Что о ж д. Интересные факты о поездах и железных дорогах. От самолетов-камикадзе до высокоскоростных поездов

Сухопутный транспорт.

Железнодорожный транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов по рельсовым путям в вагонах (поездах) с помощью локомотивной тяги. Железнодорожный путь – комплекс сооружений и устройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй для движения подвижного состава железнодорожного транспорта. Основные элементыжелезнодорожного пути: верхнее строение, земляное полотно, инженерные сооружения (мосты, тоннели…).

Железнодорожный транспорт относится к внутриконтинентальному виду транспорта. Обслуживая перевозки в государствах какого-либо региона, он приобретает значение международного вида транспорта. Железные дороги не всегда образуют единую систему из-за разной ширины колеи. В РФ колея соответствует западноевропейской, но шире восточноевропейской.

Достоинства железнодорожного транспорта: высокая пропускная и провозная способность; надёжность работы благодаря независимости от климатических условий (исключение – обрыв электрических проводов при стихийных бедствиях); возможность сооружения путей сообщения на любой сухопутной и водной территории при наличии паромов; непосредственная связь с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями любых отраслей экономики (отдельные отрасли имеют свои подъездные пути для выхода на магистральную сеть); массовость перевозок в сочетании с низкой себестоимостью и достаточно высокой скоростью доставки; более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.

Недостатки железнодорожного транспорта: «привязка» к колее; высокая первоначальная стоимость основных фондов (вагон дороже автомобиля, но дешевле воздушного или морского судна); высокая металлоёмкость, трудоёмкость, низкая производительность труда.

Технология работы железнодорожного транспорта сложная. Это связано с привязкой к железнодорожной колее. Основой технологии работы является теория расписаний (график движения); план формирования поездов по направлениям движения; согласованный план формирования поездов на магистральном направлении с графиком работы подъездных путей предприятий, имеющих связь с магистральной сетью железных дорог.

Принципы работы железных дорог:

1. на занятый перегон не может выйти другой поезд (для повышения пропускной способности перегоны дробятся на участки);

2. движение осуществляется только поездами (пассажирскими, грузовыми, почтовыми, смешанными), которые переформировываются по маршруту движения;

3. грузы следуют между сортировочными станциями, на которых переформировываются поезда;

4. управление транспортным процессом производится через диспетчерский центр;


5. смена бригады паровоза производится через 100 – 120 км (забор воды необходим через 600 – 800 км); современная тяга позволяет менять бригаду через 200 – 300 км, а локомотив – через 1000 км;

6. перевозка происходит при разной ширине колеи;

7. отправки грузов – повагонные, мелкими партиями, поездные или маршрутными поездами (характерны для перевозки навалочных грузов).

К подвижному составу железнодорожного транспорта относятся: локомотивы (грузовые, маневровые, электропоезда для пригородного сообщения и метрополитена) и вагоны (грузовые, пассажирские, специальные, специализированные по виду груза).

Возникновение и развитие железнодорожного транспорта относится к первой половине XIX в. и связано с бурным ростом капиталистического способа производства. Родина этого вида транспорта – Великобритания.

Первая железная дорога общего пользования в России протяженностью всего 26 км Санкт-Петербург – Царское Село – Павловск была введена в действие в 1837 г. и имела чисто демонстрационное значение. За три года до этого начала функционировать заводская железная дорога в Нижнем Тагиле. Россия опоздала в организации железнодорожного сообщения в сравнении с развитыми странами того времени на 10 – 12 лет.

Полномасштабное начало формирования отечественной железнодорожной сети относится к 1851 г.. Тогда была сдана в эксплуатацию двухколейная железнодорожная магистраль Санкт-Петербург – Москва. В дальнейшем развернулось строительство магистралей по радиальным направлениям из Москвы (на Ярославль, Нижний Новгород, Саратов). А также из зерновых районов к морским экспортным портам Балтийского и Чёрного морей. Железнодорожное строительство в России приобрело осо­бенно большие масштабы в конце XIX – начале XX столетия. В предреволюционный период сложился основной «костяк» современной железнодорожной сети страны. К этому времени на всём своём протяжении функционировали Транссибирская магистраль (Москва – Владивосток) и железные дороги, соединяющие Москву с Кавказом и Средней Азией. Магистраль Санкт-Петербург – Варшава – Берлин связала столицу России с железнодорожной сетью Западной Европы. Магистрали на Одессу и Мурманск дали Санкт-Петербургу выход к Чёрному и Баренцеву морям.

В советский период основной акцент был сделан не на строительство новых железных дорог, а на реконструкцию и увеличение пропускной способности наиболее загруженных существующих магистралей. Такой подход был вполне оправданным. Концентрация основных грузо- и пассажиропотоков на относительно немногих магистралях позволила провести соответствующую концентрацию капитальных вложений в их реконструкцию и техническое перевооружение. Результат – существенное снижение удельных затрат на перевозку грузов и пассажиров.

К концу 80-х гг. железнодорожные магистрали Советского Союза были самыми грузонапряжёнными в мире. На них приходилось около половины мирового грузооборота железнодорожного транспорта. Причем наиболее интенсивным движением поездов отличались дороги России. На территории нашей страны находится самая загруженная магистраль мира – Транссиб. Максимальный грузопоток на ней приурочен к участку Новосибирск – Омск, где в обоих направлениях в предкризисном 1990 г. перевозилось более 130 млн. т грузов.

Высокая интенсивность движения по железным дорогам России позволила проводить такие дорогостоящие и капиталоёмкие виды реконструкции, как перевод железнодорожного транспорта на электротягу.

Новые железные дороги сооружались главным образом во вновь осваиваемых районах Сибири, Дальнего Востока и Европейского Севера. Для разгрузки Транссиба были построены его «дублеры» – Южносибирская магистраль (Абакан – Новокузнецк – Барнаул – Павлодар – Целиноград – Магнитогорск) и Среднесибирская (Камень-на-Оби – Кокчетав – Кустанай – Челябинск). Значительная часть этих дорог приходится на Казахстан. Следовательно, сегодня они имеют межгосударственное значение. Наряду с внутрироссийскими связями, они играют большую роль в международном территориальном разделении труда между Россией и Казахстаном. Также были построены железные дороги для освоения топливно-энергетических ресурсов Европейского (Воркута – Коноша) и Западносибирского Севера (Тюмень – Сургут – Уренгой). Наиболее значительной дорогой на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока также является северный «дублер» Транссиба – Байкало-Амурская магистраль (Тайшет – Усть-Кут – Северобайкальск –Тында – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань). Был построен Малый БАМ – трасса БАМ – Тында – Беркакит. Эта трасса дала выход Южно-Якутскому ТПК на Транссиб. В перспективе намечалось продлить Малый БАМ на Якутск и далее через Сусуман на Магадан, чтобы обеспечить третий железнодорожный выход России к Тихому океану. Существуют проекты соединения «островной» железной дороги Дудинка – Норильск – Талнах с основной сетью железных дорог России путем продления магистрали Тюмень – Сургут – Уренгой до Дудинки с мостовым переходом через Енисей. Однако осуществление всех этих проектов требует крупных капиталовложений.

Для характеристики работы железнодорожного транспорта на современном этапе развития всё большее значение приобретают не количественные, а качественные показатели, в частности, электрифицированность. По длине электрифицированных железных дорог первое место в мире занимает Россия (75,3 тыс. км), затем идут ФРГ, Франция, Италия, Индия и Китай. По протяжённости железных дорог Россия занимает 2-е место – 124 тыс. км. Однако по густоте сети наша страна на одном из последних мест. Особенно редка сеть железных дорог в Сибири, на Дальнем Востоке и Европейском Севере. Хотя и сегодня по общему грузообороту железнодорожного транспорта Россия удерживает лидерство, однако и железнодорожная сеть, и транспортные средства в значительной мере физически изношены и требуют незамедлительного обновления.

Такое состояние железнодорожного транспорта и железных дорог – результат систематического сокращения капитальных вложений в отрасль, а также практического прекращения поставок подвижного состава и разного оборудования из бывших союзных республик и стран народной демократии. России с её огромными пространствами и крупными объёмами перевозок массовых грузов на большие расстояния остро необходим хорошо развитый железнодорожный транспорт (скоростные трассы с большой пропускной способностью и современный подвижной состав).

Правительством РФ было принято постановление о создании ОАО "РЖД", крупнейшей транспортной компании, приступившей к хозяйственной деятельности с 1 октября 2003 г. Сегодня реформа железнодорожного транспорта признана одной из самых успешно развивающихся реформ в экономической сфере. В результате реализации программы структурной реформы железнодорожного транспорта обеспечен прорыв в области пассажирских перевозок – пассажирооборот возрос. Уже в первый год работы компании улучшено качество грузовых перевозок: скорость доставки грузов возросла на 6%, доля отправок грузов, доставляемых точно в срок, превышала 90%.

В перевозке грузов по железным дорогам России всегда преобладали такие массовые грузы, как лес и лесоматериалы, сельскохозяйственные грузы и в значительной степени зерно, уголь. Позже – нефть и нефтепродукты, сырьё, руды чёрных металлов и металлы, минерально-строительные материалы. Гораздо меньшую долю составляла продукция обрабатывающей промышленности. И сегодня эта картина мало изменилась. Тем не менее последние 2 – 3 десятилетия наметилась весьма положительная тенденция – постепенный (крайне медленный) рост удельного веса продукции обрабатывающей промышленности в общем объёме грузооборота и сокращение доли остальных видов грузов.

В географии грузоперевозок преобладают грузопотоки топлива и сырья из Сибири в западном направлении (в европейскую часть России, на Украину, в Белоруссию, Прибалтику, а также страны Восточной и Западной Европы). Велик также грузопоток сырья из Европейского Севера в среднюю и южную полосу России.

Существует проект подводного тоннеля, соединяющего РФ с США, но пока он не имеет основы.

В пассажирском сообщении особенно загружены Транссибирская магистраль в её европейской части, дорога Москва – Санкт-Петербург, а также остальные радиальные магистрали, расходящиеся из Москвы.

Пригородное пассажирское сообщение наиболее развито в окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России.

В семи крупнейших городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Казани и Новосибирске – имеется метрополитен. Строительство метрополитенов ведётся также в Омске, Челябинске, Красноярске и Уфе. В Волгограде действует метротрам – система подземного скоростного трамвая. Метротрам, несмотря на трамвайный подвижной состав, фактически считается метрополитеном. Общая протяжённость линий российских метрополитенов составляет около 453,0 км, на них функционирует 280 станций. Ежегодно метрополитены перевозят свыше 4,2 млрд. пассажиров. Это почти в два раза превышает пассажироперевозки всей сети железных дорог России. Россия занимает третье место среди стран мира по количеству городов с действующими метрополитенами и четвертое по общей протяжённости сети. Ведущее место среди российских метрополитенов занимает Московский.

В 1992 г. было начато строительство первой в России сверхскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Таким образом, первая в России высокоскоростная железнодорожная пассажирская магистраль – ВСЖМ-1 – пассажирская магистраль Москва – Санкт-Петербург для обращения специализированных высокоскоростных поездов.

С 18.12.09 началось регулярное движение поезда «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом по расписанию. Первоначальное время поездки между двумя столицами составляло 3 часа 45 минут. В дальнейшем планировалось сокращать время в пути. Однако наоборот оно было увеличено, и теперь варьирует от 3 часов 55 минут до 4 часов 45 минут.

Высокоскоростной поезд "Сапсан" (Velaro RUS) – совместный проект РЖД и компании Siemens. Первый поезд в России сформирован из 10 вагонов. В пути он развивает скорость до 250 км/ч. При этом на испытаниях он разгонялся до 281 км/ч. Вагоны «Сапсана» имеют двухклассную компоновку – туристский и бизнес-класс. Целый ряд проблем при эксплуатации поезда возникает из-за того, что высокоскоростное движение организовано по общим с обычными поездами железнодорожным путям. В связи с этим принято решение о строительстве первой в России специализированной высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. По новой трассе поезда смогут курсировать со скоростью до 400 км/ч. Окончание строительства запланировано на 2017 год. Также ОАО «РЖД» планирует оформлять сквозной билет для пассажиров «Сапсана» (Москва – Санкт-Петербург) и «Аллегро» (СанктПетербург – Хельсинки) – проезд на обоих поездах будет осуществляться по одному билету.

Вторая ВСЖМ России – Москва – Нижний Новгород. Время движения по маршруту составляет 3 часа 55 минут, при максимальной скорости 160 км/ч. По пути следования состав делает двухминутные остановки во Владимире, а также в Дзержинске. Первый рейс осуществлён 30 июля 2010 г. Интенсивность движения две пары в сутки – одна пара ходит из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород и обратно через Курский вокзал Москвы. С 6 сентября 2010 г. вторая пара ходит из Москвы в Нижний Новгород с Курского вокзала и обратно. Общее время в пути составляет 7 часов 55 минут из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород и 3 часа 55 минут из Москвы в Нижний Новгород.

В настоящее время существуют проекты строительства новых железнодорожных линий, где будут эксплуатироваться поезда «Сапсан»: 1) линия Москва – Казань; 2) линия Москва – Ярославль.

Такая привычная для нас вещь — железная дорога! Один из самых надежных и доступных и любимых многими видов транспорта. Купил билет на поезд, пришел на вокзал. Сейчас уже никто не вспоминает, что при открытии железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой проезд в первые трое суток сделали бесплатным именно потому, что все боялись этой «страшной штуки».

В среднем, каждый из нас 9 раз в год становится пассажиром железной дороги. Среднее число пассажиров ОАО «РЖД» в год — 1 миллиард 300 миллионов.

Самой примечательной железной дорогой считается Транссибирская магистраль. Она самая длинная в мире. От Москвы до Находки — 9438 км и 97 крупных станций. Ходит по этому маршруту фирменный поезд «Россия», который находится в пути 8 дней 4 часа и 25 минут.

Самая середина Транссиба так и называется: станция Половина. От нее одинаковое расстояние и до Москвы и до Владивостока.

Самый холодный участок Транссиба находится между станциями Могоча и Сковородино. Температура здесь достигает -62 градусов. Хотя географически это не самая северная точка магистрали.

А самая высокая точка, где проложены рельсы Транссиба, лежит на высоте 1040 м, между станциями Тургутуй и Яблоновая. Это 6110 км, Яблоновый перевал.

Самый длинный грузовой поезд был длиной 6,5 км, состоял из 440 вагонов и регулярно перевозил 42 000 тонн угля из Экибастуза на Урал еще во времена СССР. На другом краю света, в ЮАР, в 1989 году зафиксировали другой рекорд: поезд длиной 7,3 км, состоящий из 660 вагонов. Правда, больше эксперимент не повторяли. Колея не выдержала.

Первая железная дорога в России была грузовой, длиной 2 км. Построили ее на Урале, на Колывановском заводе и работала она на конной тяге.Первой пассажирской дорогой была известная всем Царскосельская.

Скорость первых пассажирских поездов в XIX веке была 33 км/час. А железнодорожники в то время были своего рода элитой: к ним относились, как, например, в начале 20 века к авиаторам, или в 60-х годах — к космонавтам. Современные поезда могут развивать до 580 км/ч.

Требования при приеме на работу путевых обходчиков за это время не поменялись: они должны обладать хорошим музыкальным слухом, т. к. определяют неисправность колеса по изменению тона, когда его простукивают.

По статистике, железная дорога в 45 раз безопаснее автомобиля. Тем, кто все равно беспокоится, специалисты советуют выбирать вагоны в середине состава, а в сидячих вагонах — купить жд билет на места против движения.

Любителей же острых ощущений приглашают в Аргентину. Там курсирует специально восстановленный для туристов легендарный поезд «Патагония экспресс». Кроме ярких впечатлений от местных пейзажей, можно неожиданно оказаться участником действия под названием «Ограбление поезда»:)

В Южной Америке много неожиданностей. Например, немецкие инженеры, обследовавшие Панамский перешеек для постройки Трансамериканской жд магистрали, сказали, что рельсы делать из местного железа невыгодно. Золото здесь более доступный металл...

Железные дороги в России каждый год перевозят 1 миллиард 300 миллионов пассажиров. В среднем каждый из нас 9 раз в году является пассажиром поезда, но это очень маленькая цифра. В советские времена эта цифра доходила до 15 раз в год.

Транссибирская железнодорожная магистраль считается самой длинной в мире. Её длина почти 9.300 километров.

Cтанция «Половина» это самая середина Транссиба. От этой станции одинаковое расстояние, как до Москвы, так и до Владивостока.

После открытия первой железной дороги в России (между Москвой и Петербургом) первые трое суток проезд был бесплатным. Потому что никто не хотел ехать на этой «страшной штуке».

Во Франции до сих пор действует закон, который запрещает поцелуи на вокзалах. Причиной запрета были задержки с отправлением поездов. Закон издали ещё 100 лет назад и его до сих пор никто не отменял.

Оказывается, путевые обходчики, которые постукивают колеса поездов обладают идеальным музыкальным слухом. По изменению тона они должны определять неисправность колеса.

В поезде, который курсирует на западе Перу, проводники предлагают пассажирам кислородную подушку. Потому что поезд идёт по самой высокогорной железной дороге в мире (на высоте более 3 километров).

Однажды на железнодорожной дороге в штате Огайо (США) произошло столкновение поезда с пароходом. Дело в том, что озеро Огайо вышло из берегов, и железнодорожный путь оказался под метровым слоем воды. Тем не менее, машинист решил провести поезд по залитому пути, но столкнулся с пароходом.

Начальник баварских железных дорог в 1910 г. вынужден был издать приказ о запрещении машинистам и кочегарам покупать во время остановок на станциях пиво.

В Аргентине сейчас можно совершить экскурсию на легендарном поезде «Патагония-Экспресс», который восстановили специально для туристов. Кроме впечатлений от окрестных пейзажей, пассажиры могут без своего согласия стать участниками тщательно спланированной акции «Ограбление поезда».

Несколько лет назад между Парижем и Венецией начал курсировать специальный «поезд любви». В купе такого поезда: VIP-обслуживание, есть телевизор, душевая кабина и специальная двуспальная полка.

Однажды в турне по Швейцарии отправился поезд, на котором ехали сливки швейцарского общества: министры, депутаты, почетные граждане и т.п. По случаю торжества поезд был составлен из одних вагонов-ресторанов. Но организаторы не учли маленького нюанса: в швейцарских вагонах-ресторанах нет туалета. Поэтому когда поезд подошел к станции, собравшиеся встречать его местные жители, были очень удивлены: почетные гости сыпанули из дверей вагонов как горох.

Как известно, некоторые поезда имеют своё название. Например, «Красная стрела», «Россия», «Байкал» и т.д. Часто названия поездам дают сами пассажиры: например, поезд « Ростов – Одесса» пассажиры ласково зовут «Папа – Мама»

Японская фирма «Тошиба» построила поезд на магнитной подушке. Поезд способен развивать скорость в 517 км/час.

Однажды группа немецких инженеров обследовала Панамский перешеек в целях строительства трансамериканской железной дороги. И в итоге вынесла решение, что рельсы здесь лучше делать не из редкого в этих местах железа, а… из золота.

Вагоны третьего класса на первых русских железных дорогах следовали в передней части состава и были снабжены жесткими скамьями. Но пассажиры чаще ездили под скамьями. Потому что у этих вагонов не было крыши, и пассажиры прятались от непогоды и искр.

В Австралии на пустынной равнине проложена железная дорога, которая занесена в книгу рекордов Гиннесса. Знаменита она тем, что на протяжении 500 км на ней нет ни одного поворота.

Среди коллекции Фаберже есть яйцо «Транссибирская магистраль», которое содержит в себе заводную модель императорского транссибирского поезда из золота и платины.

В ближайшем будущем в России могут появиться двухъярусные пассажирские вагоны. Такие вагоны будут гораздо экономичнее для железной дороги и гораздо комфортабельнее для пассажиров. В каждом купе такого вагона имеются душ, туалет и кондиционер.

В Монте-Карло можно увидеть людей, которые встречают поезда в ожидании тех, кто прибыл в княжество впервые. После чего пассажирам предлагают деньги для игры, обещая за это долю выигрыша. Во всём виной примета, что новичкам везет.

А вот на станции Сибуя в Японии стоит памятник собаке с «фуражкой начальника станции» на голове. Этой чести собака удостоилась за свой подвиг, она 10 лет встречала хозяина, уехавшего на поезде.

Когда в Англии построили первый участок железной дороги между Ливерпулем и Манчестером, решили устроить своеобразное состязание между пятью паровозами. Однако перед самым началом соревнований пятая машина была отстранена от участия в них «из-за устаревшего двигателя». Под стальной обшивкой там были спрятаны обыкновенные лошади.

Самый длинный грузовой состав в мире курсировал в Советском Союзе по маршруту Экибастуз - Урал. Поезд длиной 6,5 километров перевёз 42.000 тонн угля в 440 вагонах.

В начале 90-х гг. была известна такая афёра: африканцу обещали эмиграцию в Европу, забирали оговоренную сумму, привозили в Москву (тогда это было просто и дешево). А затем этого африканца сажали в поезд, заверив, что это поезд в Германию. Но на самом деле это был поезд метро, который двигался по кольцевому маршруту. Бедняга мог ехать очень долго.

Суровое наказание заслужил однажды машинист поезда «Ахваз – Тегеран». Его вина была в том, что он не остановил поезд во время намаза (молитвы). Из-за этого пассажиры были вынуждены молиться в купе, более того, при каждом повороте поезда им приходилось вертеться на месте.

Специалисты советуют в целях безопасности, при покупке билетов отдавать предпочтение центральным вагонам. В случае аварии они страдают меньше, чем головные или хвостовые. А также лучше выбирайте сидячие места против движения поезда. Кстати,согласно статистике, поезда в 45 раз безопаснее автомобилей

Максимальная скорость на рельсовом пути зафиксирована на отметке 9851 км/ч! Именно такую скорость развила во время эксперимента платформа с ракетным двигателем в штате Нью-Мексико (США)

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...

II

«Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.
Труд этот, Ваня, был страшно громаден, —
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские...
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные...
Что там? Толпа мертвецов!
То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение?.. „В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...
Всё претерпели мы, божий ратники,
Мирные дети труда!
Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено...
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?..“
Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это всё братья твои — мужики!
Стыдно робеть, закрываться перчаткою.
Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый, больной белорус:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;
Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век...
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!
Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять...
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!
Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе».

III

В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!
«Видел, папаша, я сон удивительный, —
Ваня сказал, — тысяч пять мужиков,
Русских племен и пород представители
Вдруг появились — и он мне сказал:
„Вот они — нашей дороги строители!..“»
Захохотал генерал!
— Был я недавно в стонах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же... всё это народ сотворил?
Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?
Вот ваш народ — эти термы и бани,
Чудо искусства — он всё растаскал! —
«Я говорю не для вас, а для Вани...»
Но генерал возражать не давал:
— Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!..
Впрочем, Ванюшей заняться пора;
Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону... —

IV

«Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены — немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ
Тесной гурьбой у конторы собрался...
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!
Всё заносили десятники в книжку —
Брал ли на баню, лежал ли больной:
„Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот поди ты!..“ Махнули рукой...
В синем кафтане — почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.
Праздный народ расступается чинно...
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
„Ладно... нешто... молодца!.. молодца!..
С богом, теперь по домам, — проздравляю!
(Шапки долой — коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И — недоимку дарю!..
Кто-то „ура“ закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:
С песней десятники бочку катили...
Тут и ленивый не мог устоять!
Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком „ура!“ по дороге помчал...
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..»


Интересный факт №1

Ежегодно в России железнодорожным транспортом пользуются 1 300 000 000 пассажиров. То есть, каждый житель России в году 9 раз пользуется поездом. Однако эта цифра далеко не предел. В СССР на каждого человека приходилось 15 поездок на поезде.

Интересный факт №2

Самой длинной железной дорогой считается транссибирская магистраль, которая имеет протяженность около 9300 километров.

Интересный факт №3

Срединная станция Транссиба называется “Половина”. От нее до Москвы и до Владивостока одинаковое расстояние.

Интересный факт №4

Первая железная дорога была открыта между Петербургом и Москвой, причем первые трое суток перевозки осуществлялись бесплатно. Попросту никто не хотел кататься на такой неизведанной штуке, как поезд.

Интересный факт №5

Хотите работать в РЖД поступайте в железнодорожный институт в красноярске.

Интересный факт №6

Во Франции запрещено целоваться на вокзалах, так как это часто становилось причиной задержки поездов. Закон действует уже 100 лет, и его до сих пор никто не отменяет.

Интересный факт №7

Железная дорогаИзвестно, что у путевых обходчиков, которые проверяют исправность колес поезда, чуткий музыкальный слух. Ведь им приходится выявлять дефекты колес по изменению тона стука.

Интересный факт №8

В одном из поездов, который ездит в западной части Перу, проводники предоставляют кислородные подушки своим пассажирам. Дело в том, что поезд ездит по самой высокой железной дороге в мире, которая находится на высоте около трех километров.

Интересный факт №9

Как-то раз, в США, в штате Огайо, поезд столкнулся с пароходом. Озеро Огайо в тот момент вышло из берегов, и железная дорога погрузилась в метровую толщу воды. Машинист, однако, все равно решил проехать через реку, ну его путь преградил пароход.

Интересный факт №10

В Баварии в 1910 году был издан приказ от лица местного начальства, который запрещал распитие пива машинистам и кочегарам во время остановок.

Интересный факт №11

В Аргентине есть возможность проехаться на знаменитом поезде “Патагония – Экспресс”, пережившем в свое время ограбление века. Туристы, решившие прокатиться на этом поезде, не только смогут насладиться пейзажами за окном, но и невольно принять участие в запланированном представлении, имитирующей настоящее ограбление поезда.

Интересный факт №12

В Аргентине сейчас можно совершить экскурсию на легендарном поезде «Патагония-Экспресс», который восстановили специально для туристов. Кроме впечатлений от окрестных пейзажей, пассажиры могут без своего согласия стать участниками тщательно спланированной акции «Ограбление поезда».

Интересный факт №13

На протяжении нескольких лет существовал железнодорожный маршрут “Париж-Венеция”, где курсировал особый “Поезд любви”. В купе такого поезда было организовано особое обслуживание. В распоряжении пассажиров был телевизор, душевая кабинка, и специальная спальная полка на двух персон.

Интересный факт №14

Однажды в Швейцарии организовали турне на поезде, где находился весь высший свет швейцарского общества: чиновники, почетные граждане, политики и.т.д. По этому случаю, весь поезд был составлен из ресторанных вагонов. Однако организаторы сего празднества не учли того, что в вагонах-ресторанах в Швейцарии нет туалета. В результате, когда поезд дошел до пункта назначения, пассажиры попрыгивали из вагонов, удивляя всех граждан, собравшихся встречать почетных гостей.