нет. Поэтому стоит обратиться к профессионалам. Наша информационно-аналитическая компания «VVS» является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами. Компания имеет 19-летний опыт в сфере предоставления статистики рынка товаров как информации для стратегических решений, выявляющей рыночный спрос.

Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.

Перевозка грузов в режиме внутреннего таможенного транзита (ВТТ) - это движение товаров, прибывших из-за рубежа на территорию РФ, которое характеризуется отсутствием платы сборов и пошлин. Продукция не подвергается мерам экономической политики. К тому же товарам не требуется обязательное лицензирование.

Перевозка грузов в режиме ВТТ: тонкости и нюансы

Услуги перевозки в режиме внутреннего таможенного транзита используются в ряде случаев:

  • Транспортировка из пункта прибытия до места проведения таможенного контроля.
  • Ошибочное прибытие груза на другой пост.
  • Перевозка между складами временного хранения.

Такие товары не подвергались таможенной очистке. Это означает то, что несмотря на свое нахождение на территории Российской Федерации, они не выпущены в свободное обращение. Подобный статус требует особый контроль.

Перевозка грузов в режиме ВТТ применима к любым группам товаров. Продукция должна соответствовать следующим условиям:

  • Имеет разрешение на ввоз.
  • Не запрещена законодательством РФ.
  • Сопровождается необходимыми документами.
  • Прошла санитарный и ветеринарный контроль.
  • Сохранила таможенные пломбы.
  • Изделия идентифицированы.

Временные сроки на осуществление перевозки грузов в режиме ВТТ определяются таможенным органом, который занимается выдачей разрешений. Продолжительность варьируется в зависимости от способа транспортировки.

Преимущества таможенного перевозчика при внутреннем таможенном транзите

Перевозку грузов в режиме ВТТ может осуществлять любая транспортная компания. Для этого владельцу груза необходимо будет получить разрешение таможенного органа, оформить декларацию и страховку. Только после этих операций он вправе нанимать любого перевозчика.

Однако в реальности этот процесс может затянуться на неопределенное время и потребовать дополнительных расходов, а также знаний законодательства. В связи с этим обращение к услугам таможенного перевозчика обладает целым рядом весомых достоинств:

  • Отсутствие необходимости изучения законодательной базы.
  • Значительная экономия времени.
  • Избавление от лишних расходов.

ООО "ТС Транзит" предоставляет услуги по транспортировке грузов. Мы обладаем лицензией таможенного перевозчика, поэтому обеспечиваем законное проведение процедуры внутреннего таможенного транзита. Наши сотрудники хорошо знакомы с особенностями внутритаможенного транзита, что позволяет избежать многих трудностей и решить даже самые сложные задачи.

Компания берет на себя оформление всех необходимых документов и организацию транспортировки. Наличие собственного автопарка позволяет нам осуществлять всех комплекс услуг самостоятельно, не прибегая к помощи посредников. Мы гарантируем сохранность груза и доставку к месту назначения в сжатые сроки.

Внутренний таможенный транзит (ВТТ) представляет собой таможенную процедуру, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории РФ без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Такая перевозка осуществляется:

Из места прибытия товаров на таможенную территорию РФ до места нахождения таможенного органа назначения;
- из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации;
- между складами временного хранения, таможенными складами;
- в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

ВТТ следует отличать от международного таможенного транзита, представляющего собой таможенный режим, используемый для перевозки иностранных товаров из места их прибытия на таможенную территорию РФ до места их убытия с этой территории. Вместе с тем, следует отметить, что условия применения рассматриваемых таможенных процедур и порядок их завершения очень схожи.

Перевозка товаров при ВТТ может осуществляться как таможенным перевозчиком, то есть лицом, включенным в Реестр таможенных перевозчиков, так и любым иным перевозчиком.

ВТТ допускается с письменного разрешения таможенного органа отправления - таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита.

Разрешение на ВТТ могут получить:

Перевозчик;
- экспедитор, если он является российским лицом;
- лицо, которое будет осуществлять хранение товаров, находящихся под таможенным контролем (в случае выдачи разрешения на ВТТ в место доставки на склад получателя).

Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается при одновременном соблюдении следующих условий:

Если ввоз товаров в РФ не запрещен в соответствии с законодательством РФ;
- если в отношении ввозимых товаров проведены пограничный контроль и иные виды государственного контроля в месте их прибытия в случае, когда товары подлежат такому контролю в соответствии с законодательством РФ в месте их прибытия; - если в отношении товаров представлены разрешения и (или) лицензии в случае, когда в соответствии с законодательством РФ перемещение этих товаров по таможенной территории РФ допускается при наличии указанных разрешений и (или) лицензий;
- если в отношении товаров представлена транзитная декларация;
- если обеспечена идентификация товаров (идентификация проводится в целях обеспечения возможности обнаружения таможенным органом назначения следов изъятия товаров, вложения товаров в транспортное средство или совершения с товарами каких-либо операций, если указанные действия могли быть совершены при перевозке этих товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом. Для целей идентификации могут использоваться пломбы таможенных органов других государств, если таможенный орган отправления сочтет их надежными);
- если транспортное средство оборудовано надлежащим образом в случае, когда товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями;
- если приняты меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства РФ.

Для получения разрешения на ВТТ таможенному органу должны быть:

Предъявлены товары;
- представлена транзитная декларация.

Форма транзитной декларации установлена приказом ГТК России от 08.09.2003 № 973 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров" (зарегистрирован Минюстом России 13.11.2003, регистрационный № 5228).

При этом следует учитывать, что в качестве транзитной декларации могут использоваться любые коммерческие документы (счета-фактуры, счета-проформы, отгрузочные спецификации, упаковочные листы, декларации о грузе, грузовые ведомости), транспортные (перевозочные) документы (международная или внутренняя товаротранспортная накладная, коносамент или иной документ, подтверждающий наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, авиагрузовые накладные, железнодорожные накладные, документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза, экспедиторские документы, а также другие стандартные документы, предусмотренные международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами и кодексами, другими законами и издаваемыми в соответствии с ними правовыми актами) и (или) таможенные документы (таможенная декларация, оформленная таможенными органами РФ на вывоз товаров, таможенная декларация, оформленная таможенными органами иностранных государств, книжка МДП, оформленная в соответствии с требованиями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, 1975 года (Конвенции МДП, 1975 года)), содержащие следующие сведения:

О наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными документами;
- о стране отправления (стране назначения) товаров;
- о наименовании и местонахождении перевозчика товаров либо экспедитора, если разрешение на внутренний таможенный транзит получает экспедитор;
- о транспортном средстве, на котором товары перевозятся по таможенной территории РФ, а при осуществлении перевозки автомобильным транспортом - также о водителе транспортного средства;
- о видах или наименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе или об объеме, о кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД России) на уровне не менее чем первых четырех знаков;
- об общем количестве грузовых мест;
- о пункте назначения товаров;
- о планируемой перегрузке товаров или других грузовых операциях в пути;
- о планируемом сроке перевозки товаров по таможенной процедуре ВТТ;
- о маршруте, если перевозка товаров должна осуществляться по определенным маршрутам.

Только в случае отсутствия в документах перевозчика каких-либо из вышеуказанных сведений, в таможенный орган подается транзитная декларация по установленной форме. Требования таможенных органов о предоставлении иных сведений незаконны.

В случаях, предусмотренных международными договорами РФ, в качестве транзитной декларации используются документы, оформленные в соответствии с международными договорами РФ.

При соблюдении заявителем вышеуказанных условий, предъявления товаров таможенному органу и предоставления всех документов и сведений таможенный орган обязан выдать разрешение на ВТТ. Такое разрешение выдается сразу после того, как таможенный орган убедится в соблюдении условий ВТТ, но не позднее трех дней со дня принятия транзитной декларации. Принятие транзитной декларации осуществляется таможенным органом в день ее подачи и оформляется путем ее регистрации и проставления таможенным органом соответствующих отметок. Лицо, получающее разрешение на ВТТ также может представить электронную копию транзитной декларации (порядок ее представления разъяснен письмом ГТК России от 26.12.2003 № 01-06/50490 "Об электронной копии транзитной декларации").

Если разрешение на внутренний таможенный транзит не может быть выдано из-за несоблюдения условий, таможенный орган вправе разрешить перевозку товаров на склад временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля, при условии таможенного сопровождения транспортных средств, на которых перевозятся товары. При выдаче разрешения на ВТТ таможенный орган отправления устанавливает таможенный орган назначения (место доставки) и срок ВТТ.

Место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите определяется на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах.

Местом доставки товаров является:
- при ВТТ товаров, перевозимых из места их прибытия - зона таможенного контроля в месте нахождения таможенного органа назначения (таможенный пост, таможня непосредственного подчинения);
- при ВТТ товаров, перемещаемых из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории РФ - зона таможенного контроля пункта пропуска через государственную границу РФ, расположенного в регионе деятельности таможенного органа назначения (таможенный пост, таможня непосредственного подчинения);
- при ВТТ товаров, перемещаемых между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории РФ, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей - зона таможенного контроля в регионе деятельности таможенного органа назначения.

Следует отметить, что ТК РФ допускает возможность перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой ВТТ в место доставки, не являющееся местонахождением таможенного органа. В этом случае разрешение на ВТТ выдается исключительно лицу, которое будет осуществлять хранение товаров или проведение с товарами других операций в соответствии с ТК РФ в месте доставки. В этом случае указанное лицо выполняет обязанности и несет ответственность, которые определены ТК РФ для экспедитора.

Сроки ВТТ устанавливаются исходя из всех условий ВТТ, отдаленности таможенного органа назначения, вида транспорта, срока ВТТ, заявленного перевозчиком (экспедитором), обычного срока перевозки товаров, возможностей транспортного средства и т.д. с учетом положений ТК РФ, устанавливающих предельные сроки ВТТ.

Так, предельный срок не может превышать:
- срок, определяемый из расчета 2 000 километров за один месяц, в случае, если перевозка осуществляется автомобильным, железнодорожным, морским (речным) транспортом;
- срок - три дня, со дня получения разрешения на внутренний таможенный транзит - при перевозке воздушным транспортом.

Установленный таможенным органом срок ВТТ может быть продлен по мотивированному запросу заинтересованного лица, но не свыше предельных сроков, за исключением случая, если перевозчик не сможет доставить товары в первоначально установленный срок вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Срок ВТТ товаров начинается с момента выдачи таможенным органом отправления разрешения на ВТТ и заканчивается оформлением завершения ВТТ в таможенном органе назначения.

Перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой ВТТ может осуществляться, если транспортное средство, на котором предполагается такая перевозка, а также контейнеры или съемные кузова, допущены для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями при условии, что таможенные пломбы и печати могут быть наложены непосредственно на эти транспортные средства, контейнеры или съемные кузова.

Для того чтобы транспортные средства, контейнеры или съемные кузова могли быть допущены к таким перевозкам, они должны быть сконструированы и оборудованы таким образом, что:
- таможенные пломбы и печати могут быть наложены на них простым и надежным способом;
- товары не могут быть извлечены из опломбированной части грузового помещения транспортного средства или вложены в нее без оставления видимых следов вскрытия грузового помещения транспортного средства или повреждения таможенных пломб и печатей;
- в транспортном средстве и его грузовых помещениях отсутствуют потайные места для сокрытия товаров;
- все места, в которых могут находиться товары, легко доступны для таможенного осмотра.

Вышеуказанные требования к транспортному средству, контейнеру или съемному кузову считаются выполнены, если контейнер или съемный кузов соответствуют техническим требованиям, которые устанавливаются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

В настоящее время в части, не противоречащей ТК РФ применяются правила оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки под таможенными печатями и пломбами и Инструкция о порядке допущения транспортных средств (контейнеров) к таким перевозкам, установленные приказом ГТК России от 19.08.1994 № 426 "Об утверждении нормативных актов, относящихся к надлежащему оборудованию транспортных средств (контейнеров)" (зарегистрирован Минюстом России 02.09.1994, регистрационный № 678).

Соответствие транспортного средства, контейнера или съемного кузова установленным требованиям может быть подтверждено заблаговременно путем получения свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями.

Свидетельство о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями выдается таможенным органом по заявлению заинтересованного лица не позднее пяти дней со дня получения указанного заявления. Указанное свидетельство остается действительным до тех пор, пока не произошли изменения конструкции транспортного средства, контейнера или съемного кузова. Такое свидетельство сохраняет свою силу при переходе к другому лицу права владения транспортным средством, контейнером или съемным кузовом.

Форма свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями и порядок его выдачи устанавливаются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела (Минэкономразвития России). В настоящее время форма свидетельства о допущении установлена приказом ГТК России от 19.08.1994 № 426.

Свидетельство о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями выдается:

В индивидуальном порядке;
- по типу конструкции (сериям) транспортных средств, контейнеров или съемных кузовов.

Если транспортное средство, контейнер или съемный кузов заблаговременно не были допущены к перевозке под таможенными пломбами и печатями, такое допущение возможно по решению таможенного органа отправления. Допущение в данном случае будет являться разовым, выдача свидетельства о допущении не производится. Решение о разовом допущении принимается в день обращения заинтересованного лица.

Таможенные органы не требуют заблаговременного допущения транспортного средства, контейнера или съемного кузова для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями, за исключением случаев, если:
- перевозка товаров осуществляется таможенным перевозчиком (наличие свидетельства о допущении является одним из условий включения лица в соответствующий Реестр);
- заблаговременное допущение предусмотрено международными договорами РФ.

В соответствии с ТК РФ при выдаче разрешения на ВТТ таможенный орган отправления вправе меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства РФ при ВТТ товаров. К таким мерам относятся:

Обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении иностранных товаров в размерах, соответствующих сумме ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения. Если сведений о товарах, представленных для целей ВТТ, недостаточно для исчисления суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, размер обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов стоимости товаров и (или) их количества, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений;
- таможенное сопровождение;
- определение маршрутов.
Обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться любым из следующих способов:

Залогом товаров и иного имущества;
- банковской гарантией;
- внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе;
- поручительством.

Порядок применения обеспечения уплаты таможенных платежей при ВТТ установлен распоряжением ГТК России от 09.12.2003 № 666-р "Об утверждении Инструкции об особенностях применения таможенными органами обеспечения уплаты таможенных платежей при внутреннем и международном транзите товаров".
ТК РФ установлены следующие случаи ВТТ, когда обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется: - если перевозка товаров осуществляется таможенным перевозчиком;
- если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тысяч рублей;
- в иных случаях, когда таможенный орган отправления имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены;
Таможенное сопровождение осуществляется должностными лицами таможенных органов в порядке, установленном приказом ГТК России от 03.10.2000 № 879 "Об утверждении Положения о таможенном сопровождении товаров и транспортных средств" (зарегистрирован Минюстом России 08.12.2000, регистрационный № 2485).

Таможенное сопровождение применяется в случаях:

Непредставления обеспечения уплаты таможенных платежей;
- перевозки отдельных видов товаров, определяемых на основе системы анализа рисков и управления ими;
- недоставки перевозчиком хотя бы один раз в течение одного года до дня обращения за разрешением на внутренний таможенный транзит товаров в место их доставки, что подтверждается вступившим в силу постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в области таможенного дела;
- обратного вывоза ошибочно поставленных в РФ товаров или товаров, ввоз которых в РФ запрещен, если место фактического пересечения указанными товарами таможенной границы при вывозе не совпадает с местонахождением этих товаров;
- перевозки товаров в место доставки, не являющееся местонахождением таможенного органа, а также в случае, когда разрешение на ВТТ не может быть выдано в связи с несоблюдением условий применения данной таможенной процедуры; - перевозки товаров, в отношении которых применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Маршруты определяются для ВТТ отдельных видов товаров, в отношении которых при перемещении через таможенную границу зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства РФ либо установлены запреты и ограничения в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В иных случаях маршруты перевозки отдельных видов товаров устанавливаются Правительством РФ.

Изменение установленного маршрута допускается с письменного разрешения таможенного органа.

Обязанности перевозчика при внутреннем таможенном транзите:

Доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены;
- обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались;
- не допускать перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов, за исключением перегрузки товаров на другое транспортное средство. Такая перегрузка, если товары могут быть перегружены с одного транспортного средства на другое без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей, допускается после предварительного уведомления таможенного органа.

В случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения перевозчик или экспедитор, если разрешение на внутренний таможенный транзит получено экспедитором, обязаны уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги в отношении недоставленных товаров.

Если товары переданы перевозчиком получателю или иному лицу без разрешения таможенного органа, лицо, получившее указанные товары во владение, несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, если будет установлено, что при получении таких товаров это лицо знало или должно было знать о нарушениях таможенного законодательства Российской Федерации.

Перевозчик и экспедитор не несут ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в случае, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки).

Таможенные органы не вправе предъявлять перевозчику или экспедитору требование об уплате таможенных платежей на том основании, что перевозка осуществлялась не по определенным маршрутам или были нарушены установленные сроки внутреннего таможенного транзита, если иные условия и требования перевозки при ВТТ выполнены.

Завершение ВТТ осуществляется путем оформления и выдачи таможенным органом назначения свидетельства о завершении ВТТ по форме и в порядке, установленными приказом ГТК России гот 08.09.2003 № 973. Оформление такого свидетельства производится в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.

Регистрация прибытия транспортного средства в место доставки осуществляется в течение двух часов с момента предъявления перевозчиком таможенному органу товаров и представления следующих документов:

Транзитной декларации;
- всех иных также имеющихся у него документов на товары,
Товары предъявляются и документы представляются в течение одного часа с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров, а в случае прибытия вне установленного времени работы таможенного органа - в течение одного часа с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа. До завершения внутреннего таможенного транзита транспортные средства размещаются в зоне таможенного контроля в месте доставки товаров в любое время суток.
При этом при перевозке товаров в место доставки товаров, не являющееся местом нахождения таможенного органа, завершение внутреннего таможенного транзита может осуществляться без предъявления товаров таможенному органу назначения. Лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит, обязано принять товары на хранение, обеспечить недопущение совершения операций, изменяющих состояние товаров, влекущих нарушение их упаковки, пользования и распоряжения ими до тех пор, пока таможенный орган не удостоверит доставку товаров на склад временного хранения, таможенный склад или в иное место, определенное как место доставки товаров в соответствии с правилами, установленными настоящей главой. При этом товары должны быть размещены в отдельном помещении или на огражденной по периметру площадке, снабжены табличками с информацией, позволяющей их идентифицировать.

Для завершения внутреннего таможенного транзита в таможенный орган назначения наряду с вышеуказанными документами, в течение суток после прибытия транспортного средства в место доставки товаров представляются документы, подтверждающие принятие товаров. В течение трех дней со дня представления указанных документов таможенный орган удостоверяет доставку товаров с выдачей свидетельства.

По материалам информационно-консультационной системы