Семь великих путешественников, прославивших русское географическое общество. Самые известные путешественники в мировой истории Самый известный российский путешественник

В каждой эпохе существуют свои люди, которые не ограничиваются данным им представлением о мире. Вся их жизнь - поиск. Именно благодаря таким неугомонным натурам открыли Америку , Австралию , Новую Зеландию и множество других точек на карте. А самыми богатыми на путешественников стали в Европе 15-16 века - время колонизации.

Миклухо-Маклай (1846-1888)

Будущий путешественник и этнограф родился в Петербурге в семье инженера. Из университета его очень быстро исключили – за участие в студенческом движении. Так что закончил образование он уже в Германии . Оттуда же отправился в свое первое путешествие на Канарские острова, затем на Мадейру , Марокко , берег Красного моря. Ехал туда как исследователь фауны, а вернулся этнографом. Его больше интересовали не животные и цветы, а люди.

Миклухо-Маклай исследовал коренное население Юго-Восточной Азии , Австралии и островов Тихого океана. Жил несколько лет на северо-западном побережье Новой Гвинеи , побывал на островах Океании . Совершил две экспедиции на Малаккский полуостров. Изучая коренных жителей этих малоисследованных земель, ученый пришел к выводу о видовом единстве и родстве различных рас. Последние годы жизни он провел в Индонезии и Австралии и даже предложил проект Папуасского союза на Новой Гвинее. Он, по задумке исследователя, должен был противостоять захватчикам-колонизаторам. Одна из последних его идей – русские общины-артели в Новой Гвинее – идеальный вариант государственного устройства.

Ученый скончался в родном для него Петербурге на больничной койке, многочисленные экспедиции к 42 годам полностью «износили» организм. Коллекции и бумаги Миклухо-Маклая - шестнадцать записных книжек, шесть толстых тетрадей, планы, карты, собственные рисунки, газетные вырезки, журнальные статьи, дневники разных лет - были переданы Императорскому Русскому Географическому Обществу и помещены в музее Императорской Академии Наук.

Христофор Колумб (1451 – 1506)

Христофор Колумб стал настоящим мореплавателем благодаря тестю – владельцу одного из островов в Португалии . Изучая географию, Колумб решил, что до заветной Индии можно добраться через Атлантический океан. Ведь в те времена сильная Турция перекрыла пути на Восток, и Европе необходима была новая дорога в этот край специй. Только испанская корона согласилась спонсировать Колумба, и в 1492 году три каравеллы "Санта Мария", "Нинья" и "Пинта" вышли на открытую воду. Сначала корабли взяли курс на Канарские острова, потом на запад . Несколько раз экипаж требовал возвращения, но Колумб настаивал на своем. В итоге они причалили к острову Сан-Сальвадор (Гуанахани). Затем открыли еще острова Хуана (нынешняя Куба) и Эспаньола (Гаити ). Правда, путешественник был уверен – они находятся на побережье, омываемом Индийским океаном. В Испанию он вернулся с триумфом, и в новое путешествие отправилась эскадра уже в составе 14 каравелл и трех торговых судов.

Но Колумб не был ученым, а преследовал совершенно корыстные цели: обеспечить семью и себя. И это сказалось на его дальнейшей судьбе: коренное население бунтовало. В колониях, где главным принципом были стяжательство и жадность, писали в Испанию жалобы на Колумба и его брата даже сами колонизаторы. Но свое дело он сделал - открыл для Европы архипелаг Больших Антильских островов, устье реки Ориноко , Центральную Америку. Правда, до конца жизни был уверен, что все это соседствует с Индией.

У мер Колумб в болезни и нищете и даже после смерти не нашел покоя. Его останки переносили из города в город несколько раз.


Васко да Гама (1460 – 1524)

П ервым прошел путь через океан из Португалии на Восток. Вырос будущий первооткрыватель в благородной семье в Португалии. В экспедицию на Восток он попал вместо отца–путешественника, который скоропостижно умер. В 1497 году его суда вышли из порта. Мало кто верил в успех португальца. Но у него получилось. Да Гама обогнул мыс Доброй Надежды и взял курс на Индию. Матросы умирали от цинги и в стычках с мусульманскими торговцами, наводнившими Африку . Они видели в путешественнике конкурента. И не зря. Через два года португалец привез обратно корабли специй – один из самых дорогих товаров в то время.

Вторая экспедиция была тоже удачной. В распоряжении Да Гама были уже военные корабли, чтобы защититься от недоброжелателей.

Третья экспедиция стала последней для Васко да Гама. Его назначили представителем королевской семьи в Индии. Но пробыл он в этой должности не так уж и долго. В 1954 году он умер от тяжелой болезни.


Фернанд Магеллан (1480-1521)

Родился в 1480 в северной Португалии. Первый раз вышел в море в составе флота адмирала Франциско Алмеда. Участвовал в нескольких экспедициях, прежде чем самостоятельно отправился искать новые пути на Малайский архипелаг в Индонезии. Поддержала Магеллана Испания – она спонсировала путешествие через Атлантический океан. В 1519 году пять кораблей достигли Южной Америки. Экспедиции потом и кровью давался путь на юг вдоль побережья Америки. Но в 1520 году пролив в Тихий океан был найден – позже его назовут Магеллановым . Через год путешественник уже прибыл в точку назначения – к Молуккским островам. Но на Филиппинских островах путешественника втянули в местную войну вождей, и его убили. Возращение остального экипажа на родину далось не легко. Добрался только один корабль из пяти и 18 человек из 200.


Джеймс Кук (1728-1779)

Кук родился в семье английского батрака. Но сделал карьеру от простого юнги до руководителя экспедиции. Мастерство, ум и смекалку оценили быстро. Первая экспедиция Джеймса Кука началась в 1767 году на корабле «Индевор». Официальная версия - наблюдение прохождения Венеры через диск Солнца. Но на самом деле колониальной Англии нужны были новые земли. Кроме того, среди задач было и исследование восточного побережья Австралии. Во время плавания Кук не переставал заниматься изучением картографии и навигации. Итогом экспедиции стала информация, что Новая Зеландия - это два самостоятельных острова, а не часть неизвестного материка. Также ученый составил карту восточного побережья Австралии, открыл пролив между Австралией и Новой Гвинеей.

Результаты второй экспедиции (1772 - 1775) стали еще более внушительными. Были нанесены на карту Новая Каледония , Южная Георгия, Остров Пасхи, Маркизские острова, остров Дружбы. Корабль Кука пересек Южный полярный круг.

Третье плавание заняло 4 года. Были исследованы , и некоторые другие. Именно на Гавайских островах во время одного из конфликтов туземцев с англичанами и погиб Джеймс Кук – копьем ему пробили затылок. А вот свидетельства, что аборигены съели Кука, не найдены.

ПОДПИШИСЬ НА САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ НОВОСТИ ВОЛГОГРАДА!



Кто бы ни читал об отважных странниках средних веков, которые старались открыть более выгодные торговые пути или увековечить свое имя, с восторгом представляет, как это происходило. Увлеченные любители моря чувствуют запах морской воды и видят перед собой раскрытые паруса фрегатов. Больше всего удивляет то, как великие путешественники могли пережить свои приключения в реальности, проявив столько упорства и находчивости. Благодаря им мир узнавал о новых землях и океанах.

Реальность опасных путешествий

Очень жаль, что на самом деле великие путешественники не всегда могли почувствовать вкус романтики: их суда терпели крушение, а вся команда могла заболеть невиданной в те времена болезнью. Самим морякам, отважившимся на новые открытия, приходилось терпеть лишения, их нередко настигала смерть. Нет ничего удивительного, что сегодня многих так восхищает их отвага и решительность! Так или иначе, благодаря некоторым из путешественников были открыты новые материки, а кто-то из них внес бесценный вклад во всемирную географию. При помощи исторических документов, которые содержат записи очевидцев или пометки из судовых журналов, мы можем иметь правдоподобные сведения об их странствиях. Однако очень жаль, что великие географические путешественники редко достигали того, к чему стремились.

Христофор Колумб в погоне за специями и золотом

Речь пойдет о человеке, который всю свою жизнь мечтал отправиться в далекое плавание. Как и любой другой, оказавшийся на его месте, он понимал, что без финансовой поддержки ему не обойтись, а обрести её у богатых и не желавших делиться своими финансами монархов было не так-то легко. Куда хотел отправиться отчаянный путешественник? Он всем сердцем желал найти кратчайший западный путь к Индии, которая в то время славилась своими специями, ценившимися на вес золота.

Пытаясь доказать свою правоту, Колумб продолжал неоднократно приходить к испанским королю и королеве в течение долгих восьми лет. Стоит отметить, что в его плане было много изъянов. Несмотря на то что ученые уже убедились в шарообразной форме Земли, вопрос заключался в том, какая полоса всемирного океана отделяет Европу от Азии. Как впоследствии оказалось, Христофор допустил две грубые ошибки. Во-первых, он предполагал, что территория Азии занимает намного большую площадь, чем это было и есть на самом деле. Во-вторых, на целую четверть Колумб недооценил размеры нашей планеты.

Первая экспедиция Колумба

Как бы там ни было, "стучите и откроют вам": экспедиция была одобрена, в плавание были экипированы три корабля. Предприимчивые испанские монархи жаждали не только выгодных торговых путей - им была приятна сама мысль о том, чтобы восточные страны обратить в католицизм. И вот 3 августа 1492 года около 90 человек отправилось в далекое плавание. Они проплыли много морских миль, но богатые земли так и не показывались на горизонте. Колумбу постоянно приходилось успокаивать свою команду, иногда даже приуменьшая реальные пройденные расстояния в затянувшемся путешествии. И вот, наконец, как могло бы показаться, они достигли своей цели! Куда же добрались наши неутомимые мореплаватели?

Земля, которой достигла его команда, была Багамскими островами. Там то и дело встречались нагие туземцы, а тропический климат располагал к отдыху. Но в любом случае это было совсем не то, ради чего отправились в путь великие путешественники, оставив свои дома и семьи. После двухнедельного отдыха мореплаватели отправились дальше и достигли Кубы. Колумб никак не мог успокоиться из-за того, что не мог найти ни специй, ни золота.

Далее одиссея продолжалась на восток, где заветное золото было обнаружено. Это произошло на острове, которому Колумб дал название Ла Исла Эспаньола (сейчас Эспаньола). Христофор Колумб уже мечтал о том, как эти земли будут подчинены испанской короне. Его ждало возвращение домой и огромные почести, а также еще одно путешествие.

Последующие экспедиции Колумба

В следующем году вместе с Колумбом отправилась целая армада, состоявшая из 17 кораблей и более 1200 человек. Среди людей было много солдат и священников. Испанцы хотели превратить новые земли в колонии, а жителей сделать католиками. Колумб же по-прежнему желал достичь берегов Индии.

Два последующих плавания в восточную Индию только лишь чуть-чуть увеличили счастье мореплавателя. Как бы то ни было, морские пути, которые были обозначен им, посодействовали колонизации целого материка - Северной Америки. Благодаря его достижениям мир перевернулся с ног на голову.

Васко да Гама - великий мореплаватель

Васко да Гама жил немного ранее Колумба, и уже открыл путь в Индию, огибая Африку. Приготовления к его долгому путешествию начались задолго до его появления на свет - как же этот случай отличался от того, что происходило с Колумбом! Португальские монархи понимали важность торговли пряностями. Мануэл I - король Португалии - считал, что стать во главе экспедиции может только человек, который, как выразился один историк, "сочетал бы в себе мужество солдата с хитростью купца и тактичностью дипломата". По мнению короля, именно Васко да Гама подходил для этой роли.

По природным умениям и предприимчивости этот человек очень сильно отличался от Колумба - хорошо знал свое дело, понимал, куда и зачем плывет. Первая экспедиция, хотя и была связана с определенными трудностями, закончилась успехом - Васко да Гама заключил мирные отношения и договор с индийским правителем о продаже специй. Обрадованный король Португалии сразу же распорядился об организации последующих экспедиций. Таким образом, благодаря этому мужественному человеку был открыт новый морской путь из Европы в Азию.

На протяжении многих веков жили разные люди, которые очень многого достигли в естествознании и географии. Если говорить о достижениях наших соотечественников, то первый великий русский путешественник, который сразу вспоминается, - это Николай Миклухо-Маклай. Хотя его достижения, конечно же, не поставишь в один ряд с заслугами Христофора Колумба, Джеймса Кука, Васко да Гама или Америго Веспуччи. Особенно интересен его вывод о том, что культурные и расовые признаки и различия народов обусловлены природной и социальной средой.

Среди других русских путешественников, которые внесли определенный вклад в развитие географии, можно назвать Федора Конюхова, Юрия Сенкевича, Ивана Папанина, Николая Пржевальского, Афанасия Никитина, Ерофея Хабарова, Витуса Беринга и многих других. Жизнь каждого из них - длинное путешествие, полное насыщенных событий.

Огромная жажда знаний, вложенная в человека

Может возникнуть вопрос: откуда у людей такая острая потребность в чем-то неизведанном и далеком? Дело в том, что с самого детства в человеке заложена потребность узнавать окружающий мир, исследовать его, находить ответы на вопросы: "В чем смысл жизни? Что мы делаем на нашей планете?" Все мы по сути в душе - "великие" путешественники и первооткрыватели. Мы так устроены, можно даже сказать, так созданы, чтобы постоянно познавать окружающий мир. Мы не случайно находимся на Земле и очень сильно отличаемся от животных, как бы некоторые не стремились доказать, что мы произошли от братьев наших меньших. О стремлении человека с детства узнавать окружающий мир написано множество книг. Одна из таких историй написана М. Зощенко - "Великие путешественники". Далее хотелось бы вкратце рассказать, что это за книга.

М. Зощенко, "Великие путешественники"

В каждом человеке, взрослом или совсем еще ребенке, живет свой Колумб или Васко да Гама. Уже с детства мы можем наблюдать за тем, как ребенок хочет познать окружающий мир. Рассказ Зощенко "Великие путешественники" повествует о трех детях, которые собрались в далекое кругосветное странствие. Они взяли много разных вещей, которые было очень трудно нести, и которые в конце концов превратились в ненужный хлам. Этот короткий поучительный рассказ учит детей тому, что для больших свершений нужны знания. История Зощенко "Великие путешественники" - это шедевр в миниатюре.

Вместо заключения

Как мы видим, в каждом из нас живет огромная тяга к неизведанному - будь ты великий русский путешественник или обычный человек. Каждый стремится найти ответы на животрепещущие вопросы. Великие путешественники и их открытия лишь доказывают эту простую и очень важную истину. А тем временем, вне зависимости от того, преодолеем мы большие расстояния в течении нашей короткой жизни или нет, каждый из нас начнет и закончит свое земное путешествие, полное приключений и длиною в целую жизнь. Вопрос только в одном: что мы откроем во время этого странствия и что оставим после себя?

Кажется, сейчас уже прошли времена первооткрывателей, не осталось на карте белых пятен. Но оказывается, и в наши дни можно совершать путешествия, изучать непознанные уголки планеты. Пусть уже открыты все материки и острова, пусть с космоса можно увидеть самые отдаленные и труднодоступные районы, а пытливый человеческий ум ставит перед собой новые задачи и решает их, организует экспедиции. Кто же они, современные путешественники 21 века?

Имена современных путешественников

Когда мы вспоминаем о знаменитых первопроходцах, наряду с великими Колумбом, Магелланом, Куком, Беллинсгаузеном, Лазаревым и другими, говорим и о наших современниках. Имена Кусто, Хейердала, Сенкевича, Конюхова и других исследователей тоже звучат как гимн изучению нашей планеты. Современные путешественники и их открытия являют собой прекрасный

Жак Ив Кусто

Кусто - величайший океанолог, французский ученый-исследователь. Это человек, который открыл для человечества подводный мир. Именно его руками были изготовлены очки для первый акваланг, оборудовано первое научное судно, изучающее морские глубины. Ему принадлежат первые фильмы, снятые под водой.

Впервые человек получил возможность свободно перемещаться в толще воды и опускаться на глубины до 90 м. Под руководством Кусто были организованы первые подводные экспедиции. Сначала это были археологические исследования на дне океана и фотосъемки на глубинах в несколько километров.

Когда Кусто создал "подводное блюдце" - мини-подводную лодку, возможности для изучения толщи воды резко увеличились. Продолжением стало основание временных подводных научных станций, где современные путешественники жили в течение нескольких месяцев и могли вести наблюдения непосредственно в море.

Результатом многолетней работы Кусто по изучению подводного мира стали книги и фильмы, которые имели огромную популярность: "В мире безмолвия", "Мир без солнца", "Подводная одиссея Кусто". С 1957 года он возглавлял Океанографический музей в Монако. В 1973 году было основано "Общество Кусто по охране морской природы".

Среди своих почетных наград главной он считал орден Почетного легиона. Умер Кусто в 1997 году в Париже.

Тур Хейердал

Это имя также знакомо каждому, кто хоть немного интересовался путешествиями. Тур Хейердал прославился морскими походами, предпринятыми для доказательства своей точки зрения на заселение разных районов мира.

Хейердал первым выдвинул идею о том, что острова Полинезии могли быть заселены выходцами из Южной Америки. Чтобы доказать эту теорию, современные путешественники под его руководством совершили беспримерное плавание на бальсовом плоту "Кон-Тики" через Тихий океан. Одолев около 8 тысяч км за 101 день, экспедиция достигла островов Туамоту. При этом плот сохранил свою плавучесть, и если бы не шторм, наверняка мог бы дотянуть и до берегов Азии.

Затем последовали экспедиции на тростниковых лодках "Ра" и "Ра-2", в которых принимал участие наш соотечественник Юрий Сенкевич. Лодка "Тигрис", плавание на которой должно было показать возможность связей между Месопотамией и полуостровом Индостан, была сожжена командой в знак протеста против военных действий у берегов Джибути, и экспедиция не была завершена.

Хейердал во многих вопросах не соглашался с ученым миром и выдвигал свои теории. Много лет он изучал загадки острова Пасхи, особенно происхождение знаменитых каменных истуканов. Тур утверждал, что эти гигантские статуи могли изготовить и доставить на место аборигены острова, не имевшие современных инструментов для обработки камня и средств передвижения. И результаты его изысканий были сенсационными, хотя и не признаны большинством ученых.

Из спорных теорий Хейердала отметим еще и версию о связях между викингами и жителями Кавказа и Азова. Он считал, что викинги - выходцы с Северного Кавказа. Но доказать эту теорию ему помешала смерть в 2002 году.

Многочисленные книги Хейердала о его взглядах на освоение мира и путешествиях, документальные фильмы, снятые о них, до сих пор остаются очень увлекательными и интересными для любого человека.

Юрий Сенкевич

Современный русский путешественник и ведущий популярнейшей в нашей стране телепередачи "Клуб путешествий", полярник, он участвовал в 12-й советской антарктической экспедиции.

В 1969 году при организации экспедиции на "Ра" Тур Хейердал написал письмо в Академию наук СССР с приглашением к участию в ней врача с хорошим знанием английского языка, с опытом работ в экспедициях и чувством юмора. Выбор пал на Сенкевича. Веселый и неунывающий, с оптимистическим взглядом на жизнь и навыками практикующего врача, Юрий быстро подружился с Хейердалом и другими членами команды.

Впоследствии они еще не раз участвовали в экспедициях знаменитого норвежца. Многие исследования Хейердала становились известны советскому телезрителю сразу же благодаря телепередаче, которую вел Юрий Сенкевич. "Клуб кинопутешествий" стал для многих окном в мир, позволявшим знакомиться с интересными местами земного шара. Гостями передачи становились современные путешественники: Хейердал, Кусто, Яцек Палкевич, Карло Маури и многие другие.

Сенкевич принимал участие в медицинском обеспечении экспедиций к Северному полюсу и на Эверест. Умер Юрий Александрович в 2006 году на съемках очередной телепередачи.

Тим Северин

Многие современные путешественники повторяют маршруты мореплавателей и первопроходцев прошлого. Один из наиболее известных - британец Тим Северин.

Первое свое путешествие он совершил по следам Марко Поло на мотоциклах. Выехав из Венеции, Северин с товарищами пересекли почти всю Азию и добрались до границ Китая. Здесь путешествие пришлось завершить, так как разрешение на посещение страны получено не было. Дальше последовало изучение (во время плавания по ней на каноэ и моторной лодке). Следующая экспедиция - по маршруту Св. Брендана через Атлантический океан.

Вдохновившись приключениями Синдбада-морехода, Северин осуществил переход из Омана в Китай на парусном корабле, ориентируясь только по звездам.

В 1984 году Северин с командой в 20 гребцов повторил маршрут аргонавтов в Колхиду (Западная Грузия). А на следующий год совершил путешествие по следам Одиссея из нетленной одноименной поэмы Гомера.

Это только некоторые маршруты Северина. О своих приключениях он написал увлекательные книги, а за "Путешествие Синдбада" был удостоен престижной премии Томаса Кука.

Современные путешественники 21 века

Несмотря на то что на дворе 21-й век, дух любви к приключениям и путешествиям не угас. И сейчас есть люди, которым не сидится дома в комфорте, их влечет неизведанное, непознанное.

Среди них есть и современные путешественники России. Пожалуй, самым известным из них является Федор Конюхов.

Федор Конюхов

К его имени часто добавляют "первый". Он первым из россиян побывал на трех полюсах Земли: Северном, Южном и на Эвересте. Первым на Земле покорил пять полюсов - к предыдущим добавились Полюс Недоступности в Антарктиде и мыс Горн, считающийся таковым для яхтсменов. Первым из россиян одолел "большую семерку" - совершил восхождения на самые высокие вершины всех континентов, считая Европу и Азию отдельно.

На его счету множество экспедиций, в основном экстремальных. Конюхов четырежды совершал путешествия на яхте вокруг света. Участник лыжного перехода "СССР - Северный полюс - Канада".

Его книги читаются на одном дыхании. А в планах на будущее - на воздушном шаре.

Дмитрий Шпаро

Сразу оговоримся: это полярный путешественник и исследователь. Еще в 1970 году он возглавил лыжную экспедицию до островов Комсомольской правды. Через три года совершил путешествие на Таймыр в поисках склада знаменитого полярника Эдуарда Толля. В 1979 году под его руководством была совершена первая в мире экспедиция на лыжах к Северному полюсу.

Один из самых известных походов - в Канаду через Северный Ледовитый океан в составе совместной советско-канадской экспедиции.

В 1998 году вместе с сыном пересек на лыжах В 2008-м организовал две экспедиции на Северный полюс. Одна из них известна первым в мире достижением полюса на лыжах в ночное время. А во второй участвовала молодежь в возрасте 16-18 лет.

Дмитрий Шпаро - организатор Клуба "Приключение". Заведение проводит марафоны по территории страны с участием людей, прикованных к инвалидным коляскам. Наибольшую известность получило международное восхождение на Казбек инвалидов-колясочников из Закавказья, Норвегии и России.

Современные путешественники

География современных путешествий очень обширна. В основном это малоизученные и труднодоступные районы Земли. Эти походы чаще всего проходят в экстремальных условиях, требующих напряжения всех сил.

Конечно, в одной статье трудно охватить все имена. Анатолий Хижняк, исследующий малоизученные племена в джунглях Амазонии и Папуа-Новой Гвинеи... Наоми Уэмура, в одиночку совершивший поход к Северному полюсу, проплывший по Амазонке, покоривший Монблан, Маттерхорн, Килиманджаро, Аконкугуа, Эверест... первый человек, совершивший восхождения на все 14 восьмитысячников мира... О каждом из них можно написать отдельную книгу. Их приключения вдохновляют путешественников.

18 августа мы празднуем день рождения Русского географического общества – одной из старейших российских общественных организаций, и единственной, непрерывно существующей с момента своего создания в 1845 году.

Вы только вдумайтесь: ни войны, ни революции, ни периоды разрухи, безвременья, распада страны не прекратили ее существования! Всегда находились смельчаки, ученые, исследователи-безумцы, которые и в благополучные, и в самые тяжелые времена шли на любой риск ради науки. Да и сейчас, в настоящий момент новые действительные члены РГО находятся в пути. «МИР 24» рассказывает лишь о некоторых великих путешественниках, прославивших Русское географическое общество.

Иван Крузенштерн (1770 – 1846)

Фото: неизвестный художник, 1838г.

Российский мореплаватель, адмирал, один из инициаторов создания Русского географического общества. Он возглавил первую российскую кругосветную экспедицию.

Еще в юности товарищи по учебе в Морском кадетском корпусе отмечали несгибаемый, «морской» характер будущего российского адмирала. Его верный соратник, друг и соперник Юрий Лисянский, ставший командиром второго судна в их легендарной кругосветке, отмечал, что основными качествами кадета Крузенштерна были «надежность, обязательность и отсутствие интереса к обыденной жизни».

Именно тогда, в годы учебы родились его мечты исследовать дальние земли и океаны. Однако сбылись они не скоро, только в 1803 году. В состав первой русской кругосветной экспедицию входили корабли «Надежда» и «Нева».
Во время этой экспедиции был установлен новый путь к русским владениям на Камчатке и Аляске. На карту были нанесены западное побережье Японии, южная и восточная часть Сахалина, всесторонне изучена часть Курильской гряды.

Фото: «И. Ф. Крузенштерн в Авачинской бухте», Фридрих Георг Вейч, 1806 год

В процессе его кругосветного путешествия проводились измерения скорости течений, температуры на разных глубинах, определение солености и удельного веса воды и многое другое. Таким образом Иван Крузенштерн стал одним из основоположников отечественной океанологии.

Петр Семенов-Тянь-Шанский (1827 – 1914)

Фото: Alexandre Quinet, 1870г.

Вице-председатель Императорского Русского географического общества и его ведущий ученый – но не кабинетный. Это был отважный и упорный первооткрыватель. Он исследовал Алтай, Тарбагатай, Семиреченский и Заилийский Алатау, озеро Иссык-Куль. Только альпинисты смогут по достоинству оценить, какой путь прошел отважный путешественник по труднодоступным горам Центрального Тянь-Шаня, куда еще не удавалось добраться европейцам. Он открыл и впервые покорил вершину Хан-Тенгри с ледниками на ее склонах и доказал, что мнение международного научного мира, будто бы в этих местах извергается гряда вулканов, ошибочно. Ученый выяснил также, откуда берут свои истоки реки Нарына, Сарыджаз и Чу, проник в нехоженные до него верховья Сырдарьи.

Семенов-Тянь-Шанский стал фактическим создателем новой русской географической школы, предложив международному научному миру принципиально новый путь познания. Будучи одновременно геологом, ботаником и зоологом, он впервые стал рассматривать природные системы в их единстве. А геологическое строение гор сопоставил с горным рельефом и выявил закономерности, на которые в дальнейшем стал опираться весь научный мир.

Николай Миклухо-Маклай (1846-1888)

Фото: ИТАР-ТАСС, 1963г.

Знаменитый русский путешественник, антрополог, исследователь, совершивший ряд экспедиций на неисследованную до него Новую Гвинею и другие острова Тихого океана. В сопровождении всего двух слуг он долгое время жил среди папуасов, собрал богатейшие материалы о первобытных народах, подружился с ними, помогал им.

Вот что пишут об ученом его биографы: «Самое характерное для Миклухо-Маклая – это поразительное сочетание черт смелого путешественника, неутомимого исследователя-энтузиаста, широко эрудированного ученого, прогрессивного мыслителя-гуманиста, энергичного общественного деятеля, борца за права угнетенных колониальных народов. Подобные качества порознь не составляют особой редкости, но сочетание всех их в одном лице – явление совершенно исключительное».

В своих путешествиях Миклухо-Маклай собрал также множество данных о народах Индонезии и Малайи, Филиппин, Австралии, Меланезии, Микронезии и западной Полинезии. Он опередил свое время. Его труды не были в достаточной мере оценены в XIX веке, зато исследователи-антропологи XX и XXI веков считают его вклад в науку настоящим научным подвигом.

Николай Пржевальский (1839-1888)

Фото: ИТАР-ТАСС, 1948г.

Российский военный деятель, генерал-майор, один из величайших русских географов и путешественников, осознанно готовивший себя к путешествиям еще с гимназической скамьи.

Пржевальский посвятил длительным экспедициям 11 лет своей жизни. Сперва он руководил двухгодичной экспедицией в Уссурийский край (1867-1869), а после этого в 1870 – 1885 годах совершил четыре путешествия в малоизвестные области Центральной Азии.

Первая экспедиция по региону Центральной Азии была посвящена исследованию Монголии, Китая и Тибета. Пржевальский собрал научные доказательства того, что Гоби не является плато, а горы Наньшань являются не хребтом, а горной системой. Исследователю принадлежит открытие целой серии гор, хребтов, и озер.

Во второй экспедиции ученый открыл новые горы Алтынтаг, и впервые описал две реки и озеро. А границу нагорья Тибет, благодаря его исследованиям, пришлось отодвинуть на картах более чем на 300 км к северу.

В третьей экспедиции Пржевальский выделил несколько хребтов в Наньшане, Куньлуне и в Тибете, описал озеро Кукунор, а также верховья великих рек Китая Хуанхэ и Янцзы. Несмотря на болезнь, первооткрыватель организовал и четвертую экспедицию в Тибет 1883-1885 годах, в ходе которой им был обнаружен целый ряд новых озер и хребтов.

Он описал более 30 тыс. километров пройденного им пути, собрал уникальные коллекции. Открыл не только горы и реки, но и неизвестных доселе представителей мира животных: дикого верблюда, тибетского медведя, дикую лошадь.
Как и многие выдающиеся географы того времени, Пржевальский был обладателем хорошего и живого литературного языка. Он написал о своих путешествиях несколько книг, в которых дал яркое описание Азии: ее флоры, фауны, климата и населяющих ее народов.

Сергей Прокудин-Горский (1863-1944)

Фото: Сергей Прокудин-Горский, 1912г.

Родоначальник эры цветной фотографии в России. Первым запечатлел в цвете природу, города и жизнь людей на огромном протяжении от Балтийского моря до Востока России.

Он создал систему цветопередачи для фотосъемки: от рецепта эмульсии, которая наносится на стеклянные пластинки для фотосъемки, до чертежей специального оборудования для цветной съемки и проекции полученных цветных изображений.

Начиная с 1903 года, непрерывно находится в поездках: с одержимостью настоящего путешественника снимает природные красоты России, ее жителей, города, памятники архитектуры – все подлинные достопримечательности Российской империи.

В декабре 1906-январе 1907 годов с экспедицией Русского географического общества Прокудин-Горский едет в Туркестан для фотографирования солнечного затмения. Затмение запечатлеть в цвете так и не удалось, зато отсняты старинные памятники Бухары и Самарканда, колоритные местные типажи людей и многое другое.

Осенью 1908 года сам Николай II предоставляет Прокудину-Горскому необходимые транспортные средства и дает разрешение снимать в любых местах, с тем, чтобы фотограф мог запечатлеть «в натуральных красках» все основные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана. Всего запланировано сделать за 10 лет 10 тысяч снимков.

Уже через несколько дней после встречи с царем фотограф отправляется по Мариинскому водному пути от Петербурга почти до самой Волги. Три с половиной года он непрерывно перемещается и фотографирует. Сперва делает съемку северной части промышленного Урала. Затем совершает два путешествия по Волге, запечатлев ее от самых истоков до Нижнего Новгорода. В промежутке, снимает южную часть Урала. А затем - многочисленные памятники старины в Костроме и Ярославской губернии. Весной и осенью 1911 года фотограф успевает еще дважды посетить Закаспийскую область и Туркестан, где впервые в истории опробовал цветную киносъемку.

Затем следуют две фотоэкспедиции на Кавказ, где он снимает Муганьскую степь, предпринимает грандиозную поездку по планируемому Камско-Тобольскому водному пути, проводит обширные съемки местностей, связанных с памятью об Отечественной войне 1812 г. – от Малоярославца до литовской Вильны, фотографирует Рязань, Суздаль, строительство Кузьминской и Белоомутовской плотин на Оке.

Затем начинаются денежные трудности, финансирование экспедиций прерывается. В 1913-1914 гг. Прокудин-Горский занимается созданием первого цветного кинематографа. Но дальнейшему развитию этого нового проекта помешала Первая мировая война. Ни одна из экспериментальных цветных кинолент Прокудина-Горского до сих пор не найдена.

Артур Чилингаров (1939 года рождения)

Фото: Федосеев Лев/ИТАР-ТАСС

Знаменитый полярник, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации, крупный российский ученый, автор ряда научных работ по проблемам освоения Севера и Арктики. Живет и работает в Москве.

С 1963 года он занимался изучением Северного Ледовитого океана и океанической атмосферы в Арктической научно-исследовательской обсерватории в поселке Тикси. В 1969 году возглавил станцию «Северный полюс-19», созданную на дрейфующих льдах, с 1971 года работал в должности начальника станции «Беллинсгаузен», а с 1973 года – начальником станции «Северный полюс-22». В 1985 году возглавил операцию по спасению затертого антарктическими льдами экспедиционного судна «Михаил Сомов». Ледокол «Владивосток» обколол лед вокруг дизель-электрохода и освободил его экипаж из блокады, которая длилась целых 133 дня.

В 1987 году Чилингаров возглавил команду атомного ледокола «Сибирь», который в свободном плавании достиг географического Северного полюса. В январе 2002 года путешественник доказал возможность эксплуатации легкой авиации в Антарктиде: он достиг Южного полюса на одномоторном самолете Ан-ЗТ.

Фото: Денисов Роман/ИТАР-ТАСС

Летом 2007 года знаменитый полярник возглавил арктическую экспедицию на судне «Академик Федоров», которая доказала, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением Сибирской материковой платформы. На дно океана были погружены аппараты «Мир-1» и «Мир-2», на борту одного из которых находился сам Чилингаров. Он также установил своеобразный рекорд как первый в мире человек, который в течение шести месяцев побывал и на Южном и на Северном полюсах.

Николай Литау (1955 года рождения)

Фото: из архива

Заслуженный мастер спорта, российский яхтсмен, совершивший на построенной под его руководством яхте «Апостол Андрей» три кругосветных путешествия. Награжден Орденом Мужества. За время трех кругосветок «Апостол Андрей» оставил за кормой 110 тысяч морских миль, побывал на всех континентах планеты, прошел все океаны и установил пять мировых рекордов.

Вот что рассказал Николай Литау корреспонденту «МИР 24»: «На «Апостоле Андрее» я совершил три кругосветных плавания. Первое – вокруг Восточного полушария через Северный Морской путь, второе – вокруг Западного полушария, проливами Канадского Арктического архипелага и третье – Антарктическое: в 2005-06 годах мы обогнули Антарктиду, находясь все время выше 60 градуса широты, незримой границы Антарктики. Последнего пока не повторил никто. Четвертое глобальное плавание, в котором мне довелось принимать участие, проходило в 2012-13 годах. Это было международное кругосветное путешествие, маршрут его проходил в основном по теплым и комфортным тропическим широтам. Я был капитаном-наставником на российской яхте Royal Leopard и прошел половину дистанции. Во время этого плавания я пересек свой юбилейный – десятый экватор. В последние годы мы занимаемся мемориальными походами на яхте «Апостол Андрей» по российской Арктике. Вспоминаем имена выдающихся русских мореходов: Владимира Русанова, Георгия Седова, Бориса Вилькицкого, Георгия Брусилова и других».

Фото: из архива

Ровно год назад Николай Литау на яхте «Апостол Андрей» в одиннадцатый раз совершил путешествие в Арктику. Маршрут этого путешествия проходил через Белое, Баренцево и Карское моря, исследованы острова Арктического института в Карском море. Впереди - новые экспедиции.

Обновлено: 22.10.2019 08:05:28

Эксперт: Савва Гольдшмидт


*Обзор лучших по мнению редакции сайт. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Сегодня мы знаем о нашей планете почти все, любой уголок Земли был тщательно исследован, описан, заснят на фото и нашел свое место в географических учебниках. А благодаря активному развитию туризма, можно самому посетить любые экзотические страны или даже отправиться в круиз к берегам Антарктиды. Но несколько веков назад единственным достоверным источником знаний о далеких странах и территориях были отважные путешественники, внесшие неоценимый вклад в освоение нашей планеты. Их имена и открытия навсегда останутся в истории. Ниже мы предлагаем вам узнать о десяти самых известных путешественниках.

Рейтинг самых известных путешественников и их открытия

Номинация место Путешественник рейтинг известности
10 самых известных путешественников и их открытия 10 4.1
9 4.2
8 4.3
7 4.4
6 4.5
5 4.6
4 4.7
3 4.8
2 4.9
1 5.0

Знаменитый норвежский путешественник, известный в первую очередь благодаря своим полярным экспедициям. Руаль Амундсен с детства мечтал стать мореплавателем, его вдохновлял пример контр-адмирала Джона Франклина. К суровой жизни моряка и исследователя он начал готовиться еще с подросткового возраста, занимаясь физическими упражнениями, совершая походы на лыжах, и в целом ведя спартанский образ жизни. В процессе своей подготовки Амундсен также посещал лекции полярника Эйвина Аструпа, что окончательно укрепило решимость молодого человека посвятить свою жизнь полярным исследованиям. Но, попытавшись стать членом экспедиции к Земле Франца-Иосифа, столкнулся с отказом по причине отсутствия опыта.

Однако Амундсен не сдавался, и в 1986 году, получив звание штурмана, отправился в составе группы Адриена де Жерлаша в Антарктическую экспедицию. Во время этого похода он стал первым в мире человеком, совершившим переход на лыжах по острову Ту Хэммок. Вместе с командой ему довелось вынужденно провести тринадцать месяцев во льдах Южного океана, после чего им пришлось вернуться, так и не достигнув цели. Поворотным моментом в жизни Амундсена стал 1901 год, когда он купил яхту "Йоа" и стал повторно готовиться к путешествию на Южный полюс. Вместе с командой на переоборудованной промысловой яхте они добрались к берегам Антарктиды и в середине декабря достигли своей цели, опередив на несколько недель капитана Роберта Скотта.

Практически вся жизнь Руаля Амундсена прошла в различных экспедициях. В 1928 году его самолет потерпел крушение, когда он отправился на поиски своего коллеги, Умберто Нобиле. Самого исследователя спасателям найти так и не удалось.

Давид Ливингстон - шотландский миссионер, который исследовал Африку и познакомил мир с ее культурой и обычаями. Получив диплом доктора, он обратился в Лондонское миссионерское общество, и таким образом оказался на Африканском континенте, начав свое путешествие с южной его части. Первые семь лет Ливингстон жил в стране бечуанов, на территории современной Ботсваны. Затем у него возникла идея заняться изучением южноафриканских рек для исследования новых путей вглубь Африки. В 1849 году он исследовал пустыню Калахари и открыл озеро Нгами, затем отправился в путешествие по реке Замбези. Давид Ливингстон стал первым европейцем, пересекшим африканский континент. В 1855 году он совершил одно из своих величайших открытий - обнаружил огромный водопад высотой 120 метров, расположенный на границе Замбии и Зимбабве. Ливингстон назвал его водопад Виктория, в честь королевы Англии.

Спустя год миссионер вернулся домой и опубликовал там книгу, в которой подробно описал свои исследования и путешествия. Также он был награжден золотой медалью от Королевского географического общества. Снова отправившись в Африку, Ливингстон продолжил свои путешествия, занимаясь преимущественно исследованием больших рек. Также им были открыты озера Бангвеулу и Мвелу. В 1873 году во время поисков истоков Нила, он умер от малярии вблизи селения Читамбо (Замбия). При жизни Ливингстон снискал себе славу неутомимого путешественника и получил от местных жителей прозвище "Великий лев", а после смерти оставил после себя массу бесценных сведений об Африке.

Знаменитый русский путешественник и ученый, внесший огромный вклад в изучение коренных народов Океании, Австралии и Юго-Восточной Азии. В молодости Миклухо-Маклай получил образование в Германии, был помощником естествоиспытателя Эрнста Геккеля. По возвращению в Россию ему удалось убедить Русское географическое общество в необходимости исследования Тихоокеанских территорий, и осенью 1870 года на военном судне "Витязь" он отправился к Новой Гвинее. Свой выбор места Миклухо-Маклай объяснил тем, что на этих островах первобытное общество представляет исключительную этнографическую и антропологическую ценность, поскольку меньше всего подверглось влиянию цивилизации.

Русский исследователь прожил среди папуасов более года, знакомясь с их обычаями, укладом повседневной жизни и религиозными обрядами. В 1872 году на клипере "Изумруд" Миклухо-Маклай обошел Филиппинские и ряд других островов Тихого океана. Спустя два года он вернулся в Новую Гвинею и некоторое время жил в западной ее части, а с 1876 года отправился изучать Западную Микронезию и острова Меланезии. Миклухо-Маклай был известен не только в качестве ученого, но также как гуманист, общественный деятель, борец за права туземцев и противник рабства. Последние годы своей жизни он провел в Санкт-Петербурге.

Мореплаватель, известны своими тремя кругосветными путешествиями, в ходе которых были открыты новые территории и составлены подробные карты островов Тихого, Атлантического, Индийского океана, а также побережья Ньюфаундленда, Австралии и Новой Зеландии. Родился и вырос Джеймс Кук в семье фермера, но вопреки воле отца, решил стать моряком. С 18 лет он работал юнгой, затем дослужился до офицера, принимал участие в Семилетней войне.

В 1768 году английское правительство приняло решение об отправке научной экспедиции для исследования Тихого океана. Эта непростая задача была возложена на опытного уже к тому моменту мореплавателя Джеймса Кука. Он стал капитаном трехмачтового судна "Индевор" и получил приказ взять курс на острова Таити с целью наблюдать прохождение Венеры через солнечный диск, что позволило бы вычислить расстояние от Земли до Солнца. Также у миссии, помимо астрономической, была другая цель - отыскать Южный материк. Во время этого плавания Кук открыл Новую Зеландию и исследовал восточное побережье Австралии. Спустя несколько лет состоялась вторая экспедиция, которую сопровождал ряд открытий: остров Норфолк, Каледония, Южные Сэндвичевы острова. За ней последовала третья, в ходе которого были открыты Гавайи. На Гавайских островах произошла вооруженная стычка между членами судна и местным населением, повлекшая за собой гибель Кука. За время своих плаваний капитан сумел создать настолько точные и подробные карты, что они оставались актуальными до середины XIX века.

Легендарный скандинавский мореплаватель, считается первым в истории европейцем, ступившим на берег североамериканского континента. Лейф Эрикссон по прозвищу "счастливый" вырос в в семье викинга Эрика Рыжего, первооткрывателя Гренландии. Около 1000 года н.э. он познакомился с норвежцем Бьярни Херьюльфссоном, от которого услышал историю о неизвестных западных землях. Горя желанием совершить открытие и найти новые территории для поселения своих соплеменников, Эрикссон приобрел корабль, собрал команду и отправился в путь.

В ходе данного путешествия им было открыто три региона Канады. Первым берегом, встретившим мореплавателей, была Баффинова земля, который скандинавы назвали Хеллуланд (каменный). Следующим был полуостров Лабрадор, получивший от них имя Маркланд, что означает "лесная земля". И наконец, третий, самый привлекательный берег острова Ньюфаундленд, который Эрикссон и его люди назвали Винланд, то есть "благодатная земля". Там они основали небольшое поселение и остались на зимовку. После возвращения на родину, Лейф поручил своему родному брату, Торвальду, продолжить исследование Винланда. Однако вторая экспедиция потомков викингов к североамериканским берегам потерпела крах, поскольку им пришлось отступить после ожесточенных стычек с канадским племенем индейцев.

Первый в мире исследователь, совершивший кругосветное путешествие и сделавший при этом ряд важных открытий. Магеллан родился в Португалии, в дворянской семье. Первая его морская экспедиция произошла в 1505 году, когда он отправился в Индию в составе эскадры Франсишку ди Альмейды. Вскоре у Магеллана появился план предпринять плавание к островам Молукко в надежде найти к ним западный путь. Не сумев добиться согласия португальского монарха, он обратился с той же просьбой к королю Испании и в итоге получил в свое распоряжение пять кораблей. В 1519 году экспедиция Магеллана покинула гавань.

Спустя год плавания Фернан Магеллан со своей флотилией достиг берегов Южной Америки, где был вынужден остановиться в гавани на зимовку. В том же году он открыл пролив, позднее названный его именем, и вышел в океан. За почти четыре месяца плавания по неизведанным водам путешественников ни разу не настиг шторм, поэтому они решили назвать этот океан Тихим. Экспедиция достигла Марианского архипелага, затем были открыты Филиппинские острова. Этот пункт стал конечным в плавании Магеллана, поскольку он был убит во время сражения с племенем острова Мактан. В Испанию вернулся только один корабль, привезший известия о великих открытиях.

Португальский мореплаватель, первооткрыватель морского пути в Индию, и первый европеец, ступивший на индийскую землю. Васко да Гама вырос в знатной семье и получил образование, еще юным отправился на флот. Он зарекомендовал себя в сражениях с французскими корсарами и сумел заслужить расположение короля Мануэля Первого, который поручил ему возглавить экспедицию в Индию. Для путешествия было задействовано три корабля и более 170 человек экипажа. Васко да Гама отправился в плавание в 1497 году, к декабрю этого же года им удалось достигнуть берегов Южной Африки, а еще через полгода корабли причалили к индийскому побережью. Хотя планы путешественников наладить торговлю с местными жителями не были успешными, на родине их встретили с почетом, а да Гама был назначен адмиралом Индийского океана.

За свою жизнь Васко да Гама совершил еще два плавания в Индию. Целью второй экспедиции было установление на новых территориях португальских факторий. Третий раз он отправился туда в 1502 году для укрепления власти правительства Португалии и борьбы с коррупцией в колониальной администрации. Свои последние годы мореплаватель провел в Индии.

Флорентийский мореплаватель и купец, впервые выдвинувший теорию, что открытая Христофором Колумбом часть света - это новый, неизвестный ранее континент. В молодости Америго Веспуччи окончил престижный университет, впоследствии работал в торгово-банкирском доме Медичи. В 1499 году он присоединился к экипажу корабля под командованием испанского адмирала Алонсо де Охеда. Целью экспедиции было изучение земель Нового Света.

В ходе этого морского путешествия Веспуччи выполнял роль навигатора, географа и картографа. Он детально описал все подробности относительно местности, животного и растительного мира новых земель, встреч с туземцами, а также составил карту звездного неба. Впоследствии он принял участие еще в одной экспедиции, 1503 года, во время которой командовал небольшим кораблем. Веспуччи был первым исследователем, изучившим значительную часть бразильского побережья.

Христофор Колумб больше всего известен, как первооткрыватель Америки, хотя за свою жизнь он совершил и другие важные открытия. Он вырос в небогатой семье, но получил хорошее образование. В 1470 годах участвовал в торговых морских экспедициях. Главной мечтой Колумба было найти морской путь в Индию через Атлантику. Он многократно обращался к европейским монархам за помощью в организации и финансировании экспедиции, но только в 1492 получил согласие от испанской королевы Изабеллы.

Получив в свое распоряжение три корабля и собрав команду из добровольцев, Христофор Колумб отправился в плавание. Он открыл Багамские острова, Кубу и Гаити. Затем последовала вторая экспедиция, в ходе которой были открыты Ямайка, Пуэрто-Рико, Малые Антильские и Виргинские острова. В 1498 году Колумб отправился в третье путешествие, результатом которого было исследование острова Тринидад. И наконец, в 1502 году ему удалось добиться разрешения короля Испании на четвертую экспедицию, в ходе которой корабли Колумба достигли берегов Центральной Америки. Всю последующую жизнь Христофор Колумб был уверен, что открытая им земля соединена с Азией и он все же нашел морской путь в Индию.

Один из знаменитейших путешественников, вдохновивших многих первооткрывателей, в числе которых был и Христофор Колумб. Марко Поло вырос в семье венецианского купца и с ранних лет привык сопровождать его в путешествиях, во время поиска новых торговых путей. В 1271 году Папа Римский послал их в Китай, назначив своими официальными представителями. После пятилетней экспедиции, пролегающей через Малую Азию, Персию и Кашмир, семья Поло достигла резиденции Хубилай-хана, правителя монгольского государства Юан, частью которого на тот момент являлся Китай. Молодой и смелый Марко сразу пришелся по душе хану, так что он решил оставить путешественников у себя при дворе, где они провели следующие 17 лет.

В 1291 году Хубилай поручил семейству Поло сопровождать флотилию, которая перевозила монгольскую принцессу в Персию, где она должна была стать женой персидского шаха. Но во время путешествия пришло известие о смерти шаха, после чего Поло приняли решение вернуться в Венецию. Вскоре после возвращения домой Марко принял участие в войне с Генуей и попал в плен к генуэзцам. Будучи в заключении, он встретил итальянского писателя Рустикелло, который записал подробный рассказ о его удивительных приключениях и жизни в Китае.