Проблемы байкала. Озере байкал - готовим урок Байкал урок

Озеро Байкал – жемчужина Сибири
Цели и задачи урока:

Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал. Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.


Оборудование:

Физическая карта России, физическая карта горы юга Сибири, фотографии озера (можно из Интернета).


Ход урока.

2) Прозрачность воды.

3) Химический состав воды.

4) Реки, впадающие в озеро.

5) Реки, вытекающие из озера.

6) Ледовый режим, температура воды.

7) Движение воды.

8) Наука, изучающая природу озер.
3 карточка – историкам .

1) Как называют Байкал буряты – коренное население побережья озера?

2) Когда впервые на берегах озера появились русские?

3) Что такое «Житие протопопа Аввакума»?

4) Какое отношение к озеру имеет Курбат Иванов?

5) Кто из ученых занимался изучением Байкала?

6) Какой статус имеет озеро Байкал в настоящее время ?

4 карточка – зоологам и ботаникам .

1) В чем уникальность фауны озера Байкал?

2) Какую роль играет планктон озера?

3) Чем уникальна рыбка голомянка?

4) Назовите представителей фауны озера.

5) Какие животные имеют промысловое значение?

6) Что такое эндемики ? Назовите эндемиков Байкала.

7) Каков тип растительности Прибайкалья?


5 карточка – экологам .

1) В чем значение озера Байкал для человека и для природы?

2) Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения?

3) В чем причины изменения природы озера Байкал?

Каковы пути решения проблем Байкала ?
6 карточка – климатологам .

1) Каков климат Прибайкалья? Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом.

2) Какие местные ветры возникают на озере? В чем их различие (баргузин, верховик, сарма, култук)?
К карточкам предлагается как источник информации: учебник, хрестоматии, справочники, карты и другая имеющаяся информация.

На обсуждение группам дается 10-15 минут. Главный консультант или бригадир в течение этого времени распределяет вопросы между членами группы и координирует работу группы. Через 8-10 минут внутри групп начинается по подведению итогов задания, т.е. готовится отчет по изучаемым вопросам. Если по какому-то вопросу ученик, или ученики не нашли ответа, им помогает консультант или он просит помощи учителя.

После заслушивания отчетов в тетрадях у учащихся должен быть краткий план- конспект урока.


4. Домашнее задание .

Выучить параграф учебника по Байкалу.


Дополнительный материал к уроку.
Байкал.

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он – величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь – до донышка - просвечен,

И весь – до капельки – родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы – сосны над обрывом,

И дикий ветер баргузин –

В этом, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

И ты немыслима Россия,

И ты немыслима Сибирь.

М. Сергеев.


Сибирь.

Край, где несметный клад заложен,

Под слоем – слой мощней вдвойне.

Иной еще не потревожен,

Как донный лед на глубине.

А. Твардовский.


ВАРИАНТ 2.
Я думаю, что на одном уроке ребята не успеют выполнить все вышеперечисленное, поэтому предлагаю провести данный урок несколько по-иному.

1. Дать ребятам задание заранее, предварительно разбив их на группы специалистов, начинают готовиться к уроку за неделю. Таким образом, мы экономим время на уроке, и у ребят есть возможность неторопливо посмотреть различные источники и подобрать более интересный материал.

2. Предложить подготовить не только текстовый материал, но и подобрать к нему иллюстрации, создать слайд-шоу, презентации. Урок станет наглядным и интересным, а, следовательно, более запоминающимся. У ребят появится интерес при его подготовке. Сейчас в Интернете очень много материала по данной теме, поэтому, подготовить такой урок будет несложно.

Содержание

Главная страница

© Кузнецова С.В.

Для изучении данной темы был использован проектный материал, инновационным приемом является применение компьютерной техники,Интернет-ресурсы. Проблема взаимозависимости человека и природы не новая,она существовала во все времена.Планету может спасти лишь деятельность людей,осуществляемая на природных сообществах,осознания того,что человек не властелин природы,а ее часть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Озеро Байкал – жемчужина Сибири»

Для изучения данной темы был использован проектный метод, инновационным приемом является применение компьютерной техники, Интернет - ресурсы.

Проблема взаимозависимости человека и природы не новая, она существовала во все времена. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а ее часть. Это означает, что эколого-нравственная проблема вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии у каждого человека достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование, которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Актуальность темы урока велика в том, что экологическая проблема взаимодействия человека и природы, обострилась и приняла поистине планетарные масштабы.

Цели:

Образовательные: сформировать знания о природном районе озера Байкал; познать красоту, уникальность природного комплекса. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал.

Воспитательные: формирование экологического сознания учащихся на примере экологических проблем Байкала и их причин.

Развивающие: развитие навыков работы с различными справочными материалами.

Средства обучения : настенные карты « Физическая карта России», «Экономическая карта России «, атласы, справочники.

Опорные знания и умения : эндемик озерная котловина, тектонический разлом.

Методы и приемы работы : рассказ учителя, беседа, сообщения учащихся, активиза-

ция опорных знаний в ходе беседы.

На доске написаны лозунги: « Байкал не только бесценная чаша с живой природой но, кроме того часть души нашей. В радостях и печалях на пиру и во фронтовой землянке пели мы про Байкал, черпая из него согласно, наряду с прочими великими источниками, богатырскую силу нашу.

Берегите свои души и песни, роднички и святыньки, дорогие люди!

(Леонид Леонов)

« Байкал бесценный дар природы»

(А. Твардовский)

Подготовительный этап к индивидуальной проектной работе:

1.Инициирование преподавателем идеи проекта, обсуждение содержания, сроков, последовательности выполнения проекта.

2. Распределение тем проекта учащимся.

3.Выбор формы документирования результатов проекта

4. Использование материалов поиска для проведения устного журнала.

Основной этап проектной работы:

  1. Организация поисковой и исследовательской деятельности учащихся.;
  2. Осуществление поиска информации в информационной сети Интернет;
  3. Поиск фотографии посвященных к Байкалу
  4. Оформление буклета посвященного экологическим проблемам Байкала.

Завершающий этап работы :

Защита проектных работ на уроке.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка подготовки учащихся к уроку

Беседа о погоде, знакомство с новостями мира.

  1. Актуализация знаний.

1. Что общего в природе Средней Сибири и Северо-востока?

2. Почему в Восточной Сибири господствует лиственница?

3 Сообщение новой темы.

Вступительное слово учителя:

« Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал»- говорят сибиряки. Много песен и

стихотворений сложено нашими поэтами и композиторами о Байкале.

И урок я хочу начать со стихотворения « Байкал»

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он – величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь – до донышка – просвечен,

И весь – до капельки – родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы – сосны над обрывом,

И дикий ветер баргузин –

В этом, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

И ты немыслима, Россия,

И ты немыслима, Сибирь.

М. Сергеев.

На уроке мы рассмотрим главные вопросы, касающие современных проблем озера Байкал, вопросы рассмотрим по плану (вам на дом задавали опережающие задания, подготовить дополнительный материал по озеру Байкал)

Каждому дана индивидуальная проектная работа по следующим темам:

  1. Географическое положение Байкала. Красота озера и история формирования Байкала, происхождение котловин.
  2. Особенности климата. Вода Байкала – объём, качество, цвет, прозрачность.
  3. Природный комплекс Байкала.(богатство и эндемичность живого мира)
  4. Использование богатств Байкала.
  5. Проблемы Байкала.

Учитель: Озера всегда играли большую роль в жизни человека. На их берегах люди издавна строили жилища в их водах добывали пищу, по их водным путям плавали в соседние края и страны. С озерами связаны многие исторические события. На их берегах, водах и льдах происходили крупные сражения и битвы,

которые иногда решали судьбы народов. Например я хочу напомнить вам о Ладожском озере. Это озеро спасло жизнь многих блокадовцев Ленинграда.Этот

город был на блокаде 900 дней. И через это озеро завозилась еда. В этом году мы отмечаем 65 летие Победы.

В последние годы большое внимание всего нашего народа привлекают проблемы использования богатств и охраны природы озера Байкал. Интерес к уникальному во многих отношениях сибирскому озеру возрастает год от года.

Ученые привлекают до сих пор нераскрытые тайны Байкала – неповторимый по богатству и разнообразию видов животный мир, удивительная чистота и прозрач

ность байкальной воды. Туристов со всего света влечет красота Байкала, то суровая, то скупая на краски, то на удивление мягкая и по своему поэтичная.

Байкал – слово тюркское и происходит оно от слова Бай куль, что означает богатое озеро. В нем сосредоточено около 1/5 или 20 % мировых запасов пресной воды и 4/5 запасов пресной воды нашей страны.

Итак мы приступаем к обсуждению тем по плану, во время обсуждения должны вестись записи в тетрадях.

Первый ученик: Озеро Байкал находится на юге Восточной Сибири. В форме рождающегося полумесяца оно вытянулось с юга-запада на северо –восток.

Байкал – древнейшее озеро на земле, возникшее в результате действия тектонических процессов древности.Его возраст составляет 20-25 млн.лет.Проис

хождение Байкала до сих пор вызывает научные споры. Озеро расположено в рифтовой впадине и по своему строению схоже например, с бассейном Мертвого моря. Одни исследователи объясняют образование Байкала его расположением в зоне древнего тектонического разлома, другие предполагают наличие под Байкалом гигантского разлома мантии земли, третьи объясняют образование впадины тектоническими процессами в результате движения материков Евразии и Индостана. Вулканическая деятельность на Байкале продолжается до сих пор - в окрестностях озера постоянно происходят землетрясения.

Байкал самое глубокое озеро в мире (1637 м). Средняя глубина составляет 730 м.

Длина озера 620 км. Ширина от 24-79 км. На Байкале 27 островов, самый большой остров Ольхок.

Учитель: А какой климат Байкала? (послушаем выступление)

Второй ученик : Климат Прибайкалья умеренный резко-континентальный. Зима очень холодная.Средняя температура января -24 градуса, а на побережье теплее градусов на десять: -14,-17 С. А лето на берегах озера прохладнее, средняя температура июля 15 С. Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуется переходы атмосферного давления, в результате возникают местные ветры.

В е т р ы

Сарма баргузин верховик

Сарма - ураганный ветер; скорость ветра достигает 60 м/с.

Баргузин – северо-восточный ветер.

Озеро Байкал имеет уникально чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. В озеро впадает около 550 рек. Самая крупная из них Селенга. И лишь одна река Ангара вытекает из озера Байкал.

Про нее буряты говорят: «Разоряет дочка старика Байкала».

Про Байкал ходят много легенд. И один из них я хочу прочесть.

«Одна из древнейших легенд гласит, что в очень давние времена в этих местах жил суровый богатырь по имени Байкал. И было у него несколько сот сыновей и всего одна дочь-Ангара, самая красивая девушка на свете. Сыновья день и дочь трудились, не покладая рук. В горах топили снега и ледники, со всей округе собирали и гнали хрустальную воду в огромную котловину. И вот однажды услышала Ангара от странствующих певцов о том, что за соседними горами проживает юный богатырь, красавец Енисей. Полюбила Ангара Енисея и сбежала из хрустального дворца со дна подводного царства, куда ее заключил строгий отец. Узнав о побеге, разъяренный Байкал бросился в погоню, схватил огромную каменную глыбу и кинул ее в непокорную дочь, но промахнулся. С тех пор так и лежит эта глыба у выхода реки из озера, называют ее сейчас Шаманским камнем. В конце концов прибежала Ангара к Енисею и обняла его, и потекли они вместе к студеному северному морю.»

Вода в озере круглый год холодная. Замерзает озеро поздно, в конце декабря, но и вскрывается Байкал поздно. Байкал уникален и огромным объемом воды.

Учитель: Растительный и животный мир Байкала необычайно богат. В настоящее время в Байкале известно 1550 видов разновидностей животных и 1085 видов растительных организмов, причем ¾ из них присуще только Байкалу.

Чем характеризуются организмы, обитающие в Байкале?

Третий ученик: Глубоким эндемизмом, т.е они являются эндемиками.

Учитель : 70% всех организмов – эндемики. А что такое эндемики?

Четвертый ученик : Это растения и животные, которые встречаются только в одном определенном месте.

Учитель : Каких эндемиков Байкала вы можете назвать?

Пятый ученик : Это омуль, нерпа, байкальский осетр, рачки, бычки, голомянка. губки т.д.

Шестой ученик : В Байкале обитает 58 видов рыб. И самая большая рыба, которая водится в Байкале это Байкальский осетр. Его вес достигает 130 кг., длина около 2 м. А самая маленькая рыбка, весом 2 грамма. Это бычок Гурвича. И самая многочислительная рыба в озере Голомянка. Она живет на глубине 1200м. У нее нет чешуи. Она живородящая. 30% массы ее тела это жир. Также самая многочисленная промысловая рыба- это омуль, которая достигает до 50 см.и имеет вес 5 кг.

Учитель : А теперь скажите, почему воды Байкала такие чистые?

Первый ученик : Во первых, берега озера сложены кристаллическими узорами. Они трудно размываются и дают мало взвеси. Во вторых, в озере живут рачки - «дворники» - эпишура и макрогиттонус. В третьих, сама вода способна к очищению.

Учитель : Какие меры принимаются для охраны озера, чтобы сохранить этот уникальный памятник.

Второй ученик : Создано на его берегах 2 национальных парка – Прибайкальский и Забайкальский; заповедники: Баргузин, Байкало-Ленский.

Учитель : Уникальное по своей природе озеро Байкал имеет живописные берега и острова. Озеро является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные источники, чистая, прозрачная вода озера привлекают множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато рыбными ресурсами, а хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины – кедра, сосны, лиственницы. Кедр – это ценные орехи, масло кедровых орехов используется в медицине и в оптике, служит пищей для обитателей тайги и для человека.

В 20 веке построены на берегах Байкала целлюлозно - бумажные комбинаты, которые в значительной степени загрязняют воду озера. На реке Ангаре построили Иркутскую ГЭС, тем самым подпрудили озеро Байкал, что привело к подъему уровня воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды, к гибели главного фильтра байкальской воды – планктона. Естественно, что развития хозяйства Прибайкалья требует рационального использования его богатств охраны и воспроизводства их. Особенно большое внимание в последние годы уделяется будущему уникального во многих отношениях Байкала. Чтобы сохранить чистоту Байкала воды и используя богатства озера не навредить природе, необходимо создать единую систему разумно использования всего бассейна.

Ребята, скажите пожалуйста, какие экологические проблемы существует у озера Байкал? Что предпринимает государство по данному вопросу? Какие меры вы приняли бы по решению проблемы Байкала?

Ответы учащихся :

2. Регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро.

3. Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в Байкал.

5. Создать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами.

6. Поднять экологическую культуру населения.

7. Создать заповедник.

Ребята правильно, молодцы.

А теперь такое задание, заполнить таблицу

Учитель : Путин вручая гранты Русского географического общества попечительский совет которого он возглавляет один из 15 грантов РГО был выделен и на исследование Байкала. И цель Путина состоит в том, что не дать погибнуть уникальному озеру и людям, живущим на его берегах.

4.Закрепление.

Работа с карточками:

Карточка №1

  1. Ураганный ветер на Байкале?
  2. Организмы, не встречающиеся больше нигде?
  3. Розово-белая полупрозрачная рыбка, не имеющая чешуи?
  4. Это северо-восточный ветер на Байкале.
  5. Это самый большой остров на Байкале.
  6. Ученые, изучающие озера?

Ответы: 1.Сарма. 2.Эндемики. 3.Голомянка. 4.Баргузин. 5.Ольхон 6.Лимнологами.

Карточка №2

Что это такое?

  1. Сарма;
  2. баргузин;
  3. Баргузинский;
  4. Селенга;
  5. Залив;
  6. озеро;
  7. Ангара;
  8. Молевой сплав.

Ответы:

  1. Сарма – ураганный ветер на Байкале.
  2. Баргузин – северо-восточный ветер и река.
  3. Баргузинский хребет на северо-восточном берегу озера и на нем Баргузинский заповедник.
  4. Селенга – самая крупная река, впадающая в озеро Байкал.
  5. Залив – впадающая в сушу часть озера, заполненная.
  6. Озеро – замкнутая котловина, заполненная водой.
  7. Ангара – единственная река, вытекающая из озера Байкал.
  8. Молевой сплав – сплав бревен не связанных в плоты.

Карточка №3

  1. Объясните огромную глубину озера Байкал.
  2. Почему Байкал замерзает только в январе?
  3. Почему летом вода в озере холодная? (+12 ۫С)
  4. В чем неповторимость озера Байкал? (3 черты)
  5. Кто «пропел» первый гимн Байкалу, побывав на озере в 1956 году?
  6. Благодаря чему вода в Байкале чистая, прозрачная?
  7. Что происходит с размерами озера?

Ответы:

  1. Озеро находится в тектоническом разломе.
  2. Огромная масса воды долго остывает.
  3. На нагрев вод Байкала необходимо много энергии (большая глубина и объем воды).
  4. Самое глубокое, уникальный органический мир, 80% пресной воды России (20% мировой), прозрачное.
  5. Горы сложены кристаллическими породами, поэтому в реках мало твердых частиц.
  6. Озеро очищают живые организмы – планктон.
  7. Озеро расширяется и углубляется.

Карточка №4

  1. Продолжите выражение «Кто Байкала не видел, тот…(в Сибири не бывал)
  2. Как буряты называют озеро Байкал? (Байгал - далай)
  3. Что означает цифра 1620м? (Максимальная глубина Байкала)
  4. Сколько лет Байкалу? (15-20 млн. лет.)
  5. 332 года – что происходит за это время? (Происходит полная смены вода в Байкале)
  6. 336 – 1. 20%. 40м. Что означают эти цифры?

Ответ: 336 рек впадают, 1 вытекает, 20 % пресных вод планеты находится в озере Байкал, 40 м. прозрачность воды.

7.А.Вознесенский:

Когда ты болеешь, все мы больны,

Байкал, ты – хрустальная печень страны!

Байкал – заповедная совесть страны.

Учитель: Правительство России принимает меры по закрытию ЦБК на территории Иркутской области и в Бурятии. Только мы можем сохранить чистоту озера Байкал – объекта «Всемирного наследия». Иными словами, признано, что сохранение байкальской экосистемы имеет планетарное значение и является делом всех землян. Урок я хочу закончить словами Н.Надеждиной из статьи в газете «Ленская правда»: «Наш закон гласит, что народ сам должен охранять природу – свое богатство. Народ – это мы с вами, вся наша страна- и взрослые, и дети»

5 . Итог урока.

6.Домашнее задание.

Параграф

Составить из 10-15 слов кроссворд по теме Байкал

Используемая литература

1. Баринова И.И., География России. 8 класс; поурочные планы; журнал «География в школе» 2005 г №2


Тема урока: «Байкал – жемчужина Сибири». Класс: 8 класс

Цель урока : Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал.
Задачи урока : 1. Определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод, животного мира озера; вывить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала.
2. Формировать умение работать с различными источникам информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение делать логические выводы.
3. Воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.

В ходе урока учащиеся приобретут знания о географическом положении, происхождение, климате, водах и живых организмах Байкала.

Оснащение: физическая карта России и мира, атлас, учебник «География: природа России. 8 класс», листы с модулями для учащихся, кроссворды для учащихся, видеоролик о Байкале, мультимедиа.

План – конспект урока

Ход урока.

    Организационный момент.

Психологический момент - 2мин.

Ребята, всем внимание

Ведь прозвенел звонок!

Садимся поудобнее –

Начнём скорей урок!

Обращение к ребятам :

И прежде чем начать урок
Хочу сказать: “Вас видеть рада я,
Глядеть в смышленые глаза,
Вот это для меня награда!”

Сегодня я хочу пригласить вас совершить путешествие в один из красивейших уголков Сибири. Давайте повернёмся друг к другу, улыбнёмся, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.

Слайд №____

2. На экране слайд, на котором написана тема урока, но не до конца: «…… - жемчужина Сибири».
Учител ь: Чтобы узнать тему нашего урока и определить, какой природный объект может быть жемчужиной Сибири, отгадайте загадку:
Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем -
Как его мы назовем?
Вопросы : 1. Что это за географический объект? (озеро Байкал )
2.Как будет звучать тема нашего урока?

Слайд №____

На слайде появляется тема урока полностью « Байкал – жемчужина Сибири ». –

Дети пишут тему урока в тетрадь.

3. Актуализация опорных знаний.
1. Что вы знаете о Байкале? (ответы детей)

2. Видеоряд о Байкале . На фоне видеоряда слова учителя : «Байкал в 1996 году включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Объект под номером 754. Сегодня в него внесены 962 объекта из разных стран мира. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. Летом 2008 года по итогам голосования Байкал вошел в список 7 чудес России. Разнообразно происхождение самого названия озера: В далеком прошлом, народы, населяющие берега Байкала каждый по-своему именовали озеро.

Китайцы в древних хрониках называли его – « Бейхай» - «северное море»

Эвенки – « Ламу» - «море »

Буряты и монголы – « Байгал - далай» - «богатое море».

Происхождение названия точно не установлено. Наиболее распространена версия, что слово Байкал – тюркоязычное. Происходит от слов – «бай» = «богатый» и «куль» = «озеро», значит « богатое озеро».

Первые русские землепроходцы употребляли эвенкийское название Ламу. После выхода отряда Курбата Иванова на берег озера в 1643 г, русские перешли на бурятское название Байгал. При этом они лингвистически приспособили к своему произношению слово и называли – Байкал. Заменив характерное для бурят «г» на русское «к».

(После просмотра видеоряда)

Учитель : Здесь возникает вопрос – а много ли мы знаем о Байкале? (нет )
3. Какие сведения сегодня на уроке вы хотели бы узнать?
4. Компоненты природы: (
учащиеся называют их вразброс, а учитель записывает на доске или открывает карточки в определенном порядке ):

1 . Географическое положение
2. Происхождение
3. Климат
4. Воды
5. Живые организмы.

6. Значение Байкала

Исходя из того, что получилось у нас на доске, попробуйте сформулировать цели нашего урока. (дети отвечают )

Итак, основная цель нашего урока: сформировать представление об уникальности природной жемчужины Сибири – озере Байкал.

Запись на доске – это и есть план нашего урока.
В природе все взаимосвязано и все компоненты зависят от географического положения.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

У вас на столах лежат инструктивные листы и индивидуальные карты, которые будут вашими помощниками на протяжении всего урока. В индивидуальные карты вам нужно будет заносить основные данные об озере Байкал. Подготовьте их. Итак, приступаем.

И первое, с чего мы должны начать – это характеристика особенностей географического положения озера Байкал.

Для этого, используя карту атласа стр. _________ и текст учебника стр.217 1 абзац, ответьте на вопросы:



4. Вычислите протяженность озера Байкал? (620 км)

Слайд №____с фактами на экране.
площадь: 5500000 км
2 ;
длина 636 км;
ширина 25 – 79 км;
средняя глубина - 730 м;
максимальная глубина – 1637 м. (в 2008 г. – 1680 м.)

5. Как называется остров в центре Байкала? (Ольхон)

Слайд № ______ Видеоряд об Ольхоне. На фоне видеоряда слова : «На озере Байкал 22 острова, самый большой из них – Ольхон (73 км в длину, 11 км. в ширину). Ольхон – значит «сухой». И, действительно, дожди на острове – большая редкость. По легендам местных жителей, на Ольхоне обитают грозные духи Байкала».

А ещё, говорят, что после захоронения кровавого завоевателя Чингисхана над его могилой прогнали табун лошадей, чтобы ничто не могло указать место захоронения. Где же могила Чингисхана? Где она находится? Поиски могилы Чингисхана начались почти сразу после его смерти.

Существует версия, что настоящая могила Чингисхана находится глубоко в пещере на острове Ольхон. Как известно, в настоящей могиле находится не только прах завоевателя и несметные сокровища. Говорят, что там находится и, так называемая, «живая кровь». Древние источники сообщают, что Чингисхану был известен секрет искусственной крови, которая продлевает человеческую жизнь почти до 1000 лет. Эта кровь не сворачивается и мгновенно заживляет раны. Серебряные сосуды с «живой кровью» были, якобы, вывезены Чингисханом из Сибири. Здесь же в восточной Сибири завоеватель и завещал себя похоронить. По преданию, в назначенный день и час эта кровь попадет в прах Чингисхана и он оживет. Правда это или вымысел, но этому пророчеству не суждено было пока сбыться. Добрые духи Байкала не пожелали вернуть к жизни кровавого хана.

Вот так вот, на острове Ольхон на Байкале уже много веков надежно хранится тайна могилы Чингисхана. Будет ли раскрыта она? Кто знает…

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

А, мы продолжаем наше путешествие по Байкалу. Теперь, нам предстоит узнать, каковы особенности происхождения этого удивительного озера, чуда природы.

Посмотрите видеосюжет №____ Ответьте на вопросы.

Слайд №____


1. По карте назовите максимальную глубину озера.
1637 м. (в 2008 г. – 1680 м.)
2. Назовите причину такой большой глубины озера. –
происхождение озерной котловины .
3. Вид озерной котловины? (
тектоническая впадина )
4. Как образовалась озерная котловина Байкала? (
разлом земной коры грабен ).

Слайд №____


4. Как вы думаете, какие процессы происходят в зоне разломов земной коры? (
сильные землетрясения, поднимаются и опускаются байкальские берега ).

Видеосюжет о Байкале №_______________________________________

Учитель (после просмотра ): Байкал – древнейшее озеро мира. Его возраст – 15 – 20 млн. лет. Если другие озера живут 10-15000 лет, затем заполняются осадками, со временем стареют и зарастают и исчезают , то Байкал, наоборот, до сих пор сохраняет свою молодость – его водная площадь и глубина продолжают увеличиваться. Исследования последних лет показывают, что Байкал – это зарождающийся океан. Это подтверждается тем, что его берега расходятся со скоростью 0,5 см в год. Предполагают, что через 50 млн. лет Байкал превратится в настоящий океан. И дно, и берега озера постоянно меняются. Байкал находится в рифтовой зоне, в разломе земной коры. Процесс формирования байкальского рифта, активная стадия которого началась 3-4 млн. лет назад, продолжается и сейчас. Об этом свидетельствуют многочисленные землетрясения.

Когда говорят о байкальских землетрясениях, обычно вспоминают Цаганское землетрясение 1861 года, которое привело к образованию одного из крупнейших заливов Байкала - залива Провал . Эпицентр Цаганского землетрясения находился в северо-восточной части . Это было не просто сильное сотрясение почвы, это было землетрясение-урок, землетрясение-предостережение.

31 декабря 1861 года (старого стиля) около 2 часов дня «после сильного подземного гула, были такие колебания земли, что люди и скот не могли держаться на ногах, а 20-пудовые бочки с рыбою перекатывались во дворах с одного конца на другой. В земле образовались щели, из которых шла вода с илом, из колодцев выбрасывало илистую воду на сажень вышины», - описывает начало Цаганской стихии «Иркутская летопись».

Сотрясение было столь сильно, что лед на Байкале взломало, образовался цунами, волна которого преодолела береговой вал высотой более 3 метров и прошла вглубь Цаганской степи на 2 километра. Землетрясение ощущалось на площади около 2 миллионов км 2 , повреждения зданий наблюдались на удалении до 600 км от эпицентра. Опустился на несколько метров и стал дном Байкала участок Цаганской степи площадью около 230 км 2 вместе с расположенными на нем бурятскими улусами. К счастью, опускание суши происходило постепенно, в течение суток, что позволило избежать значительных жертв. Три человека погибли, 1300 человек остались без крова, домашнего имущества и скота. Постепенно затухающие сотрясения почвы продолжались больше года. Сильные землетрясения, сопровождающиеся опусканием участков суши и байкальского дна, не редкость. Ежегодно их количество достигает 2000. и более. Примерно 1 раз в 10-12 лет бывают землетрясения 5-6 баллов, а раз в 20-23 года- 7-9 баллов.

С ними связаны вертикальные перемещения дна озера и изменение глубины. В разные годы ее глубину определяли по-разному – 1741, 1620……..

В 2008 г. в ходе экспедиции была зафиксирована максимальная глубина Байкала – 1680 м., что делает его самым глубоким озером планеты.

КЛИМАТ

На экране – слайд «Климат». Используя климатические карты стр. 61,62,64 учебника или в атласе 1. Заполните таблицу:

Почему климат озера суровый, хотя солнечной радиации территория получает на уровне Средиземноморья? (ответы детей)

Слайд №_____ (Байкал летом), потом Байкал зимой, затем Байкал весной


( Огромная водная масса озера медленно нагревается летом ( на экране - Байкал летом ) и медленно остывает осенью, Байкал долго не замерзает ( на экране - Байкал зимой ). В декабре озеро начинает сковываться панцирем и лишь в мае освобождается тот льда (слайд - Байкал весной ). Зима на берегах Байкала значительно теплее (на 6 - 10°С), а лето прохладнее, чем в соседних районах.

Слайд____ (ветер на Байкале)


Значительные перепады температур и давления воздуха над озером и окружающими горными хребтами приводит к возникновению сильных ветров. (н а экране – ветер на Байкале ).

Слайд №____ (Шторм на Байкале)

По числу штормовых дней (картина шторма на Байкале ) Байкал превосходит Черное море. В каждом районе озера дуют свои местные ветры, имеющие собственное название.

    ( верховик, сарма, баргузин, култук)
    В тетрадь названия ветров:
    Сарма Баргузин – северо – восточный ветер;
    Верховик

Култук – ветер,

Но, тем не менее, район Байкала отличается обилием солнечного тепла. По количеству солнечных дней он превосходит многие южные курорты Черноморского побережья и средиземного моря, например Ниццу. Число часов солнечного сияния за год составляет 2583, тогда как в Кисловодске – 2007. Годовые величины суммарной солнечной радиации соответствуют югу Украины.

Байкал оказывает смягчающее влияние на климат прибрежной зоны. Зимой здесь на 5-7 градусов теплее, а летом – прохладнее.

Водные массы летом прогреваются до глубины 200-250 метров, и как аккумулятор, накапливают огромное количество тепла. Поэтому, несмотря на суровые сибирские зимы, озеро долго не замерзает.

Особые черты климата обусловлены байкальскими ветрами , которые вы мне назвали – баргузин, сарма, верховик, култук и другие. Почему же ветра все столь разные?

Они возникают в результате резких различий в температурах воздуха над озером и окружающими прибрежными районами, часто возникают перепады атмосферного давления, сопровождаемые сильными ветрами то с озера на берег, то с берега на озеро .

Все ветры вызывают сильные горизонтальные течения, способствуя сильному перемешиванию вод, обогащая кислородом. Это создает благоприятные условия для жизни организмов.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А нас физкультминутка,
Налонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

И продолжаем наше путешествие

ВОДЫ

Слайд №_____

На экране слайд – «Воды». Учебник стр. 217 абзацы 2,3,4,5, . 1. Байкал уникален огромным объемом воды – по объему воды равен Балтийскому морю.
(5 американских озер, 92 раз Азовское море, 23 Аральских моря) - сравнительная схема.
2. На воде Байкала все люди могут прожить 40-50 лет.
3. В Байкале содержится 20% всех пресных вод планеты.
4. Имеет уникальную чистую прозрачную воду (до глубины 40 м.)
5. По химическому составу вода озера очень близка к дистиллированной воде (соленость 0,1 ‰) и богата кислородом.

В Байкале сосредоточено – 1/5 мировых и 4/5 российских запасов пресной воды.

Этой воды хватит, чтобы поить человечество 40 - 50 лет.

Это самое крупное хранилище пресной воды на планете. 23 тыс кв.км. Это превышает объем воды содержащейся в 5 Великих озерах Северной Америки вместе взятых. Если бы все реки Земли впадали бы в Байкал, то они заполнили бы его за год.

Котловина озера может вместить всю воду Балтийского моря, или 92 Азовских моря, или 23 Аральских.

Байкал – самое чистое на Земле естественное хранилище пресной питьевой воды. Редкая чистота и исключительное свойство байкальской воды обусловлены жизнедеятельностью животного и растительного мира. За год армада рачков эпишура способна трижды очистить верхний пятидесятиметровый слой воды. В байкальской воде очень мало растворенных и взвешенных минеральных веществ, мало органических примесей, много кислорода. Слабоминерализованная вода идеально подходит для организма человека.

В мире не сохранилось открытых водоемов с пресной водой пригодной для разлива питьевой воды. С 1992г начат промышленный разлив байкальской воды в пластиковые бутылки. Вода берется с глубины 400 метров, где сохраняется постоянная температура 4,2 градуса и где она защищена водной толщей от загрязнения.

Белый диск Секи, применяемый для определения прозрачности вод, виден на Байкале на глубине 40 метров.

Цвет воды зависит от присутствия взвешенных частиц, от глубины, состояния неба, облачности, высоты солнца и т.д.. В открытом Байкале вода синего цвета, вблизи берегов – голубовато- серая или зеленоватая.

Самая прозрачная вода – в южной и средней котловинах. Не в поверхностном слое, а на глубинах 250-300 метров до 1000-1200м.

В Байкал впадает более 336 рек (вместе с мелкими речушками 544 реки) , а вытекает одна единственная Ангара. И связана с этой рекой красивая легенда:

Давным-давно жил в этом крае один могучий седой богатырь Байкал. Не было во всей стране равного ему по силе и богатству. Суровый он был старик. Как рассердится, так и пойдут горами волны, так и затрещат скалы. Много рек и речушек было у него на посылках.

Была у старика одна единственная дочь – Ангара. Первой красавицей слыла во всем свете. Очень любил ее старик. Но строг был к ней. Держал ее взаперти, в недоступных глубинах. Не давал даже наверх показаться. Часто тосковала красавица по воле и свободе.

Прилетела, раз на берег чайка с Енисея, села на утес и стала рассказывать о житье-бытье в привольных енисейских степях. О красавице Енисее, славном потомке Саяна. Случайно подслушав разговор, Ангара загрустила.

Слыхала она о Енисее и от горных ручьев. Решила она повидаться с Енисеем. Но как выбраться из темницы, из высоких стен дворца?

Взмолилась Ангара:

Ой, вы, Тэнгэринские боги,

Сжальтесь над пленной душой.

Не будьте суровы и строги,

Ко мне, окруженной скалой.

Поймите, что юность в могилу

Толкает запретом Байкал…

О, дайте мне смелость и силу

Раскрыть эти стены из скал.

Узнал о мыслях любимой дочери Байкал, запер еще крепче и стал искать жениха из соседей. Не хотел отдавать дочь далеко. Выбор старика остановился на богатом и смелом красавце Иркуте. Послал он за Иркутом. Узнала об этом Ангара и горько заплакала. Умоляла она старика – отца, просила не отдавать ее за Иркута. Не нравился он ей. Но Байкал и слушать не хотел, еще глубже ее спрятал. А сверху закрыл хрустальными запорами.

Пуще прежнего взывала Ангара о помощи. И решили ручейки и речки помочь ей. Стали они подымать прибрежные скалы.

Близилась свадебная ночь. Крепко спал Байкал. Ангара взломала запоры и вышла из темницы. Ручейки прорыли ей проход. С шумом вырвалась она из каменных стен и помчалась к своему желанному Енисею. Вдруг проснулся от шума старик. Соскочил и испугался. Понял, что случилось. Рассвирепел. Выбежал из дворца, схватил с берега целый утес и с проклятьем бросил в беглянку – дочь.

Но… поздно. Не попал. Ангара была уже далеко. А камень так и лежит до сих пор на том месте, где прорвала Ангара утесы. Шаманский он называется.

Ответить на вопросы:
1. Так сколько рек вытекает из Байкала? (1- Ангара)

Посмотрите на карту и назовите:
2. Крупнейшую реку, впадающая в Байкал? (Селенга)

Слайд №_____

Видеоряд о реках.

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Слайд №_____

На экране слайд «Органический мир».

Уникален и неповторим органический мир Байкала. Известно 1550 видов животных и 1085 видов растительных организмов, большая часть их, более ¾, обитают только в Байкале. Это обстоятельство и послужило причиной того, что Байкал считают «музеем живых древностей». Здесь и пресноводные губки, и рачки-бокоплавы, и веслоногие рачки-эпишура. В озере живет 56 видов рыб: байкальский осетр, таймень, ленок, черный и белый хариус, около 30 видов бычков-подкаменщиков и основная промысловая рыба – деликатесный омуль. Пожалуй, самая экзотическая рыба Байкала – голомянка. Бледно-розовые, с перламутровым отливом, полупрозрачные рыбки содержат до 30 % целебного жира. Это единственная в наших широтах живородящая рыба.

Уникальные животные Байкала:

Единственное млекопитающее, которое обитает в Байкале – байкальская нерпа . Появление нерпы на Байкале - загадка для ученых до сих пор. Одни считают, что нерпа появилась здесь сама по себе, независимо от каких бы то ни было миграций из морей и океанов. Другие - что этот вид проник сюда в ледниковую эпоху через Лену, или Ангару и Енисей. Взрослые нерпы достигают длины 1,8 м. и веса 130 кг. Живет нерпа до 55 – 56 лет. Форма тела у нерпы веретеновидная, без выраженной шеи. Конечности нерпы – ласты. Передние ласты очень развиты, с мощными когтями. Когда Байкал покрывается льдом, мощные передние ласты являются тем орудием, с помощью которого нерпа проделывает во льду отдушину для выныривания и вдыхания воздуха. Нерпа имеет толстый слой подкожного жира, толщиной от 2 до 14 см. Жир спасает нерпу от переохлаждения, определяет её высокую плавучесть и является запасом питательных веществ. Нерпа – хороший ныряльщик. Она может нырять на глубину до 400 м. и находиться под водой до 40 минут. Её скорость движения под водой 7 – 8 км. в час, максимальная скорость – 20 - 25 км/час.

Нерпа широко распространена по всему озеру, особенно в его средней и северной котловинах. В конце зимы – начале весны животные выходят на лёд для линьки и рождения детенышей. Именно в это время нерпа наиболее беззащитна перед охотниками и браконьерами, зато и наблюдение за ней в этот момент весьма облегчено. Ежегодно добывается 4000 нерп. Ценится их мех и шкура.

Лед на Байкале разрушается с юга на север, вслед за льдом, с юга на север мигрирует нерпа.

В летнее время нерпа интенсивно питается в открытом Байкале. В солнечную безветренную погоду нерпа выходит на прибрежные камни для линьки и отдыха. Самое известное место, где на больших камнях у самого берега можно увидеть десятки, и даже сотни нерп – это Ушканьи острова.

Включить видеофильм . Ушканьи острова

Детенышей нерпа рождает на льду в снежном логове. Большая часть нерпят рождается в середине марта. Детеныши имеют мех белого цвета, что позволяет им в первые недели жизни оставаться почти незамеченными на снегу. Молодого нерпенка-детеныша буряты называют хубунком.

Точное количество нерпы, живущей в Байкале, не знает никто, потому что погрешность методов подсчета довольно большая. Можно говорить только о приблизительной численности нерпы, она изменяется в пределах от 60 до 120 тыс. голов.

На нерпу ведется промысловая охота, ежегодно отстреливается около 6 тыс. нерп. Мясом нерпы кормят песцов, из меха изготавливают шапки, используют для подбивки охотничьих лыж. Нерпичье мясо употребляют в пищу, а ласты нерпы, отваренные в воде, считаются лакомством. Особенно нежное мясо у молодых нерпят - хубунков, мясо которых не имеет запаха рыбы и напоминает по вкусу цыплят. В печени нерпы много витаминов. В старину нерпичий жир применялся в кожевенном производстве и в мыловарении. В 1895-1897 гг. нерпичье сало главным образом использовали на Ленских золотых приисках для освещения шахт. Местные жители жир нерпы считают лечебным и употребляют его при лечении легочных заболеваний и язвенных болезней желудка.

Жизнь многих характерных для Байкала животных неразрывно связана не только с самим озером, но и с его побережьем . Чайки, крохали, гоголи, турпаны, огари, орланы-белохвосты, скопы и многие другие виды птиц гнездятся на берегах озера и на его островах. К сожалению, некоторые виды птиц исчезли в результате деятельности человека – это баклан, серый гусь, таежный гуменник, сухонос и дрофа. Они исчезли за 50 лет.

Другой неотъемлемый компонент великого озера и замечательное байкальское явление - массовый выход на берега бурых медведей , целиком обусловленный особенностями природы озера. В горной тайге Прибайкалья водится кабарга - самый маленький олень. Крайне редко можно встретить соболя – это осторожный и скрытный хищник.

1 2

3

    Рога лося, голова медведя, туловище нерпы, ноги птицы

    Голова рыси, туловище и плавники рыбы, туловище птицы, ноги медведя

    Голова соболя, туловище лося, крыло птицы, хвост нерпы

ЗНАЧЕНИЕ БАЙКАЛА

Байкал… Славное море… Священное озеро… Так почему же именно этот уникальный водоем был избран базой для строительства целлюлозно-бумажного комбината, который по плану должен был сбрасывать в озеро 200 000 кубометров сточных вод в сутки, что создало бы мертвую зону в несколько квадратных километров? Существуют и другие экологические проблемы Байкала. Ознакомьтесь с ними, используя учебник стр. 220, выявите основные проблемы и предложите пути их решения. (Дискуссия о влиянии на экологию озера Байкальского ЦБК, Селенгинского КБК).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

А сейчас я предлагаю вам

"Нет Байкала без …" О ком? омуль

6. Промысловая рыба Байкала хариус

7. Единственная дочь Байкала. Ангара

Мы живем в уникальном уголке нашей планеты, где находится объект мирового значения – озеро Байкал. Каждый из нас по-своему видит Байкал, любит его, гордится им. Именно от нас, людей, зависит его будущее, его первозданность, его чистота.

Завершить урок мне бы хотелось следующими стихотворными строками:

Байкал

Чиста, уникальна, прозрачна вода,

Безмолвная, но полная жизни тайга.

Шумит и волнуется бешеный вал –

Таким мне запомнился древний Байкал.

Красавица-дочь – Ангара удалая

Свой путь начинает из этого края,

А с нею три сотни речушек и рек,

Все устремили к Байкалу свой бег.

С тревогой смотрю я в завтрашний день:

Будут ли жить там омуль, тюлень?

Чтоб его воды не «целлюлозило»?

Чтоб достоянием народа стал

Славное море – священный Байкал?

Итог урока: итак, сегодня на уроке нам удалось сформировать более глубокое представление об уникальности природной жемчужины Сибири – озере Байкал.

Рефлексия .

Учитель : Ребята, предлагаю написать письмо Вашему лучшему другу с рассказом о том, как прошел сегодняшний урок. Для этого я попрошу по очереди назвать мне 11 прилагательных, которые отражают Ваше мнение об уроке (учащиеся называют прилагательные, а учитель вписывает их вместо пробелов в текст письма, затем вслух зачитывается готовое письмо).

Письмо другу.

Здравствуй, _______________________ друг. Расскажу тебе о том, как сегодня у нас в _______________________ школе прошел ________________________ урок. _________________________ учитель проводил _________________ путешествие, по ________________________ озеру Байкал. На уроке мы разгадывали ______________________ загадки, решали _____________________________ ребусы. ___________________ ученики нашего класса вели себя хорошо, слушали внимательно, отвечали на все вопросы правильно. Очень надеюсь, что такие ________________________ уроки будут проводиться чаще. На этом заканчиваю свое __________________________ письмо. Жду ответа.

Домашнее задание : откройте свои дневники и запишите домашнее задание параграф 39, и дополнительное задание на выбор: - написать мини-сочинение на тему «Человек пришёл к Байкалу…»

На этом наш урок окончен. Спасибо за внимание и активную работу на уроке. Можете идти.

Приложения

Рабочий лист ученика

ФИО_ _____________________________________

Тема урока «___________________________________________________________»

1. Байкал находится ________________________________________________________________

Включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в ______году,

в список 7 чудес России в _______году.

2. Происхождение названия _________________________________________________

3. Первым из русских людей на берег Байкала вышел _______________ в 1643 г.

4. Общие параметры озера

    Площадь - __________________

    Длина - _____________________

    Ширина - ___________________

    Объём воды - ________куб.км.______% от пресных вод планеты

    Высота уровня воды Байкала - _____________

    Наибольшая глубина– _________

    Средняя глубина - __________

    Возраст озера - ___________

    Прозрачность - ____________

    Самый большой остров Байкала _____________

    На Байкале насчитывается более _________видов растений и животных

5. Особенности происхождения озера ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Климатические особенности

7. Воды Байкала.

Полная смена воды происходит за ____________

В озеро впадает ________ рек, вытекает только одна _____________.

Самая крупная река, впадающая в озеро ____________________.

8.Органический мир.

Животных ________ видов

Растений ________ видов

Примеры ______________________________________________________________________

9. Проблемы Байкала и пути их решения

Кроссворд «Что мы знаем о Байкале»

"Нет Байкала без …" О ком?

6.Промысловая рыба Байкала

7.Единственная дочь Байкала.

По вертикали должно получиться название рачка, очищающего байкальскую воду.

Инструктивный лист

Географическое положение Байкала.

1. Дайте характеристику особенностей географического положения Байкала.

Используя карту атласа стр. ______ ответьте на вопросы:
1. В какой части России расположено озеро?
2. Как расположено озеро по отношению к океанам?
3. Каково направление протяженности Байкала?
4. Вычислите протяженность озера Байкал?
Слайд с фактами на экране. Факты (записывают в рабочие листы):
площадь: 5500000 км
2 ;
длина 636 км;
ширина 25 – 79 км;
средняя глубина - 730 м;
максимальная глубина –
1637 м . (в 2008 г. – 1680 м.)
5. Как называется остров в центре Байкала?

Происхождение Байкала.

2. Каково происхождение котловины озера.

Посмотрите видеосюжет№1. Ответьте на вопросы. На экране – геологическая карта.
1. По карте назовите максимальную глубину озера.
2. Назовите причину такой большой глубины озера.–

3. Вид озерной котловины?

Как образовалась озерная котловина Байкала? .
На экране – сейсмическая карта Байкала.

4. Как вы думаете, какие процессы происходят в зоне разломов земной коры?
5. Какие факторы вызывают такие процессы?

Климат

3. Дайте характеристику климатических особенностей Байкала.

На экране – слайд «Климат». Используя учебник стр. 61,62,64 учебника и климатической карты атласа 1. Заполните таблицу:

ср.t янв.

осадки

тип климата

2. Почему климат озера суровый, хотя солнечной радиации территория получает на уровне Средиземноморья?
3. Учебник стр. 219, 1 абзац – как называются ветры на Байкале?

В тетрадь названия ветров:
Сарма – ураганный ветер, поднимает штормовые волны на Байкале, скорость – 60 м/с;
Баргузин – северо – восточный ветер;
Верховик – свежий ветер, дует вдоль озера.

Култук - ветер, дующий с нижней оконечности (южной) Байкала, от одноименного залива Култук

физкультурная пауза.

Воды

4. Каковы особенности вод Байкала.

На экране слайд – «Воды». Учебник стр. 217, абзацы 2,3,4,5. Ответить на вопросы:
1. Сколько рек вытекает из Байкала?
2. Крупнейшая река, впадающая в Байкал?

Живые организмы

5. Какова неповторимость живых организмов озера.

1.игра «Чудо-юдо» зверь

Ответы на задание “Чудо-юдо” зверь: (Приложение 1)

Значение Байкала

6. Каковы проблемы Байкала и пути решения этих проблем

Используя учебник стр. 220, выявите основные проблемы Байкала и предложите пути их решения.

    Проблемы Байкала :

    Пути решения:

Закрепление

6. Кроссворд

Кроссворд . «Что мы знаем о Байкале» Если вы ответили верно, то в выделенных клеточках прочтете название рачка, благодаря которому поддерживается чистота Байкала.

Итог урока

7. Ответьте на вопросы.

1. На все ли ваши вопросы мы сегодня ответили?
2. С помощью каких источников информации вы достигли поставленных целей?
3. Что вы узнали о Байкале на уроке?

Рефлексия

Письмо другу

Назовите 11 прилагательных, которые отражают ваше мнение об уроке

Домашнее задание

1.Параграф 39

2.на выбор:

- написать мини-сочинение на тему «Человек пришёл к Байкалу…»

Нарисовать плакат на тему: «Защитим Байкал!»

я предлагаю вам угадать, какие части, каких животных имеются у изображенного на рисунке “Чудо-юдо” зверя.

1

2

3

Урок географии в 8 классе по теме: "Байкал - жемчужина России" Цели урока: - Сформировать представление об уникальной природной жемчужине России– озере Байкал; -определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера; - выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала; - формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи; - вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, воспитание экологического сознания. Оборудование: физическая карта России, учебник, атлас, контурные карты, таблицы. Ход урока. 1. Оргмомент. На доске записаны слова А. Твардовского “Байкал – бесценный дар природы – да будет вечно на земле”. Ребята, всем внимание Ведь прозвенел звонок! Садимся поудобнее – Начнём скорей урок! И прежде чем начать урок Хочу сказать: “Вас видеть рада я, Глядеть в смышленые глаза, Вот это для меня награда!” - Сегодня я хочу пригласить вас совершить путешествие в один из красивейших уголков России. Давайте повернёмся друг к другу, улыбнёмся, настроимся на поиск и творчество и начнем урок. - На экране слайд, на котором написана тема урока, но не до конца: «…… - жемчужина России». - Чтобы узнать тему нашего урока и определить, какой природный объект может быть жемчужиной России, отгадайте загадку: Древен род его в природе, Кличут озером в народе, Волны моря плещут в нем Как его мы назовем? Вопросы: 1. Что это за географический объект? (озеро Байкал) 2.Как будет звучать тема нашего урока? (На слайде появляется тема урока полностью «Байкал – жемчужина России». Дети пишут тему урока в тетрадь.) 2. Актуализация опорных знаний. - Сегодня мы с вами познакомимся с этим чудом природы. Байкал – это озеро, которое является объектом мирового наследия! Одно из неповторимых чудес планеты, наша гордость. Познакомимся с ним подробнее. - А что вам известно о Байкале? Запишите свои сведения в тетрадь в виде таблицы: знаю хочу узнать новая для меня информация – Попробуйте закончить фразы: Байкал – озеро “превосходной степени” самое … (глубокое) самое … (древнее) самое … (большое количество эндемиков) самые … (большие запасы пресной воды) - « Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал»- говорят сибиряки. Много песен и стихотворений сложено нашими поэтами и композиторами о Байкале. И я хочу прочитать вам стихотворение « Байкал» Лесистых гор полуовалы, Касанье голубых лекал, И скалы, срезанные валом, И небо, павшее в Байкал, И сам он – величав и вечен, В гранитной раме вырезной, И весь – до донышка – просвечен, И весь – до капельки – родной. И Ангары полет строптивый, И ветра крик, и гул турбин, И птицы – сосны над обрывом, И дикий ветер баргузин – В этом, без чего не в силах Быть далью даль и ширью ширь, И ты немыслима, Россия, И ты немыслима, Сибирь. М. Сергеев. - На уроке мы рассмотрим главные вопросы, касающиеся современных проблем озера Байкал по плану: 1.Географическое положение озера 2. История открытия. 3. Геологическая история происхождения озёрной котловины. 4. Климат Байкала. 5. Уникальность воды озера. 6. Органический мир озера. 7. Экологические проблемы озера. 3.Формулирование целей урока. - Исходя из плана, попробуйте сформулировать цели нашего урока. (дети отвечают) - Итак, основная цель нашего урока: сформировать представление об уникальности природной жемчужины Сибири – озере Байкал, ведь Байкал включен в “Список всемирного наследия”. Сегодня в этот список внесены 506 объектов из 105 стран. Интересно, что красотой своей Байкал привлекал к себе внимание всегда. В 1890 году, по пути на Сахалин через озеро проехал А.П. Чехов. Озеро поразило его своей красотой. «Байкал удивителен, - писал он родным, - и не даром сибиряки величают его озером, а не морем. Вода прозрачна необыкновенно, так, что видно сквозь нее, как сквозь воздух: цвет у нее нежно-бирюзовый, приятный для глаз. Берега гористые, покрытые лесом». Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. А мы так о нем мало знаем. И первое, с чего мы должны начать – это характеристика особенностей географического положения озера Байкал. Для этого, используя карту атласа и текст учебника, ответьте на вопросы: 1. В какой части России расположено озеро? 2. Как расположено озеро по отношению к океанам? 3. Каково направление протяженности Байкала? 4. Вычислите протяженность озера Байкал? (620 км) 4. Работа с темой урока: Класс делится на группы для работы с Интернет- ресурсами. 1 группа- История открытия. 2 группа -Рельеф, геология и тектоника http://www.baikaltravel.info/ 3 группа- Климатические условия 4 группа- Вода озера 5 группа- Организмы Байкала http://www.erudition.ru/referat/ref/id.2287_1.html http://www.ecosystema.ru/07referats/baikal.htm 6 группа - Экологические проблемы озера. 5. Выступление детей. Ответы на уточняющие вопросы учителя и одноклассников. 6.Вывод: - Уникальность озера Байкал состоит в происхождении и современном развитии котловины, в качестве воды и микроклимате озера, а также в эндемичной флоре и фауне. 7. Итог урока: итак, сегодня на уроке нам удалось сформировать более глубокое представление об уникальности природной жемчужины Сибири – озере Байкал. Рефлексия. Учитель: Ребята, предлагаю написать письмо Вашему лучшему другу с рассказом о том, как прошел сегодняшний урок. Для этого я попрошу по очереди назвать мне 11 прилагательных, которые отражают Ваше мнение об уроке (учащиеся называют прилагательные, а учитель вписывает их вместо пробелов в текст письма, затем вслух зачитывается готовое письмо) Письмо другу. Здравствуй, _______________________ друг. Расскажу тебе о том, как сегодня у нас в _______________________ школе прошел ________________________ урок. _________________________ учитель проводил _________________ путешествие, по ________________________ озеру Байкал. На уроке мы разгадывали ______________________ загадки, решали _____________________________ ребусы. ___________________ ученики нашего класса вели себя хорошо, слушали внимательно, отвечали на все вопросы правильно. Очень надеюсь, что такие ________________________ уроки будут проводиться чаще. На этом заканчиваю свое __________________________ письмо. Жду ответа. - Завершаю урок словами М Пришвина: «…мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни, Мало того, чтобы сокровища эти сохранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять леса, степи, горы. Рыбе- вода, птице – воздух, зверю- лес, степь, горы. А человеку нужна Родина! И охранять природу – это значит, охранять Родину!» Давайте представим, что озеро Байкал наш друг. Мы желаем своим друзьям здоровья, счастья, благополучия. Давайте пожелаем озеру то, что мы бы пожелали своим друзьям. (Чтение стихотворения о Байкале (фон - слайд-презентация). Байкал - жемчужина Сибири. Он уникален, наш Байкал. К нему, красивейшему в мире, Стремятся все и стар и млад. Чисты, прозрачны его воды, По глубине ему равных нет. Такой вот памятник, природа, Произвела на белый свет. И триста речек шумных, быстрых, Порожистых и озорных, Несут потоки вод неистовых, С уступов, падая крутых. Но лишь одна имеет право На расточительство добра Берёт начало из Байкала Стремительная Ангара. 8. Д/ з. – Создать образ Байкала из фотографии, используя Интернет-ресурсы

План - конспект урока по географии в 8 классе

Учитель МБОУ СОШ № 40 Онищук Л.А.

Тема урока « Байкал - жемчужина Сибири»

Цель урока: Формирование представлений и знаний об уникальной природе озера Байкал.

Задачи:

Образовательные : сформировать представления и знания о природном комплексе Байкала, раскрыть уникальность природы Байкала, определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод, животного мира, раскрыть уникальность природы Байкала и причины уникальности.

Развивающие: Развивать навыки работы с источниками географической информации, умение выделять главное из текста учебника, обобщать, делать выводы, способствовать самостоятельности мышления и развитию критического мышления учащихся, развивать познавательный интерес, развивать умение всесторонне оценивать природные компоненты природного объекта.

Воспитательные : Способствовать воспитанию чувства любви к природе, совершенствовать коммуникативные навыки, способствовать экологическому воспитанию учащихся, бережному отношению к природе, повысить интерес к изучению предмета.

Оборудование : Физическая карта России, атлас, учебник, мультимедийный проектор.

Рабочее место ученика : раздаточный материал в виде таблицы для заполнения в течение урока, учебник, листы для написания письма с незавершенным текстом.

Тип урока : Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами технологии критического мышления.

Форма проведения урока: Игра- Путешествие по Байкалу.

Предварительная работа : Дать задание ученику подготовить презентацию об эндемиках озера Байкал.

Ход урока

I .Организационный момент . Прежде чем начать урок, хочу сказать: «Я рада вас видеть, в хорошем вашем настроении. Сегодня я хочу пригласить вас совершить виртуальное путешествие в один из красивейших уголков нашей огромной страны Сибири. Это место называют жемчужиной Сибири. Чтобы узнать тему нашего урока и определить, какой природный объект может быть жемчужиной Сибири, отгадайте загадку.

Древен род его в природе

Кличут озером в народе

Волны моря плещут в нем

Как его мы назовем

Вопрос: Что это за природный объект? (Байкал)

Как будет звучать тема урока?

II .Тема урока:

Откройте тетрадь и запишите тему нашего урока « Байкал- жемчужина Сибири» (на слайде появляется тема урока и учащиеся пишут в тетрадь тему урока)

III . Мотивация учебной деятельности : « Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал», говорят сибиряки. Буряты Байкал называют « Байгал- далай», что означает « Байкал- море», с китайского « Бэй-Хай» - « Северное море». А крупный ученый, академик Российской академии Лев Семенович Берг назвал озеро Байкал « Чудом природы во всех отношениях»

IY . Актуализация опорных знаний:

Ребята, а что вы знаете о Байкале?

У вас на столах лежит карта познаний для заполнения. Возьмите ее.

КАРТА ПОЗНАНИЙ

Знаю

Хочу знать

Узнал после изучения

Подтверждение слов ученого

Запишите кратко в колонку « Я знаю» то, что вы знаете о Байкале. Работают 2-3 мин ., затем учащимся предлагается прочитать свою информацию о Байкале вслух. Итак, ребята много ли мы знаем о Байкале? А ведь Байкал в 1996 году включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, в который внесены 962 объекта из разных стран мира. Байкал - наша гордость, национальное достояние России. В 2008 году Байкал вошел в список 7 чудес России.

Цель нашего урока - изучить подробнее особенности природы Байкала. В процессе путешествия сформировать представление об уникальности озера Байкал. Найти подтверждение словам ученого.

Ребята, какие сведения более подробно вы хотели бы узнать сегодня на уроке? Запишите в колонку « Хочу знать». (2 мин) (Затем учащиеся читают записи, о чем бы они хотели узнать). Ребята называют, а учитель записывает на доске. В результате чего получился план работы на уроке по изучению озера Байкал. А в колонку « Узнал после изучения» вы будете записывать все то, что вы сегодня узнали на уроке. В 4 колонку вы запишите, в чем же заключается уникальность озера, подтверждение слов Л.С.Берга.

Y . Изучение новой темы :

Учитель : Ребята, представьте себе, что вы уже на берегу озера и все что увидите, записывайте в тетрадь. Итак, в путь! (показ слайдов на экране об озере Байкал. Смотришь на озеро и замечаешь, что цвет воды в нем меняется, то оно кажется голубым, то серо- стальной, то кажется такой вода черной. Берега крутые. А как красив вечерний закат. А по берегам находятся заповедные леса. Затем ученик читает стихотворение Игоря Северянина

Я с детства мечтал о Байкале,

И вот - я увидел Байкал.

Мы плыли, а гребни мелькали,

И кедры смотрели со скал.

Я множество разных историй

И песен тогда вспоминал

Про это озерное море,

Про этот священный Байкал.

Самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Работа с текстом учебника и атласом в течение 15 мин.

На доске записаны сигнальные слова: уникальность, Байкальская складчатость, эндемики, прозрачность, Сарма, Ольхон, голомянка, Байкальская нерпа, омуль, 15-20 млн. лет, кедр, лиственница, 1637 метров.

1. Первое, с чего вы должны начать - это характеристика особенностей географического положения Байкала . Для этого используя карту атласа стр.4-5 или стр. 44-45 и текст учебника стр. 216 ответьте на вопросы:

В какой части России находиться озеро?

Каково направление протяженности Байкала?

Что означает цифра 620км.?

Чем окружено озеро?

Что означает цифра 1637 м.

2 . Происхождение озера. Откройте стр. в учебнике 218 и карту атласа стр. 10.

Как образовалось озеро? Происхождение озерной котловины?

Объясните глубину озера?

Возраст Байкала?

Что происходит с озером? Какие процессы происходят в зоне разломов земной коры?

Сколько островов? Самый большой остров?

3. Особенности воды . В учебнике стр. 217

Какая вода по составу?

Главная особенность воды?

Благодаря чему вода чистая?

За сколько лет обновляется вода?

4. Климат . В учебнике стр. 218

Какая там погода?

Почему климат озера суровый?

Как называются ветра на Байкале?

Самый сильный ветер?

С какой скоростью дует?

5. Особенность животного мира. ( просмотр презентации)

В процессе просмотра презентации учащиеся записывают эндемиков Байкала.

Ребята, а сейчас с помощью атласа, учебника и вашей карты познания помогите мне дописать письмо домой. У вас на столе лежат листы с незавершенным текстом. Возьмите их и закончите написания письма.

НЕЗАВЕШЕННОЕ ПИСЬМО (работа 8 мин)

Здравствуй друг! Пишу тебе письмо с далеких краев России. Мы сейчас плывем по озеру Байкал. Озеро лежит на юге ____________ и простирается с ________на _____ на 620 км в длину и от 24 до 79 км в ширину. Оно окружено ___________________________________________

_______________________________________________________________

поднимающимися на высоту более 2 тысяч метров над его водой. В центре озера находиться самый большой остров__________________. А всего в нем ___________ островов. Глубина озера____________. Это действительно самое глубокое озера мира. Котловина озера появилась_____________. Спокоен и ласков Байкал при тихой погоде, но суров, неприступен и опасен во время шторма. Особенно свирепен ветер_______________. Он дует со скоростью ______________ и сметает все на своем пути. Всего здесь насчитывается 13 видов ветра. Это _______________________________________________________________.

Байкал называют колодцем планеты. Вода в нем ____________ и _____________. На воде Байкала все люди могут прожить 40 лет. Здесь обитают редкие виды животных и растений. Их называют _______________Это живые организмы, которые нигде больше не встречаются. Например, это_____________________________________.

Неповторимый животный и растительный мир озера делают его « музеем живых древностей».

Здесь целебный воздух, хорошая, хорошая база для отдыха. Здесь есть заповедники, которые созданы на берегах и остовах Байкала, старейшим из них является ______________________ заповедник. Но есть и проблемы, они связаны ___________________________________________

_______________________________________________________________.

Сложно будет забыть неповторимую красоту Байкала. Недаром Лев Семенович Берг назвал Байкал - это уникальное чудо природы во всех отношениях. (Один ученик читает свое письмо вслух. Учащиеся подписывают и сдают свою работу на проверку)

YI .Обобщение:

В чем уникальность озера Байкал?

Что такое эндемики?

Каких эндемиков вы сегодня узнали?

Сколько рек впадает в Байкал? Сколько рек вытекает из Байкала?

Как называется самый большой остров озера Байкал?

YI I . Рефлексия. На все ли ваши вопросы мы ответили?

С помощью, каких источников информации вы достигли своих целей?

Узнали ли вы что-то новое из нашего урока сегодня о Байкале?

YIII . Домашнее задание: параграф 39. Подготовьте к следующему уроку рекламу об озере Байкал. Разработайте памятку туристического маршрута. Небольшой проект «Создание туристической базы».

Итоги. Выставление оценок.