Население лодзь польша. Достопримечательности в Лодзи Lodz — что посмотреть и куда обязательно сходить. Шопинг и магазины

Лодзь (польск. Łódź (инф.) - «лодка», «ладья») - один из крупнейших городов Польши. Расположен в центре страны, в 120 километрах к юго-западу от Варшавы и является центром польской электронной промышленности. Основан в XIII веке, статус города с 1423 года.

С 1999 г. Лодзь - центр и крупнейший город Лодзинского воеводства. Население города составляет 770 тысяч человек и постепенно сокращается (1988 год - 854 тыс.). Ещё в 1990-х годах Лодзь была вторым по численности населения городом Польши после Варшавы, однако в 2000-е годы уступила это место Кракову.

В 1940-1944 годах Лодзь носил имя Лицманштадт в честь немецкого генерала Первой мировой войны Карла Лицмана. С 1940 по 1944 год в городе находилось одно из крупнейших еврейских гетто.

1332 год - Лодзь впервые была упомянута в документе, передающем деревню Lodzia (лат.) епископам Влоцлавека. 29 июля 1423 года по указу короля Владислава Ягелло Лодзь получила городские права.

1820 год - 20 сентября указом Константина Павловича, наместника Царства Польского, Лодзь была объявлена фабричным городом, в 1821 году был основан суконный посад Нове-Място, продолжением которого в 1824 году явился ткацкий посад Лодка.

1865 год - 30 июля местные власти получили разрешение проложить железную дорогу, соединяющую Лодзь и Колюшки, которая была введена в эксплуатацию 19 сентября 1865 года. Пассажирские поезда начали регулярно курсировать с 01 июня 1866 года.

1887 год - Открыта самая большая, красивая и роскошная синагога на территории Польского королевства, сожжённая нацистами в 1940 году.

1888 год - 6 октября в здании гостиницы «Виктория» на ул. Пётрковской 67 был учрежден первый в Лодзи профессиональный театр. Сейчас здесь находится современный кинотеатр «Полония».

1898 год - 24 декабря в 13 часов в Лодзи был пущен первый в Царстве Польском электрический трамвай.

1899 год - 3 ноября в Лодзи, по адресу ул. Всходняя 19, поселился Юзеф Пилсудский с супругой. Здесь Пилсудский издавал газету «Рабочий» - орган подпольной Польской Социалистической Партии. Ночью 22 февраля 1900 года Пилсудский был арестован царской полицией и находился в тюремном заключении на ул. Гданьской 13. В декабре 1938 года здесь был создан мемориальный музей-квартира Ю. Пилсудского.

1903 год - 20 августа в Лодзи было создано Польское Театральное Общество, первая в Польше организация занимающаяся театрально-просветительской деятельностью.

1905 год - 17 мая была открыта первая в Польше детская больница им. Анны Марии (в память о скончавшейся внучке крупнейшего лодзинского фабриканта Карла В. Шейблера). В 1951 году она была переименована в больницу им. Януша Корчака.

1908 год - в Лодзи, на ал. Костюшко 14 разместился крупнейший в Польше банк (зал площадью 1100 м²).

1914 год - в первые месяцы Первой мировой войны произошла битва за Лодзь между германской и русской армиями.

1919 год - было создано Лодзинское воеводство во главе с Антонием Каменским.

1936 год - 26 мая был создан Кружок друзей Лодзи, который возобновил свою деятельность в 1959 году (27 ноября) и был переименован в Общество друзей Лодзи. Круг его деятельности достаточно широк: это и просветительская работа, и историко-краеведческая деятельность, организация культурных мероприятий и конкурсов, издательская работа, защита историко-архитектурных ценностей и др. Главный отдел ОДЛ расположен по адресу пл. Вольности, 2.

1939 год - Лодзь была присоединена к Германии и переименована в Литцманштадт в честь немецкого генерала, захватившего Лодзь в конце 1914 г., с 1941 стала центром административного округа Лицманштадт рейхсгау Вартеланд.

1940 год - До фашистской оккупации в Лодзи жили 230 000 евреев, которые составляли треть из населения города. В начале войны все евреи города и окрестностей были согнаны в гетто и позже депортированы в лагеря смерти. Лодзинское гетто было ликвидировано последним из польских гетто, так как было важным для немецкой промышленности. Во время войны погибли 420 000 жителей города, из них 300 000 евреев и 120 000 поляков. В окрестностях Лодзи были также созданы лагеря для цыган и поляков. После войны в городе осталось 900 евреев.

1945 год - 18 января 1945 г. город освободила Красная Армия. В 1945 г. в Лодзь переехало правительство Польши, и город де-факто выполнял функции столицы до 1948 г. В 1945 г. на основе Педагогического института (1921-1928), Высшей школы социальных и экономических наук (1921-1928) и филиала Свободного польского университета, существовавших в Лодзи в межвоенный период, был создан Лодзинский университет.

1948 год - 18 октября состоялось торжественное открытие Высшей школы кинематографии, телевидения и театра с участием её первых абитуриентов. Это всемирно известное высшее учебное заведение расположено во дворце Оскара Кона на ул. Тарговой. Особой гордостью школы являются её прославленные выпускники: Анджей Вайда, Роман Полански, Анджей Мунк, Ежи Сколимовски, Кшиштоф Кеслёвски, Кшиштоф Занусси и др.

В 1972 году началась застройка многоквартирными домами спального района Реткиня.

Лодзь находиться в самом сердце Польши. Крупный промышленный город считается третьим по величине после Варшавы и Кракова. От столицы Польши находящуюся юго-западнее р. Лодзь отделяют примерно 120 км. Рельеф вокруг долины сформирован мореновыми холмами из обломков пород, оставшихся со времен прохождения ледника. Эта территория относится к водоразделу рекиВисла и реки Одра - второй реки после Вислы, образующей часть границы между Польшей
и Германией. Регион Среднепольской низменности, в котором находится Лодзь, богат водными ресурсами, так что прямо через город, глубоко под землей или на поверхности, протекает несколько реки ручьев: исторически Лодзь стоит на 18 реках, самая большая шириной 10 м. Деревушка, выросшая в этот город, была основана между двумя протоками: речкой Лудкой и правым притоком Одры - Вартой.

Лодзь - не просто старинный город. Это одно из древнейших на территории Польши мест обитания человека: первые поселения в этих местах люди организовывали не меньше 12 000 лет назад. К XII в. здесь уже существовало довольно крупное поселение, но документальные упоминания о нем относятся к 1332 г., который принято считать датой основания города. В тот год местный князь Владислав освободил деревню Лодзь от подчинения княжеским законам. Получив свободу, жители переместились чуть ближе к торговому пути, и это стимулировало развитие поселка настолько, что в 1414 г. епископы Вроцлава уже подумывали дать поселению статус города. Предоставление королевского муниципального права состоялось в 1423 г., хотя еще около двух столетий Лодзь оставалась небольшим аграрно-ремесленным городком. Права Лодзи были закреплены подписью родоначальника новой династии Ягеллов - витебским князем, литовским великим князем и польским королем Ягелло (в крещении Владислав II (1351-1434 гг.), польским королем он стал после смерти супруги - юной польской королевы (по официальному титулу - короля) Ядвиги (1373-1399 гг.).
Мирное течение жизни надолго прервала польско-шведская война (1600-1629 гг.). Шведам, как и полякам, был необходим контроль над торговыми путями к Балтийскому морю и на нем. После вторжения шведов город еще долго не мог оправиться: Лодзь впала в нищету и влачила довольно жалкое существование. Но произошло настоящее чудо: на богатый водными ресурсами поселок обратил внимание Сейм Польского Королевства, решивший развивать его как фабричный город текстиля, с соответствующими привилегиями и вложением больших денег. Случилось это в 1820 г., а в 1822 г. в России произошло снижение таможенных тарифов на экспорт сырья и на ввоз польских товаров. В Польшу начали ввозить доступный по цене хлопок-сырец, и произошел бум развития текстильного производства, в котором Лодзь сразу же заняла лидирующие позиции. В XIX в. население выросло от полутора до 623 тыс. чел. В 1823 г. границы города уже значительно расширились, в том числе благодаря притоку иностранных специалистов, а старую часть Лодзи соединил с новой Пётрковский тракт - теперь это любимая прогулочная и торговая улица Лодзи длиной почти 4 км, Пётрковска.
В 1824 г. в городе выросла первая ткацкая фабрика из красного кирпича. Затем появились фабрики-марки, прославившие польский текстиль не только в Европе, но и в Америке: это предприятия Шайблера, Грохмана, Познаньского, Бидермана, Зильберштайна, Гейера, Кона, Киндермана. Такое обилие еврейских фамилий не случайно, ведь многие фабриканты перевели сюда свои предприятия из Москвы после выселения оттуда евреев в 1891-1892 гг. Так что к 1914 г. им принадлежало 175 фабрик Лодзи, из которых текстильные составляли большинство - 150. Число еврейских рабочих также было значительным - к началу 1910-х их насчитывалось более 27 000, что составляло около 33% от общего количества рабочих города. Еврейская община сыграла большую роль в период капиталистического становления города.
Так в свое время назвали Лодзь за прорыв, совершенный в области текстильного производства. А сегодня она, как и Манчестер, делает все больший упор на науку, иностранные инвестиции, культуру и туризм.
Сельскохозяйственные угодья стремительно поглощал разрастающийся промышленный центр: Лодзь постепенно превращалась в «польский Манчестер», причем предприятия текстильной промышленности стали своеобразным двигателем местного прогресса, подстегнув развитие прочих отраслей. В частности - архитектуры: Лодзь славится своими роскошными дворцовыми ансамблями, некогда принадлежавшими главным фабрикантам. В их числе особое место занимает фабрично-жилищный комплекс «Ксенжи Млын» - результат объединения конкурентов Грохма-нов и Шейблеров, создавших в 1921 г. за счет слияния своих мощностей самую большую хлопчатобумажную фабрику Европы. Ансамбль дополнялся со второй половины 1820-х по конец XIX в., так что в этот «город в городе», помимо прядильной фабрики и фамул (домов для рабочих), вошли пожарное депо, ж/д вокзал, больницы, школы, магазины, фольварк (усадьба в Польше), дворец. Жилища Шейблера и Грохмана, Израиля Познаньского, виллу Грохмана, Хербста и других фабрикантов иначе какдворцами и не назовешь: они представляют собой эффектную эклектичную смесь элементов разных стилей, от ренессанса и барокко до модерна. Сами фабрики зачастую выглядят не менее интересно: вначале их строили в неоклассическом духе, а ближе к концу - будто бы оправдывая звание «Польского Манчестера» - уже с использованием красного кирпича и железобетонных конструкций (когда промышленный бум спал, их начали активно переоборудовать в культурно-выставочные и развлекательные центры, сегодня это прекрасные образцы постиндустриальной архитектуры). Разумеется, в красивый и процветающий город потянулись переселенцы - и его население резко увеличилось: к концу XIX в. Лодзь уже была вторым городом страны после Варшавы (сейчас ее опередил Краков). Помимо еврейской общины, крупные сообщества составляли немцы, силезцы, чехи. Но больше всего здесь было поляков, евреев, немцев и русских, за что Лодзь прозвали «городом четырех культур».
В 1839 г. заработала первая паровая машина - и черное облако дыма в лодзинском небе окончательно превратило город в подобие Манчестера. Стремительное развитие этого текстильного центра приостановили Первая и Вторая мировые войны: город был сильно разрушен, заводы и фабрики встали, а население подверглось жесточайшим репрессиям. Одно из крупнейших еврейских гетто с 1940 по 1944 г. находилось именно здесь. В нем содержалось более 200 000 узников, которых вынудили продолжать трудиться на производстве на нужды вермахта. Выживших вывезли в Освенцим. Сама Лодзь в эти годы носила название Лицманштадт - в честь Карла Лицмана (1850-1936 гг.), немецкого генерала времен Первой мировой войны.
После войн город восстановили, особое внимание обращая на оригинальные дворцы промышленников и сами старые фабрики, во многих из которых сегодня помещаются музеи. Роль текстильного центра Лодзь за собой сохранила (после 1990-х - в основном за счет обилия мелких фирм). Но текстиль стал еще и культурным брендом города: в здании фабрики Гейера гигантский Музей текстильной промышленности собрал уникальную коллекцию современной декоративной ткани, здесь же проходит с 1975 г. Международная триеннале на эту тему. Лодзь успешно развенчивает миф, будто в промышленных городах туристам нечего делать. Одних только особняков и дворцов промышленников тут около 160. Во дворце Оскара Кона расположилась Высшая школа кинематографии, телевидения и театра. Одним из ее известных выпускников стал режиссер Роман Полански (род. в 1933 г.), а известные актеры составили славу яркой театральной жизни Лодзи. Уставшие от городской суеты могут побродить по одному из 33 парков, 11 из которых старинные и подлежат особой охране: например крупнейший лесопарк Европы Лес Лагевники (1200 га) - часть заповедника «Лодзские возвышенности», или старинный парк «Зрудлиска».

Звание города Лодзь получила еще в 1423 году, но в 1820 г. его население составляло лишь 800 человек. Перемены начались в 1823 г. со строительством Нового города (Nowe Miasto) - первого поселения рабочих-текстильщиков. Устранение таможенных барьеров между Польшей и Россией привело к резкому росту экспорта текстиля в Россию, и к концу XIX в. Лодзь превратилась в один из мировых центров текстильной промышленности.

Во время Второй мировой войны нацисты организовали в Лодзи два пересылочных лагеря для польских военнопленных, а также лагерь для русских летчиков, лагерь для 5000 цыган из Германии, Австрии и Балканских стран, а также лагерь для 4000 польских детей. В соседних Хелмно и Нереме были убиты около 260 тыс. евреев; пострадали и жители самого города - из 600 тыс. человек после войны осталась лишь половина.

После войны вокруг исторических районов города выросли новые дома и промышленные предприятия. Помимо традиционной текстильной промышленности, в Лодзи появилась электротехническая и химическая индустрии. Были открыты новые высшие учебные заведения, самое известное из которых - это Государственная высшая школа кинематографии, театра и телевидения. В Лодзинском университете есть факультет польского языка для иностранцев.

Главные достопримечательности

Главная достопримечательность Лодзи - улица Петрковска, широкая пешеходная улица длиной 5 км, которая делит город надвое.

На ней расположены многие красивейшие здания города, в которых разместились гостиницы, рестораны и бары, а летом улица превращается в череду открытых кафе. Здесь же, в «Белой фабрике», находится Музей текстильной промышленности (Muzeum Wlokiennictwa, ul. Piotrkowska 282, открыто: вт-cp, nm 9.00-17.00, чт 11.00-19.00, сб, вс 11.00-16.00, вход платный, www.muzeumwlokiennictwa.pl) . В нем рассказывается о развитии технологии текстильной промышленности, а также представлена превосходная коллекция текстиля со всего мира, с XVI в. по наши дни.

В Лодзи есть и другие интересные музеи. В Музее искусства (Muzeum Sztuki, ul. Wiackowskiego 36, открыто: вт 10.00-17.00, cp, nm 11.00-17.00, чт 12.00-17.00, сб, вс 10.00-16.00, вход платный, www.muzeumsztuki.lodz.pl) , разместившемся в бывшем дворце семьи Познаньских, выставлены произведения польского и зарубежного искусства с XIX в. по настоящее время. Музей истории Лодзи (Muzeum Historii Miasta Lodzi, ul. Ogrodowa 15, открыто: сб-пн 10.00-14.00, вт, чт 10.00-16.00, cp 14.00-18.00, вход платный, www.poznanskipalace.muzeum-lodz.pl) находится в другом дворце Познаньских, и здесь хранятся исторические документы, демонстрирующие, как выглядел город до разрушения во время Второй мировой войны.

Лодзинская школа кинематографии

Роман Полански в автобиографии пишет, что «Лодзь стала кинематографической столицей Польши благодаря капризу истории... После войны столица страны Вашава лежала в руинах... и правительство выбрало ближайший подходящий город, когда искало место для кинематографического центра». Через два года после окончания Второй мировой войны Краковские кинематографические курсы были переведены в Лодзь, и с тех пор именно здесь обучаются польские кинематографисты. Вероятно, самым известным режиссером Лодзинской школы является Полански (фильмы «Ребенок Розмари», «Китайский квартал») ; среди других знаменитых мастеров директор школы Анджей Вайда («Земля обетованная», «Человек из железа», «Дантон») и Кшиштоф Кислевский («Двойная жизнь Вероники», «Три цвета: синий, белый, красный») .

Дорога туда и обратно

Из аэропорта (www.airport.lodz.pl) , куда ходят автобусы № 55, № 56 и L (2.40zt, 20 минут) , есть несколько рейсов в британском направлении, включая Лондон (минимум раз в день) и Дублин (два раза в неделю) . Внутренние перелеты этот аэропорт не обслуживает.

Со станции «Лодзь Фабричная», которая находится в 400 м на восток от центра города, вы можете доехать до Варшавы (33zt, полтора часа, отправление ежечасно) , Ченстоховы (25zt, два часа, четыре рейса в день) и Кракова (40zt, четыре с половиной часа, два рейса в день) . Станция «Лодзь Калиска» (Lodz Kaliska) находится в 1,2 км на юго-запад от центра города, туда можно добраться на трамвае № 12. Поезда отсюда следуют до Варшавы (35zt, час сорок, четыре рейса в день) , Ченстоховы (35zt, два часа, семь рейсов вдень) , Кракова (51zl, пять часов, четыре рейса в день) , Вроцлава (46zt, четыре часа, пять рейсов в день) , Познани (31zt, 4,5 часа, пять рейсов в день) , Туруня (37zt, 2,5 часа, 12 рейсов в день) и Гданьска (56zt, семь часов, пять рейсов в день) . Автобусы идут во все направления с автостанции, находящейся вблизи «Лодзь Фабричной».

Город де-фаукто исполнял роль столицы во время восстановления Варшавы после второй мировой, в 1985 в Лодзи жило 850 тысяч и это был второй город страны. Сегодня там живёт 700 тысяч и люди продолжают бежать. Сложно назвать такую ситуацию нормальной, поэтому в Лодзь пытаюсь вдохнуть жизнь с помощью крутых инфраструктурных проектов.

Добавляет шарма и аутентичности обширный исторический центр с элементами заброшенности и жизни одновременно, ведь это куда интереснее, чем идеально вылизанные города западной Европы! Вишенка на торте - город назвали в честь ладьи, но реки в Лодзи нет)

01. Что делать, если народ бежит из города?

02. Можно запретить им уезжать - примерно в таком ключе высказался мэр одного города на закрытом совещании. Городу, который начинается на Кр и заканчивается на ск , повезло (на самом деле нет). Запреты сделают лишь хуже и приведут к бунту. Необходимо делать так, чтобы люди не хотели уезжать, а для этого надо много работать, создавать приветливую городскую среду и стимулировать экономику на создание разнообразных возможностей для жителей. В Лодзи вот подтягивают улицы:

03. Город пытается реанимировать районы через создание условий для комфортной жизни и развитие общественного транспорта. Цена дома после благоустройства улицы наверняка поднялась в несколько раз - девелоперы не оставят это без внимания.

04. Для сравнения, обычная улица:

05. Улица в центре и успокоенным трафиком:

06. Глупо пытаться ограничить скорость машины знаками, когда дорога прямая как стрела. Зато если физически успокоить движение, то вы сохраните много жизней и спокойный быт жителей:

07. Недавно закончили реконструировать главную улицу города, тут тоже общее пространство с приоритетом пешеходов и велосипедистов:

08. Было так:

09. Подобное сделано в Москве , локально такое можно найти в регионах.

10. Часть денег дали сами жители - за это их имя навсегда вбили в историю города:

11. Очень круто обыграли название города на велопарковках:

12. К качеству придраться не могу:

13. Эта улица в процессе. Программа «Моя улица» на гастролях, скоро здесь будет плитка и красиво)

14. Недавно в городе сделали велопрокат:

15. Новый вокзал шикарен и создан явно с запасом, но об этом будет отдельный пост: (UPD - )

16. ... как и о главном трамвайном ТПУ) (UPD - )

17. Выбитые зубы и второсортную историческую застройку заменяют новыми кварталами. С учётом платной парковки в городе, любой свободный клочок вмиг запарковывается - все халяву любят:

18. Хотя нового строительства в городе очень мало.

19. Когда нет денег на новое, то приходится переосмысливать и использовать старое. Так в городе появилась знаменитая Мануфактура - это бывшая фабрика, которую переделали под торговлю, общепит и гостиницу:

20. Сейчас тут точка силы города, где проводят праздники и гулянья:

21. Первый инвестор очень неплохо заработала на этом деле;)

22. Когда-то фабрика Израиля Познаньского нанимала более 6 тысяч человек и занималась выделкой хлопчатобумажной ткани, сегодня тут отдыхают люди. Всё можно приспособить под новые нужды.

23. Сейчас в процессе реконструкции крутейшая старая электростанция у жд вокзала. Девелопер делает тут офисы:

24. В Лодзи понимают, как важно сохранять детали для аутентичности. У нас же ситуации замены старых дверей, лепнины и оригинальных окон процессе реконструкции на потолок армстронг, плитку и пластиковые окна сплошь и рядом...

25. Станция белых воротничков!

26. Иногда к процессу перезапуска квартала или района подходят с другой стороны - зовут крутых художников и умоляют их сотворить что-нибудь прекрасное. Район оживает за счёт туристов и ценителей уличного искусства:

27.

28.

29.

30. Была подворотня, а стала ярким пятном по количеству фоток в инстаграме на карте города. А ведь на фасады всего лишь приклеили разбитое стекло:

31. Это вам не фотографии перерисовывать на стены домов...

32. То была часть про новую жизнь Лодзи и проекты, которыми пытаются удержать горожан и деньги в городе. А теперь, на контрасте, посмотрим на другую сторону:

33.

34.

35. Когда-то в домах предусматривали места для указателей с подсветкой. В какой-то момент это всё стало не так уж и важно:

36.

37. Работы ещё много, но когда нужно поднимать весь город, то в первую очередь надо браться за улицы, площади и транспорт. Дворы .


чётко

38.

39. Хотите бесплатный совет? Всегда заходите по возможности во дворы и старые подъезды домов. Вас там может ждать красота:

40. Артефакты прошлого:

41.

42. Либо эстетика упадка с дырявыми полами:

43. Или чем-то другим, но прикольным.

44. Прелесть в том, что ты никогда не угадаешь, что там будет - каждая арка таит в себе что-то секретное и манящее:

45. В этом главный минус современных домов - там всё ожидаемо стандартное. Типовое - враг разнообразного:

46. О Лодзи сложно рассказать за один пост, надо просто съездить туда на день и посмотреть всё своими глазами - благо поезд едет полтора часа от центра Варшавы, а дешёвые автобусы Польскибус - два с копейками. Зато, как ни странно, город можно описать одной фотографией (ок, двумя, если считать верхнее фото):

Это парк недалеко от Мануфактуры. Смотришь - ужасный ужас: всё вытоптано, лужа и куча каких-то столов. Срочно нагнать коммунальщиков с красками и уложить плитку сюда! Но все эти детали складываются в одну картинку притягательного и добрососедского места. Такой я и увидел Лодзь.

PS Что за трамвай такой? Хочу на нём на ВДНХ ездить от Сокольников)

Лодзь - один из самых привлекательных и старинных городов Польши, который с давних и пор и по сей день представляет собой колыбель польской культуры. История возникновения Лодзи своими корнями уходит в далекий XIV век и лишь спустя пять столетий, а именно в XIX в. наступил период динамичного хозяйственного развития. С каждым годом Лодзь, до недавних пор практически не замечаемая туристами, притягивает все большее число гостей своими многочисленными достопримечательностями, необычной архитектурой, прекрасными уголками природы и просто уютной и ни на что непохожей атмосферой. находится в Ираке.

Как лучше добраться до Лодзи

  • На самолете.

Аэропорт лежит всего в нескольких км от Лодзи, однако траффиком вовсе не может похвастаться. Наиболее удобным вариантом являются авиарейсы до Варшавы (около 120 км от Лодзи). Отсюда, воспользовавшись услугами автобусов Polski Express вы доберетесь до Лодзинского вокзала Lodz Fabryczna, либо самостоятельно доберетесь до центрального вокзала ж/д столицы и оттуда на поезде до вокзалов Lodz Fabryczna либо Lodz Kaliska. Отсюда вы можете отправиться в .

  • На поезде.

Самым популярным способом передвижения по Польше являются, безусловно, поезда. Стоимость проезда до 12euro в зависимости от выбранного вами класса. Будьте внимательны, держателям ISIC скидки на проезд не предоставляются. Время в поезде составит около 1.5 ч. Если вы не планируете ограничиться одной лишь поездкой, рекомендуется приобрести билет InterRail ticket, с которым вы сможете путешествовать в течение целого месяца. Его стоимость 54-102euro.

  • На автобусе.

Еще одним вариантом наземного транспорта являются автобусы. Стоимость проезда заметно ниже, чем на поезде, однако, вместе с тем, вы теряете от 2 до 3 часов в дороге.

  • На машине.

Если вы предпочитаете путешествовать самостоятельно, то рекомендуется арендовать машину. Стоимость аренды от 25euro в день. Будьте внимательны, скоростной лимит в городе - 60км/ч, на автостраде повышается до 90км/ч. Кроме того, в Польше введены высокие штрафы на вождение в состоянии алкогольного опьянения (лимит - не более 0.2 промилле в крови).

Стоимость отелей и цены в магазинах

Стоило бы отметить, что Польша является наиболее удачным вариантом для любителей бюджетного отдыха, поскольку цены здесь заметно ниже, чем в западной Европе.

В Лодзи сосредоточено немалое количество гостиниц: от крупных до небольших семейных отелей в пригород. Любители комфортабельного проживания могут выбрать один из отелей категории 4-х звезд в Лодзи, где стоимость одноместного номера составит от 52 до 101euro в зависимости от вами выбранной гостиницы. Если вы планируете бюджетный отдых, к вашему вниманию хостелы от 12euro, а также гостиницы 2-х звезд стоимостью в 21-45euro за ночь.

Если в основу вашей поездки вы поставили цель покупки, то вам стоит держать путь в местные торговые комплексы. Таковых в Лодзи - огромное множество. Самый большой поток туристов принимают торговые центры Manufaktura, Ptak, Galeria Lodzka, Port Lodz. Сравнивая цены, можно сказать, что стоимость множества качественных товаров польских, а также европейских марок составляет до 60% от аналогичных московских. Кроме того, самым удачным временем для обновления гардероба с колоссальной экономией денег является конец каждого сезона, когда скидки на определенные товары составляют от 10 до 70%.

Свое знакомство с Лодзью рекомендуется начать с центральной улицы Пётрковской, на которой сосредоточено наибольшее число достопримечательностей города: памятник трем промышленникам, памятник режиссеру Шиллеру, памятник поэту Тувиму, памятник жителям Лодзи. Кроме того, здесь расположены важнейшие архитектурные объекты, большинство из которых относятся к XIX веку: дворцы Гейнцля, Киндерманна, Гольдфедера, Швейкерта, а также кафедральный собор св. Костки.

После посещения достопримечательностей, отдохнуть вы можете в многочисленных парках и скверах Лодзи. Город имеет свыше 35 парков, среди которых особого внимания заслуживает парк им. Яна Матейко с красивой растительностью, ухоженными газонами, цветочными грядками и, безусловно, фонтаном. Для занятий спортом, а также для отдыха подойдет еще один городской парк - парк им. Ю. Пилсудского. В его составе - прекрасный ботанический сад, а также зоопарк, аттракционы и территория для занятия спортом.

Чего и много в Лодзи, так это музеев. Поскольку город славится в качестве колыбели польского кино, непременно посетите Музей кино, коллекция которого состоит из свыше 50 тысячи различных экспонатов. Внимания также заслуживают: Художественный музей с работами Шагала и Пикассо, Музей истории города, Музей текстиля и прочие музеи Лодзи.

Рестораны Лодзи

Неотъемлемой частью отдыха в Лодзи является посещение местных заведений общественного питания и отдыха, разнообразием которых город уж точно побалует своих гостей.

Если желаете составить полное впечатление о городе, обязательно отведайте национальные блюда в ресторанах Chlopskie Jadlo или Karzma u chochola.

Для любителей европейской кухни в городе предусмотрено несколько очень привлекательных заведений. Ресторан итальянской кухни Da Grasso своим посетителям предлагает невероятно вкусные и относительно недорогие пиццы. Изысканные французские блюда представлены в элегантном ресторане Ravelo, где помимо вкусной еды, вас порадует безупречный сервис, а также достойным выбором блюд и французских вин. Восточная кухня, авторские шедевры и экзотические угощения вас ожидают в ресторанах: Ganesh (индийская кухня), Ha Long и Wook (китайская), Ata Sushi и Hana Sushi (японская).

Одним из самых шикарных и дорогостоящих заведений Лодзи является ресторан Affogato coffee - restaurant, оформленный в современном стиле и темных тонах. Здесь вы сможете отведать блюда национальной, а также европейской и азиатской кухни. Любители сладкого, непременно загляните в кафе Pijalnie Czekolady E.Wedel.

Досуг в Лодзи

Центром общественной жизни является улица Пётрковска, на которой жизнь ни на миг не замирает. Тут сосредоточено самое большое количество торговых и развлекательных центров, из которых самой большой известностью пользуется ТЦ Мануфактура. Кроме большого количества шикарных бутиков, здесь можно обнаружить кинотеатр, спортклуб, рестораны, бары, также детские увеселительные заведения и прочие развлечения.

Если вы прибыли в Лодзь со своими детьми, непременно включите в свой маршрут посещение местного зоопарка. Маленькие гости могут познакомиться с его обитателями, покормить кроликов и сделать снимок для памяти. Вам интересны водные развлечения? Для этого идеально подойдет аквапарк Фала, где вы сможете весело провести время либо просто расслабиться на шезлонге, наслаждаясь шелестом накатывающих волн.

Любителям ночных развлечений уж точно не придется скучать! Самыми излюбленными туристами заведениями являются: Lodz Kaliska, Cabaret, Baghdad, Piotrkowska klub и проч.

В туристической среде бытует мнение о том, что промышленные города не представляют особого интереса с архитектурной и культурной точки зрения.

Именно поэтому Лодзь часто остается в тени блистательной Варшавы и величественного Кракова. На самом деле те, кто обходят его стороной многое теряют.

Знаменитая улица Петрковская


В городе Лодзь достопримечательности встречаются на каждом шагу, их здесь ничуть не меньше чем в столице Польши. Особое место среди них занимает центральная улица - Петрковская, колоритная и атмосферная.

Вся она отдана во власть пешеходов, поэтому смотреть по сторонам можно совершенно спокойно, не подвергая своей жизни опасности. А обратить внимание здесь непременно будет на что.

Особняки и виллы, некогда принадлежавшие богатым фабрикантам, роскошные, непохожие друг на друга. Промышленные комплексы - не серые и скучные, а утонченные и элегантные.

Многие здания сегодня занимают музеи. Отличный вариант для тех кто приехал в город Лодзь осенью или весной и хочет укрыться от дождливой погоды. Тем более что экспозиции представлены действительно интересные.

Улица Петрковская славится не только традиционными, но и очень необычными достопримечательностями. Особое место среди них занимает Аллея звезд, на которой увековечены имена режиссеров, известных всему миру, а также известных польских кинодеятелей.

К слову, это далеко не единственная достопримечательность Лодзя, связанная с киноиндустрией.

Киноиндустрия в Лодзи



Помимо упомянутой выше Аллеи звезд, к киношным достопримечательностям Лодзя вполне можно отнести высшую школу кинематографии, самую «продвинутую» во всей Польше, музей кинематографа. Первая, к сожалению для туристов, действующая. Посмотреть на нее можно только снаружи. Пробраться внутрь вряд ли удастся. А вот музей полностью отдан во власть гостей.

Его экспозиция, начавшая свою работу в 1976 году, рассказывает о прошлом и настоящем кинематографа Польши - здесь можно увидеть коллекцию лент на пленке и кассетах, различное оборудование, декорации.

Кроме того, сам по себе дворец, в котором располагается музей - место очень атмосферное, он не раз засветился на экране. Роскошный дом в стиле ренессанса, когда-то принадлежавший богатому немецкому промышленнику, сразу после Второй мировой войны привлек внимание кинематографистов и «пошел по рукам» режиссеров.

Чуть менее известный, но не менее интересный музей города Лодзь, связанный с киноиндустрией - Se-Ma-For, посвященный анимационным фильмам. Это даже не музей, а самый настоящий киноцентр.

Здесь есть не только экспозиции, но и зал, где постоянно демонстрируются культовые польские мультфильмы, а также помещение для мероприятий. Если повезет, можно принять участие в каком-нибудь мастер-классе или семинаре.

Промышленное прошлое города



Лодзь стал главным промышленным городом Польши еще в XVIII веке. Здесь открывали фабрики богатые и начинающие промышленники. Неудивительно, что состоятельные люди строили себе богатые роскошные дома, непохожие на другие. Многие из них отлично сохранились до наших дней.

Самыми примерными являются Виллы Леопольда Киндерманна и Эдуарда Хербста - посетив их, можно познакомиться не только с архитектурой, но и внутренним убранством. Переступив порог, гости словно совершают путешествие во времени, попадая из динамичного XXI века в куда более размеренный XIX.

Не менее интересны Дворцы Маврикия и Израиля Познаньских, в которых сегодня располагаются художественная галерея и исторический музей Лодзя. Последний отличается от традиционных скучных экспозиций.

В его залах, на примере быта одной богатой семьи, можно узнать о том, как жили промышленники и фабриканты города в XIX веке.

Однако не стоит думать, что все здесь посвящено исключительно семье Познаньских. Здесь много интересных «уголков», посвященных совершенно разным темам. Есть среди них даже театральный - колоритный и «запылившийся».

В художественной галерее все куда более типично - произведения польских и европейских мастеров кисти XIX века соседствуют с современными полотнами, иногда неоднозначными, но непременно интересными, поражающими воображение.

В городе Лодзь интерес представляют не только частные владения, но и промышленные сооружения. Сложно поверить, что мануфактура может быть архитектурным шедевром, но это так. Белая фабрика, когда-то принадлежавшая Людвигу

Гейру, построена в 1837 году. Она является прекрасным образцом неоклассического стиля. В 2002 году завод прекратил свою работу, став текстильным музеем.

Гости могут прикоснуться ко всем этапам производства, посмотреть на станки, материалы, раритетную продукцию XIX века, а также фотографии и документы. Кроме того, это еще один шанс узнать о промышленной истории города Лодзь.

Что не забыть посмотреть в Лодзи

Познакомившись с Лодзем фабричным и Лодзем кинематографическим, не стоит думать, что все достопримечательности города осмотрены.

Здесь немало других интересных мест, заслуживающих внимания. Например, Базилика Святого Станислава Костики или Собор Александра Невского. Католический и православный храмы отлично уживаются на одной улице, привлекая туристов и местных жителей.

Прогуливаясь по городу, непременно нужно обратить внимание на интересные памятники - Трем фабрикантам, скамейку Юлиана Тувима, рояль Артура Рубенштейна и другие. А устав от урбанистической суеты можно отдохнуть в одном из парков города.