Экскурсионное дело в современной России (90-е гг. ХХ в. — начало ХХI в.). Теоретические основы экскурсионного дела Сущность и основные направления туристско-экскурси-онной работы отражались в лозунгах Общества пролетарского туризма и экскурсий


Стоимость включает:

· Транспортное обслуживание на комфортабельном автобусе марки «Неоплан» или «Мерседес» по всему маршруту, согласно программы;

· Проживание в гостиницах;

· Завтраки+ужины;

· Экскурсионная программа, включая входные билеты в музеи;

· Услуги сопровождающего по всему маршруту;

· Медицинская страховка.

Дополнительно оплачивается (по желанию):

· дополнительное питание;

· дополнительные экскурсии.

На маршрут принимаются дети в возрасте с 7 лет.

Пенсионеры старше 70 лет принимаются в тур в сопровождении.

Гостиницы "Астория"+ "Happy Hotel"+ ТОК "Крым"

Отель Феодосии «Астория» находится в окружении городских достопримечательностей таких как, Картинная галерея им. Айвазовского, являющейся доминантой культурной жизни города.Гостиница "Happy Hotel" (Хэппи Хотэл) в Ялте находится на территории бывшего пансионата «Парковый», в живописном парке на восточном берегу Ялтинской бухты, вдали от городской суеты.Туристско-оздоровительный комплекс "Крым" расположен в центральной части г. Севастополя, на пл. Воставших, в 200 м от спортивного комплекса.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Развитие въездного туризма в России способствует формированию рынка экскурсионных услуг не только в центральных городах, но и в отдаленных регионах, где одну из главных проблем составляет острая нехватка квалифицированных экскурсоводов для обслуживания российских и зарубежных туристов на внутренних маршрутах. Как показывает современная экскурсионная практика, развитие международного туризма способствует не только культурному диалогу между народами, но и обмену профессиональным опытом в области сервисного обслуживания. Вступление в 2002 году России в члены Всемирной туристской организации определяет ответственность за качество сервиса в рамках международных стандартов и области экскурсионного обслуживания. Вместе с тем, в России сформировались профессиональные школы экскурсоводов в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Казани, созданы эффективные методики экскурсионного обслуживания, которые вызывают большой интерес не только у российских, но и зарубежных коллег. Учитывая значимость для формирования профессиональных компетенций студентов практических знаний и навыков, в данное пособие, наряду с обязательными общетеоретическими вопросами, включены методики ведущих экскурсоводов практиков, что позволит сформировать комплексные знания. Региональный компонент базируется на многолетней научно-проектной и экскурсионной практике автора. Целью данного учебного пособия является определение теоретических и прикладных основ экскурсионного дела для формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлениям «Туризм» по профилям «Техника и технология экскурсионного дела», «Техника и технология туроператорской и турагентской деятельности». В пособии будут рассмотрены теоретические основы экскурсионного дела, в т.ч. сущность, признаки и функции экскурсий, принципы классификации и основные характеристики экскурсий. Определены особенности и современные тенденции развития экскурсионного дела в России, на основе уникального опыта ведущих экскурсоводов Москвы и Санкт-Петербурга. Большое внимание в пособии уделяется вопросам профессиональной культуры экскурсовода. Рассматривается феномен творчества экскурсовода. Вторая глава пособия посвящена основам экскурсионной методики, где раскрывается сущность технологии экскурсионного проектирования, методика проведения экскурсии, в т.ч.: методы показа и рассказа в экскурсии. В третьей главе показаны принципы и подходы экскурсионного обслуживания на примере проведения городской, трассовой, архитектурно-градостроительной. природоведческой, религиозно-познавательной и др. экскурсий. Показать место и роль экскурсионного дела в туристской отрасли и сфере обслуживания туристов.

Проблемам развития экскурсионного дела и методике экскурсионного обслуживания посвящены труды ученых, специалистов-практиков в области экскурсоведения, Б.В. Емельянова. Р.А. Дьяковой, П.С. Пасечного, Г.П. Долженко, В.А. Сичинава, М.И.Пыляева В.Б. Фридмана, В.С. Шварца, Г.Г. Бунатяна, М.Г.Чарной, И.И. Лисаевич, Н.Н.Гаршиной, Р.А.Зубатина, Р.Н. Яковченко и мн. др. По определению Б.В. Емельянова, экскурсионная теория представляет собой совокупность взглядов, идей, положений, которые лежат в основе экскурсионного дела. Научные основы учебного курса «Экскурсионное дело » базируются на теории и методике экскурсионной деятельности.


ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА

В конце XIX - начале XX в.в. передовые педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное дело, всё шире развивающееся в стране. В экскурсиях они увидели возможность значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе.

К этому времени относятся первые статьи, посвящённые экскурсионному делу среди учащихся, в «Записках Крымского горного клуба», в журналах «Русский турист» и «Русская школа».

Длительное время организация экскурсий для учащихся оставалась делом отдельных энтузиастов. Таким был педагог Александровской учительской школы в Тифлисе - Николай Петрович Захаров. Важным средством обучения он считал экскурсии, на которых должны закрепляться знания, полученные на уроках. Он знакомил своих учеников на экскурсиях с природой Кавказа, его историей и культурой. Экскурсии совершались обычно всей школой пешком. На природе учащиеся под руководством преподавателей наблюдали различные предметы и явления, учились описывать их, составлять геологические и ботанические коллекции. Н.П.Захаров считал обязательной организацию экскурсий при изучении истории, географии и других дисциплин естественного цикла.

Важным толчком к расширению экскурсионной деятельности стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за №20.185, которым отменялись летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовалось начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия. Определённую роль в развитии ученических экскурсий имело введение 9 марта 1902 г. специального тарифа №6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех русских железных дорогах для групп экскурсантов устанавливался удешевлённый проезд в вагонах 3 класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстоянии до 50 км. предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершавших групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах до 1917 г.

Стихийно развивавшаяся экскурсионная работа в учебных заведениях России постепенно начала получать теоретическую базу. К концу 1900-х годов в различных периодических изданиях стали появляться всё больше статей, в которых предпринимались попытки освещения вопросов теории экскурсоведения.

Важной вехой в этом отношении явилась увидевшая свет в 1910 г. книга «Школьные экскурсии», написанная группой преподавателей Петербургского лесного коммерческого училища под редакцией Б.Е. Райкова. В ней впервые были разработаны основные принципы экскурсионной методики и предложена система учебных экскурсий по всем предметам и для всех классов. Появление книги по теории экскурсионного дела в лесном училище не было случайностью. Именно оно в числе первых в Петербурге включило местные и дальние экскурсии в учебный процесс, как обязательную форму работы, тесно связанную с преподаванием различных предметов.

В 10-е годы XX в. в России начали издаваться три специальных журнала, посвящённых экскурсионному делу: «Экскурсионный вестник» в Москве, «Русский экскурсант» в Ярославле и «Школьные экскурсии, и школьный музей» в Бендерах в Бессарабской губернии. Если последний журнал полностью посвящался школьному экскурсоведению, то два других постоянно публиковали теоретические статьи по экскурсоведению, рассказы о совершённых экскурсиях, советы по организации экскурсий в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу и др.

Журнал «Русский эмигрант» один из первых попытался классифицировать экскурсии для учащихся. Все они группировались в восемь типов:

Историко-археологические экскурсии. Они подразделялись на ознакомительные и исследовательские. Для учащихся наиболее важным считался второй вид экскурсий. Участвуя в них, школьники исследовали географические особенности местности, памятники старины, старинные книги, журналы, рукописи, гравюры, иконы, записывали предания, рассказы и песни местных жителей, описывали обряды и т.д. Собранные материалы предназначались для пополнения коллекций школьного музея.

Историко-литературные. Участники этих экскурсий посещали места, связанные с жизнью выдающихся писателей, поэтов, учёных, художников, государственных и общественных деятелей. Важное значение, при проведении данного типа экскурсий придавалось встречам с современниками знаменитых людей.

Естественно-исторические. Данные экскурсии имели целью познакомить школьников с природой той местности, в которой они живут. Особое внимание в них обращалось на сбор разливных коллекций: ботанических, зоологических и геологических.

Экскурсии на фабрики и заводы чаще всего проводились для учащихся старших классов. Цель их была определена как профориентационная.

Художественно-географические и этнографические экскурсии объединили три различных вида экскурсий: художественные, географические и этнографические. Каждый вид в отдельности считался малодоступным для школьников, поэтому при разработке классификации из объединили в один тип.

Экскурсии трудовой помощи возникли в период Первой мировой войны и представляли собой поездку групп учащихся в деревню для помощи в сельскохозяйственных работах тем крестьянским семьям, которые из-за войны остались без рабочих рук.

Выделение общеобразовательных и бытовых экскурсий было связано с тем, что городские школьники совершенно не знали деревню, сельским столь же мало известно было о городе. Это и определило появление самостоятельных экскурсий по знакомству с жизнью села городских школьников и города - сельских. Горожанам показывали поля, крестьянский труд и быт, природу, деревенским детям - вокзалы, поезда, улицы с трамваями, общественные здания, заводы, фабрики и т.д. В течение учебного года побывавшим на экскурсии поручалось сделать доклады об увиденном.

Экскурсии отдыха и развлечений представляли собой коллективный отдых класса или всей школы на природе.

Приведённая экскурсионная классификация - это первый опыт анализа всего разнообразия экскурсий, проводимых в России с учащимися.

Война, начавшаяся в 1914 г., отразилась на географии школьных экскурсий и путешествий. Резко сократилось количество дальних экскурсий, но продолжали развиваться экскурсии по территории своих губерний.

С 1915-1917 г.г. при пересмотре учебных планов и программ была подписана новая программа для высших начальных школ, в которой указывалось, что для каждого класса должны быть разработаны план и программа экскурсий, которые следовало бы проводить в учебные часы. Таким образом, в школах России к 1916 г. экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны равноправными среди других методов обучения.

Серьёзным препятствием при организации экскурсий со школьниками являлось отсутствие экскурсионных навыков у учителей. Понимая, что слабое знание теории экскурсионного дела мешает качественному проведению экскурсий, различные общества и учреждения, занимавшиеся их развитием, начали открывать курсы подготовки руководителей экскурсий.

В начале XX в. ещё не разрабатывались методические приёмы экскурсий, не анализировались особенности показа и рассказа, требования к экскурсионному рассказу, в то время главным было познакомить экскурсантов с уникальными природными и историческими памятниками, сообщить при этом определённую информацию, полнота которой зависела от знаний экскурсовода.

С развитием экскурсионного дела рос и интерес к освоению методов экскурсионной работы. Однако отсутствие единого методического экскурсионного центра в России не позволило создать какой-либо системы подготовки руководителей ученических экскурсий. Советы по организации и проведению экскурсий можно было почерпнуть из журналов, выходивших в различных губерниях России.

Но все эти литературные источники не могли полностью заменить специальной учёбы под руководством опытных теоретиков и практиков экскурсионного дела, поэтому немногочисленные курсы по подготовке руководителей экскурсий, организуемые в различных городах, вызывали большой интерес учительской среды. Курсы были платными. В их программу входили лекции и экскурсии. Ботанический, зоологический, гидробиологический, геолого-географический интерес, проявленный учителями к курсам по подготовке руководителей естественно-историческими экскурсиями с детьми, свидетельствовал о прочных позициях, какие завоевало экскурсионное дело к середине 10-х годов XX в. в школах России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, предмет и виды экскурсионной методики. Основная методика подготовки экскурсии. Общие критерии экскурсионного объекта. Характеристика методических приемов показа и рассказа. Способы составления индивидуальных текстов. Техника ведения экскурсии.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2008

    Туризм - метод познания окружающей действительности, способ повышения культурного уровня и восстановления здоровья людей. История экскурсионного дела в России. Классификация экскурсионных ресурсов. Критерии оценки культурных и рекреационных комплексов.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2013

    Основные аспекты экскурсионного дела. Сущность и понятие экскурсии в экскурсоведении. Технология подготовки новой экскурсии, составление маршрута. Функция контроля на всех этапах разработки. Необходимые сведения и документация для создания экскурсии.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2011

    Понятие об информационных технологиях, их влияние на развитие социально-культурного сервиса и туризма. Основные области применения: туроператорами, в бюро путешествий, гостиницах, системах бронирования, администрировании, ведении учетных записей гостей.

    реферат , добавлен 19.01.2011

    Культурно-просветительная работа среди населения. Технология подготовки новой экскурсии. Значение новой экскурсии как фактор профессионального роста экскурсовода. Определение методических приемов проведения экскурсии. Определение цели и задач экскурсии.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2011

    Информационные технологии: основные понятия и сущность. Влияние информационных технологий на современное развитие туризма. Современные информационные технологии в индустрии гостеприимства. Использование средств коммуникации и связи в гостинице "Русотель".

    курсовая работа , добавлен 12.06.2015

    Джипинг как вид экстремального экскурсионного туризма. Методика разработки экскурсионных маршрутов на примере деятельности экскурсионной фирмы "Элита". Разработка экстремального вида экскурсии "Дедеркойское ущелье – уникальный памятник природы".

    дипломная работа , добавлен 11.09.2009

    История развития экскурсионного дела в России. Экскурсоведение как наука. Индивидуальный текст экскурсии. Разработка обзорной экскурсии по городу Благовещенску "Архитектурное наследие Благовещенска". Социально-экономическая значимость экскурсии.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2013

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ

ЛЕКЦИЯ № 2. ЭКСКУРСИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ

ЛЕКЦИЯ № 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ

ЛЕКЦИЯ № 4. ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 5. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 6. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ

ЛЕЦИЯ № 7. СПЕЦИФИКА ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 8. СПЕЦИФИКА РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

ЛЕКЦИЯ № 9 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСКУРСОВОДУ

ЛЕКЦИЯ № 10 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛЕКЦИЯ №1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ

Экскурсионное дело в России – одна из первых форм туристического обслуживания, одна из первых форм туристического бизнеса. Вместе с тем необходимо отметить, что в разные годы экскурсионное обслуживание населения выполняло различные задачи. Историю экскурсионного дела в России можно разделить на четыре основных этапа:

I) конец XVIII – начало XX вв. – возникновение и становление экскурсионного дела в России;

II) 20-е – 30-е гг. XX в. – становление экскурсионного дела в CCCР;

III) 50-е – 80-е гг. XX в. – развитие и совершенствование экскурсионного дела в СССР;

IV) конец XX – начало XXI вв. – развитие экскурсионного дела в Российской Федерации.

1.1. Развитие экскурсионного дела в конце XVIII - начале XX вв.

Экскурсионное дело в России берет свое начало с развития школьных экскурсий. Во второй половине XVIII в. передовые педагоги разрабатывали и реализовывали первые природоведческие экскурсии. В «Уставе народных училищ» 1786 г. и в «Школьном уставе» 1804 г. было рекомендовано устраивать экскурсии на природе, посещать мануфактуры, другие предприятия. В методике преподавания русского педагога XIX в. К.Д. Ушинского так же важную роль занимали природоведческие экскурсии. Передовые педагоги отдельных российских школ, частных гимназий, особенно коммерческих училищ во второй половине XIX в. начинают организовывать экскурсии-прогулки на природу и посещение предприятий.

Кроме школьных экскурсий, экскурсия как способ познания мира начинает привлекаться членами российских научных обществ. Во второй половине XIX в., в Петербурге, было создано «Общество любителей естествознания». Позднее оно возникло Москве, Казани, Екатеринбурге и других городах. Его члены изучали природные богатства окружающих территорий и проводили экскурсии для интересующихся природой края.

В Ялте в конце 80-х гг. XIX в. был организован «Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор». Кружок организовывал экспедиции, походы, путешествия и экскурсии, его деятельность привлекала значительное внимание любителей природы из других городов.

В конце XIX в. в крупных городах России стали создаваться художественно-промышленные выставки и музеи. Начинает формироваться методика музейной экскурсии. В 1872г. в Москве был открыт Политехнический музей. В 1882 г. открылась Всероссийская художественно-промышленная выставка. В музеях организовывались экскурсии для студентов и учащейся молодежи.

В 1899 г. в Петербурге, при Педагогическом обществе создается «Комиссия по организации общеобразовательных экскурсий», которая организовывала экскурсии для учащихся гимназий, коммерческих, реальных училищ, школ. В 1895 г. был организован Русский тур. клуб, ставший позднее Российским обществом туристов (РОТ). Общество так же организовывало путешествия по России и за границей, экскурсии по достопримечательностями русских городов, паломнические поездки.

В 1900 г. возникло «Русское горное общество». Русским горным обществом былпостроен на Кавказе первый отечественный горный приют, где организовывались экскурсии и путешествия. С 1902 по 1909 гг. в Пятигорске функционировало «Кавказское горное общество». Одним из направлений деятельности которого было проведение пешеходных и транспортных в окрестностях Пятигорска, Железноводска и Кисловодска.

В 1905 г. к «Крымскому горному клубу» присоединяется «Кавказский горный клуб», с этого времени он стал называться «Крымско-Кавказским горным клубом». Позднее клуб расширил географию маршрутов походов и экскурсий. Для чего было создано экскурсионное бюро, рекомендовавшее желающим маршруты экскурсий. Экскурсионное бюро «Крымско-Кавказского горного клуба» являлось одним из первых экскурсионных учреждений, имевшим четкие функции по организации экскурсий.

В 1907 г, при Российском обществе туристов создается комиссия «Образовательные экскурсии по России». Комиссия организовывала экскурсии по крупным городам, по природным достопримечательностям Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии.

В 1910 г. создается «Комиссия по организации и осуществлению учебно-воспитательных экскурсий» - для учащихся средних учебных заведений Московского учебного округа. Позднее там же создается «Центральная экскурсионная комиссия», организовывавшая экскурсии, разработавшая «Правила для экскурсантов», контролировавшая их выполнение. Подобные комиссии организуются и при других учебных округах России.

В начале XX в. Д. Н. Кайгородовым, В. В. Половцевым, Е. А. Звягинцевым и др. начинается разработка школьной экскурсионной методики. В 1910 г. вышла книга под редакцией Б. Е. Райкова и П. Н. Боча «Школьные экскурсии, их значение и организация». В этой монографии впервые были разработаны принципы школьной экскурсионной методики, дана система учебных экскурсий. В начале XX в. начинает издаваться периодические издания, изучавшие практику и теорию экскурсионного дела: «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант».

Т.о. первый период развития экскурсионной методики в России ознаменовался ее формированием, прежде всего как части педагогическо-воспитательного процесса. Вместе с тем уже на ранних этапах экскурсия становится частью формирующегося рынка туристических услуг. В этот период формируются первые научные методики организации экскурсионного процесса.

1.2. Развитие экскурсионного дела в 20-е – 30-е гг. XX в.

В советский период развитие экскурсионного дела происходит в русле общей просветительской политики Советского правительства. Созданный в ноябре 1917 г. Внешкольный отдел Наркомата просвещения наряду с другими методами обучения в системе внешкольного обучения взрослых начинает внедрять экскурсионный метод. Экскурсии решали новые цели и задачи, в первую очередь внедрение новой идеологии. Начинают создаваться новые учебные заведения по переподготовке учителей, открываются специальные учебные заведения по подготовке экскурсионных работников: Центральный музейно-экскурсионный институт (Москва), Экскурсионный институт (Петроград). Общество «Долой неграмотность» принимало участие в издании журнала «Спутник экскурсанта», выпускаемого Наркоматом просвещения. В приложениях к журналу давались рекомендации в помощь самообразованию, внешкольному образованию, включая сведения о тематике экскурсий.

Для идеологически верного развития экскурсионного дела в 1918 г. была создана «Опытно-показательная экскурсионная база» Наркомпроса, осуществлявшая руководство над экскурсионными учреждениями на местах. При губернских и уездных городах была организована сеть экскурсионных станций. В 1920 г. при Наркомпросе был создан «Главный политико-просветительный комитет» при котором был создан экскурсионно-выставочный отдел, в задачи которого входило руководство над развитием городских и музейных экскурсий.

В 1920 г. в центральных городах России были открыты инструкторские экскурсионные станции, которые готовили учителей к проведению и организации экскурсий для учащихся.

Экскурсионное дело на данном этапе тесно взаимодействовало с краеведческой работой. При «Центральном бюро краеведения» было открыто «Экскурсионно-справочное бюро», которое информировало о туристских и экскурсионных маршрутах, выпускало литературу в помощь экскурсантам.

В рассматриваемый период продолжает, развивается теория и методика экскурсионного дела.

В 20-е гг. выходит монография В.А. Герда «Экскурсионное дело», ставшая значительным вкладом в развитие теории и методики экскурсионного дела СССР. Автор впервые в отечественной науке дал определение экскурсии, изложил их классификацию. В Петрограде выходил научно-педагогический журнал «Экскурсионное дело», был выпущен сборник статей «Школьные экскурсии, их значение и организация». Выходят монографии Н. П. Анциферова «Теория и практика экскурсий по обществоведению»; «Внешкольные экскурсии» под редакцией Б. Е. Райкова и Э. В. Краснухи, Н. А. Гейнике «Методика и практика экскурсионного дела».

Большое значение в организации туризма и экскурсий приобрели профсоюзы. В Центральном бюро краеведения создается подсекция, на которую было возложено установление связей между профсоюзами и краеведческими организациями. Профсоюзы организовывали группы экскурсантов из рабочих и служащих и направляли их по туристско-экскурсионным маршрутам.

1.3. Развитие экскурсионного дела в 50-е – 80-е гг. XX в.

В период ВОВ продолжалось развитие теоретического экскурсоведения. В апреле 1945 г. Все­союзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) при­нял решение о возобновлении туристско-экскурсионной деятельности. Было восстановлено Туристско-экскурсионное управление в Москве, к 1948 г. Подобные управления функционировали в Ленинграде, Симферополе, Горь­ком, Свердловске.

При доминирующем государственном регулировании развития туризма, новый импульс экскурсионному делу давали именно государственные нормативные акты. Одним из них становится постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 30 мая 1969 г. «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экс­курсий в стране». В постановлении определялась необходимость в принятии мер к массовому развитию туризма и экскурсий в стране, расширению сети и улучшению деятельности туристских и экскурсионных учреждений, превращению туристско-экскурсионного дела в крупную отрасль обслужива­ния населения. Министерство просвещения СССР создало Центральную детскую туристско-экскурсионную станцию.

Дореволюционный период

Начало развития экскурсионного дела в России приходится на II половину XVIII и тесно связано с развитием педагогики. Передовые по тому времени педагоги Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович де Мериево, В. Ф. Зуев высказывали идеи о целесообразности организации для детей «прогулок в природу». Эти идеи черпались из переведенных на русский язык произведений известного чешского педагога Я. А. Коменского, который придавал большое значение наглядности в системе обучения и воспитания. Благодаря деятельности педагогов, рекомендации о проведении школьных экскурсий нашли отражение в «Уставе народных училищ» (1786 г.), а в «Школьном уставе» (1804 г.) указывалось, что следует проводить не только «прогулки в природу», но и совершать экскурсии на мануфактуры, в мастерские ремесленников и на другие предприятия. Однако такие экскурсии в то время проводились крайне редко.

Идею применения экскурсии как активного метода обучения поддержал выдающийся русский педагог и ученый К. Д. Ушинский. А со временем экскурсию как передовой элемент обучения стали использовать педагоги отдельных коммерческих училищ и высших учебных заведений.

Таким образом, в течение начального периода своего развития экскурсионное дело базировалось на основах школьной педагогики. Учителя и методисты при подготовке и проведении экскурсий исходили из задач и требований общеобразовательной школы; классификации, признаки, функции экскурсий также определялись в расчете на экскурсии для школьников. В этот период практиковались в основном познавательные экскурсии по естественной тематике.

Вместе с учебными появились и первые внеучебные экскурсии. Рост их числа приходится на II половину XIX века, которая отмечена развитием буржуазных отношений в России. Внеучебные экскурсии были немногочисленными, случайными и носили развлекательный характер. В них участвовали только представители господствующего класса, совершавшие путешествия и экскурсии в основном в Крым и на Кавказ.

В Петербурге, Москве, Екатеринославе (ныне Днепропетровск) и других городах с развитой промышленностью по инициативе научных обществ создавались художественно-промышленные выставки и музеи. Их открытие сыграло важную роль в развитии экскурсионного дела, так как положило начало появлению нового, музейного вида экскурсий. В музейных экскурсиях впервые делалась попытка осуществить экскурсионное общение не только с детьми, но и со взрослыми, то есть всей массой экскурсантов. Так, в 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей, где проводились первые внешкольные экскурсии – бесплатные «воскресные объяснения коллекций».

В это же время расширились слои населения, которые приобщались к литературе, просвещению и науке.

Наиболее образованные и передовые люди путешествовали и совершали экскурсии с познавательной целью. Для этого они создавали небольшие по составу организации – общества и клубы, существовавшие на их личные средства или на средства крупных меценатов. Так, в 1877 г. в Тифлисе было основано «Общество любителей естествознания», члены которого совершали экскурсии в целях изучения географии, этнографии, флоры и фауны. Они не только сами познавали природу и культуру края, но и проводили экскурсии для тех, кто интересовался данными вопросами.

В 1890 г. в Одессе появился Крымский горный клуб, который в первые годы открыл филиалы в Ялте, Севастополе, а затем и в Екатеринославе.

В 1895 г. создается Российское общество туристов (РОТ), объединившее несколько немногочисленных клубов и распространившее свое влияние на отдаленные территории России. РОТ ставило своей целью распространение всех видов туризма, содействие физическим упражнениям, имеющим отношение к туризму, а также осуществление научных исследований в области географии, истории, этнографии, естествознания. Задачами общества были организация экскурсий по крупным городам России и знакомство туристов с природой Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии. Позднее РОТ усилило свою деятельность в развитии. В основном РОТ было популярно в аристократических кругах.

Развитию экскурсионного дела в России способствовала организация в 1900 г. в Москве и деятельность Русского горного общества. Его учредителями стали такие ученые, как Д. И. Анучин, В. И. Вернадский, И. В. Мушкетов, П. П. Семенов-Тяньшанский, а членами являлись писатель В. А. Гиляровский, географы Ю. М. Шокальский, В. Е. Шуровский и другие ученые–энтузиасты. Общество издавало журнал «Ежегодник Русского горного общества», в котором освещалась его исследовательская и просветительская работа.

С 1902 г. по 1909 г. в Пятигорске функционировало «Кавказское горное общество». Одним из направлений его деятельности было проведение экскурсий, которые проходили под руководством членов общества. В связи с ростом числа экскурсантов общество подготовило специальных руководителей экскурсий, которые осуществляли общее руководство группой и давали пояснения об объектах, интересующих участников экскурсии. Появление подготовленных руководителей экскурсий явилось шагом вперед в развитии экскурсионного дела в России.

Еще в 1896 г. Министерство просвещения России высказало положительное отношение к «дальним поездкам учащихся», а в 1902 г. оно издало распоряжение о желательности введения в практику средних учебных заведений местных экскурсий. Чтобы оказывать помощь школьникам–экскурсантам, в 1910 г. была образована Комиссия по организации и осуществлению учебно-воспитательных экскурсий для учащихся средних учебных заведений Московского учебного округа. Впоследствии она была преобразована в постоянную Центральную экскурсионную комиссию под руководством В. И. Комарницкого, которая выпускала также серию небольших иллюстрированных пособий-путеводителей «Спутник экскурсанта» для проведения учебных экскурсий-прогулок по Москве и Подмосковью и занималась организацией лекций для экскурсоводов.

В 1907 г. при РОТ была создана организация «Экскурсии по России», в задачу которой входило проведение экскурсионной работы среди учителей и преподавателей. С 1910 г. В Москве работала Комиссия по организации образовательных экскурсий, которая ведала поездками за границу русских учителей.

Интерес к экскурсионной работе и ее методике нашел отражение и в появлении соответствующих периодических изданий. Так, с 1889 г. по 1913 г. РОТ ежемесячно выпускало журнал «Русский турист». В 1914–1916 гг. выходили журналы «Экскурсионный вестник» (Москва), который издавал также путеводители по различным маршрутам, «Русский экскурсант» (Ярославль), «Школьные экскурсии и школьные музеи в Одессе».

Вопросы методики проведения экскурсий были предметом обсуждения на Всероссийских учительских съездах (1906–1916 гг.). Наряду с увеличением числа путешествий и экскурсий и расширением их географии, наблюдается заметное увеличение числа экскурсантов, интересующихся осмотром частных собраний произведений искусства известных художников и скульпторов, геологических коллекций. Как самостоятельный вид формируется городская экскурсия. На городских экскурсиях группы экскурсантов знакомились с памятниками и архитектурными сооружениями городов, прежде всего Москвы.

В начале XX века известные педагоги и методисты Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Е. А. Звягинцев, Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов, Н. П. Анциферов, В. А. Герд, И. М. Гревс, Б. Е. Райков стали заниматься систематизацией материала по экскурсионному общению. Ими было положено начало разработки вопросов теории и методики экскурсионного дела на основе обобщения опыта экскурсионной работы с учащимися.

Наиболее значительным событием в развитии методики экскурсионного дела в этот период явился выход в 1910 г. книги Б. Е. Райкова «Школьные экскурсии, их значение и организация». В работе впервые были четко сформулированы основные принципы методики проведения школьных экскурсий преимущественно по естественнонаучной тематике, а также по другим предметным экскурсиям с учетом программных требований школы того времени.

Подводя итоги дореволюционного периода развития экскурсионного дела в России, можно отметить следующее.

До 1907 г. экскурсионное дело развивалось главным образом как метод обучения и проведения сначала учебно-программных, музейных а затем внемузейных и дальних экскурсий. С 1907 г. по 1917 г. появились первые экскурсионные организации и началась научная разработка теории экскурсионного дела в России.

Несмотря на очевидный подъем туристско-экскурсионной деятельности в конце XIX - начале XX века, она не получила широкого распространения и не стала общедоступной, другими словами, не приобрела массовый характер, оставшись индивидуальной и элитарной, продолжая держаться на энтузиазме отдельных лиц.

Коренной перелом в туристско-экскурсионной работе в России произошел после Октябрьской революции 1917 г., когда она стала строиться на государственной основе.

История развития экскурсионного дела в России.

Советский и постсоветский период (1917-1990-е гг.)

В первые годы Советской власти экскурсиям отводилась значительная роль в осуществлении программы культурной революции, в ликвидации безграмотности народных масс. В ноябре 1917 г. при Народном комиссариате просвещения был создан внешкольный отдел, который возглавила Н. К. Крупская. Этот отдел руководил всей политической и культурно-просветительной работой среди взрослых, в том числе и экскурсионной: организовывал экскурсионные станции, курсы подготовки экскурсоводов, разрабатывал для школ экскурсионные планы и маршруты, издавал литературу. По его инициативе было приняло решение о включении экскурсий в школьные планы. Рекомендовалось использовать экскурсии при преподавании естествознания, географии, физики, истории, литературы, проводить их в учебное время, выделяя для этого специальные средства.

В ноябре 1920 г. внешкольный отдел Наркомпроса был преобразован в Главный политико-просветительный комитет – Главполитпросвет, в котором работала экскурсионная секция. Летом 1920 г. в Москве начало работать Центральное бюро школьных экскурсий. Наряду с организацией экскурсий, оно проводило и научные исследования. Через год на базе бюро образовался Центральный музейно-экскурсионный институт, который разрабатывал главным образом вопросы организации и методику проведения школьных экскурсий. Одновременно в различных городах России институт создавал экскурсионные базы.

Осенью 1922 г. при Московском университете была образована кафедра экскурсионного дела и краеведения.

В ноябре 1920 г. по инициативе экскурсионной секции Петроградского губернского отдела народного образования был организован Научно-исследовательский экскурсионный институт. По замыслу основателей он должен был вести не только исследовательскую, но и педагогическую работу. В институте была развернута подготовка руководителей экскурсий, проводились показательные экскурсии.

Таким образом, в 20-е гг. в стране образовались два центра, две школы по разработке вопросов теории, методики и практики экскурсионного дела – московская и петроградская. Между обеими школами существовали определенные различия в понимании сущности и целей экскурсионной работы: московская школа большое значение придавала воспитательному аспекту, петроградская – познавательному.

Вопросы теории и методики экскурсионного дела обсуждались на конференциях, в которых активное участие принимали ученые Петроградского экскурсионного и Московского музейно-экскурсионного институтов (Петроград, 1921, 1923 гг.).

Уже в первые годы Советской власти экскурсии стали не только способом проведения досуга людей, но и средством развития общественной активности и идеологического воспитания человека. Другими словами, с момента своего возникновения советские экскурсии были связаны с пропагандой социалистического строя и социалистического строительства. С 1924 г. появились первые экскурсии, посвященные жизни и деятельности В. И. Ленина. Основной трудностью данного периода была начавшаяся массовая идеологизация всех сфер жизни советского народа, в том числе и сферы использования культурно-исторического наследия. Идеологические перегибы привели к признанию ряда памятников как чуждых новой культуре и к обоснованию массовых разрушений архитектурных и скульптурных памятников.

К разработке проблем экскурсионного дела были привлечены многие известные ученые, педагоги, специалисты в области музейного дела, внешкольной и культурно-просветительной работы. В 1926 г. вышла книга Н. П. Анциферова «Теория и практика экскурсий по обществоведению», а в 1928 г. – В. А. Герда «Экскурсионное дело». В это же время вышли труды и других энтузиастов экскурсионной работы: Б. Е. Райкова, И. М. Гревса, Д. А. Жарикова, В. В. Згуры, А. В. Родина.

В 1929 г. Российское общество туристов (РОТ) было реорганизовано в Общество пролетарского туризма (ОПТ). В марте 1930 г. постановлением Совнаркома было создано единое Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Его появление знаменовало начало массовой организации туристско-экскурсионной работы в Советском Союзе. Все очевиднее становились пути деятельности в этом направлении: централизация туристско-экскурсионной работы, обеспечение необходимых услуг (транспорт, размещение, питание, выбор объектов посещение), подготовка кадров, осуществляющих туристско-экскурсионную деятельность, издание литературы.

Уже в первый год своего существования ОПТЭ располагало 300 базами на территории страны на 14 тыс. мест и охватывало туристско-экскурсионным обслуживанием почти 11 млн. человек. Таким образом, первые десятилетия Советской власти для экскурсионного дела были годами накопления опыта, поиска нового содержания, методов и форм организации и проведения экскурсий. В эти же годы происходило зарождение экскурсионной теории. Из индивидуальных и элитарных экскурсии превратилась в групповые и массовые, стали доступным и оперативным средством организации досуга и других видов деятельности населения. В апреле 1936 г. в целях расширения массового туризма и экскурсий непосредственное руководство этой работой в стране было возложено на Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) было организовано Центральное туристско-экскурсионное управление (ЦТЭУ), имевшее 34 республиканских, краевых и областных отделения.

После 30-х гг. значительно расширилась география туристских маршрутов и тематика экскурсий. Первостепенное значение придавалось производственным экскурсиям, которые рассматривались не только как метод общественно-политического и трудового воспитания, но и как средство обмена передовым опытом. Экскурсии проводились дифференцированно, с учетом возрастного состава, образовательного уровня, профессий, культурных запросов экскурсантов. Популярными стали экскурсии на новостройки страны – Днепрогэс, Магнитку, Турксиб. Объектами показа являлись также первые колхозы, совхозы, новые города. В послевоенный период в экскурсионной программе большое место занимает военно-историческая тематика. Объектами посещения экскурсантов стали памятники боевой славы, мемориальные комплексы и памятники, посвященные героям войны, места сражений, места массовых захоронений воинов и мирных жителей. В эти же годы получаем дальнейшее развитие и другая тематика экскурсий, в частности литературная и производственная. В это же время экскурсионная работа все больше перемещается в профессиональную туристско-экскурсионную сферу. Основная форма приобщения к ней учащихся – заказ автобусной экскурсии с профессиональным экскурсоводом, а учитель при этом выступает лишь в роли организатора. В 1956 г. некоторые экскурсионные организации из ведения профсоюзов были переданы Министерству культуры и обществу «Знание». Однако в 1969 г. было признано целесообразным, чтобы руководство туристско-экскурсионным делом, организацией путешествий в стране продолжало осуществляться профсоюзами. Тем не менее за Министерством культуры сохранились экскурсионные учреждения, существовавшие в основном при музеях, картинных галереях, художественных выставках.

В 1971 г. постановление Президиума ВЦСПС «О мерах по дальнейшему улучшению экскурсионной работы» давало право профсоюзным комитетам оплачивать 70 % стоимости экскурсий и путешествий за счет средств профсоюзного бюджета, предусмотренных на культурную работу.

Эти и другие меры дали возможность участвовать в экскурсиях гораздо более широкому, чем прежде, кругу людей. В результате с 1970 г. по 1980 г. на плановых маршрутах количество туристов возросло с 9,3 млн. до 30 млн., а экскурсантов – с 40,2 млн. до 173 млн. В 1985 г. статистика зарегистрировала 208,7 млн. экскурсантов.

Дальнейшее развитие туристско-экскурсионного дела вызвало необходимость решение многих его проблем на научной основе. С этой целью с 1969 г. по 1975 г. в Сухуми работала Центральная научно-исследовательская лаборатория туризма и экскурсий. В 1975 г. организована Всесоюзная научно-исследовательская лаборатория туризма и экскурсий. К решению вопросов экскурсионного обслуживания привлечены специалисты ряда НИИ, вузов, проектных организаций. Кроме того, 70-е гг. XX века создано Главное Экскурсионное управление и открыты Центральные курсы по обучению туристско-экскурсионных работников.

Подводя итоги советской эпохи в развитии экскурсионного дела, следует отметить, что 1970-80-е гг. были временем наивысшего подъема экскурсионной работы в СССР. В данный период гармонично сосуществовали детские и взрослые, учебные и досуговые, транспортные пешеходные, городские и музейные экскурсии, которые посещали месячные, иногородние и зарубежные экскурсанты. Большое внимание уделялось организации и поддержанию учреждений, в том числе и научных, занимающихся вопросами экскурсионного обслуживания. Наконец, в тот же период был разработан значительный объем экскурсионной тематики, которая и сейчас востребована на российском рынке экскурсионных услуг.

В начале постсоветского периода, после 1991 г., экскурсионная сфера переживала глубокий кризис. Во-первых, распалась преобладавшая в отрасли система профсоюзного туризма. Если раньше существовали крупные специализированные экскурсионные учреждение-бюро путешествий и экскурсий (бюро международного молодежного туризма «Спутник», бюро «Интурист», городские экскурсионные бюро), то после падения советской власти состояние рынка услуг в стране изменилось и основную роль в организации экскурсионной деятельности стали играть туристские фирмы. Во-вторых, с развалом советской идеологии экскурсия перестала быть средством пропаганды коммунистических идеалов. Стала неактуальной историко-революционная и советская тематика экскурсий, составлявшая значительную долю всей экскурсионной тематики в прежние годы. С точки зрения ценностного аспекта экскурсионной работы было неясно, на какие темы обращать внимание и в каком свете их преподносить.

В-третьих, была разрушена система подготовки экскурсионных кадров и методического обеспечения экскурсионной работы. Произошли качественные изменения в профессиональной деятельности экскурсовода, в роли которого стали выступать люди, не имеющие ни специального образования, ни хорошей практики экскурсионной работы.

Наконец, изменился контингент экскурсантов. Резко сократилось количество взрослых экскурсий, их место заняли школьные экскурсии. Общий спад первой половины девяностых годов сменился некоторой стабилизацией на рынке экскурсионных услуг в последнее время. Сегодня уже можно говорить об определенном росте интереса к городским и загородным экскурсантам у взрослого населения, но пока только в больших городах. Дальнейший процесс тормозится в основном ростом цен на услуги, главным образом транспортные.

К перспективным направлениям развития экскурсионного дела в России можно отнести разработку авторских экскурсий, составление тематических экскурсионных туров, создание новых форм экскурсионного обслуживания, развитие экскурсионного дела на региональном уровне.

Начальные этапы подготовки экскурсии

Методика в широком смысле слова – это совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, достижение поставленной цели с наибольшей эффективностью наименьшими трудовыми затратами. Методика в узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения какого - либо мероприятия.

Методику разделяют на общую и частную. Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой изучения многих наук. Частная методика связна с конкретной наукой и служит основой определенного вида деятельности.

Экскурсионная методика представляет собой частную методику, которая связана с процессом распространения разного рода знаний (научных, культурных, политических и др.) на основе такой активной формы культурно-просветительной работы, как экскурсия. Таким образом, экскурсионная методика – это совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для групп людей (Емельянов, 1998, С. 107).

Поскольку любая методика заключается в умении производить определенную деятельность в четком соответствии с утвержденными правилами, требованиями и рекомендациями, то на практике применение экскурсионной методики - это сумма определенных умений и навыков вести экскурсионную работу: разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии и др. На основании этого экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, однако связанных друг с другом частей:

· методика разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном экскурсионном учреждении;

· методики разработки новой для данного экскурсионного учреждения темы;

· методики подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;

· методики после экскурсионной работы.

Экскурсионная методика как совокупность названных частей имеет свои особенности, которые обусловлены темой, целью, видом экскурсии, составом группы экскурсантов, средством передвижения на экскурсии и многими другими факторами.

К настоящему времени наиболее глубоко и полно разработана методика подготовки и проведения экскурсии. Методика подготовки экскурсии состоит из ряда этапов, расположенных в определенной последовательности, и будет рассмотрена ниже. Методика проведения экскурсии складывается из методики показа и методики рассказа. Методика показа – это большая по объему и сложности подготовки осуществления часть экскурсионной методики. Методика рассказа – это меньшая часть, носящая по отношению к первой части подчиненный характер.

В своей деятельности работники экскурсионного учреждения должны руководствоваться требованиями экскурсионной методики. Помимо требований, предъявляемых к конкретным этапом подготовки и проведения экскурсии (к отбору экскурсионных объектов, к необходимости учитывать особенности восприятия материала на экскурсии и т. п.), предъявляются требования к экскурсионному процессу в целом: 1) объединить подтемы экскурсии в единое логическое связанное целое; 2) обеспечить непрерывность экскурсии, а непрерывность воздействия экскурсионного материала на экскурсантов; 3) обеспечить формирование интереса экскурсантов к теме экскурсии до начала показа и рассказа и поддержание интереса в процессе экскурсии; 4) правильно сочетать экскурсионный показ и рассказ, обеспечив преобладание показа в экскурсии; 5) выполнить все рекомендации, изложенные в методических документах; 6) тщательно отбирать и выверять приемы показа и рассказа и добиваться того, чтобы они применялись свободно и естественно, чтобы экскурсанты не «видели» самого приема, воспринимая только информацию, передаваемую с помощью этих приемов.

В заключение отметим, что экскурсионная методика в целом выступает как основа профессионального мастерства экскурсовода; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода.

Создание новой экскурсии – сложный и длительный процесс, часто требующий участие нескольких человек. В процессе подготовки новой экскурсии выделяют ряд этапов, расположенных в определенном порядке. Впервые термин «этапы подготовки экскурсии» появился в 1976 году, тогда же было названо пятнадцать этапов:

1) определение цели и задач экскурсии;

2) выбор темы;

3) отбор литературы и составление библиографии;

4) определение источников экскурсионного материала;

5) отбор и изучение экскурсионных объектов;

6) составление маршрута экскурсии;

7) объезд или обход маршрута;

8) подготовка контрольного текста экскурсии;

9) комплектование «портфеля экскурсовода»;

10) определение методических приемов проведения экскурсии;

11) определение техники ведения экскурсии;

12) составление методической разработки;

13) составление индивидуального текста экскурсии;

14) прием (сдача) экскурсии;

15) утверждение экскурсии.

Рассмотрим перечисленные этапы подготовки экскурсии по порядку.

Каждая экскурсия должна иметь целевую установку. Цель экскурсии – это то, ради чего экскурсантам показываются памятники истории, культуры и другие объекты. Правильное определение цели имеет большое значение: оно может повлиять на формулировку темы, помочь в отборе и освещении материала. Конечной цели должны быть подчинены экскурсионный показ и рассказ. Как цель экскурсии может выступать воспитание патриотизма, уважение к труду, другим народам; эстетическое или нравственное воспитание; расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. п. Для достижения конечной цели необходимо решить ряд конкретных задач.

Выбор темы зависит от потенциального спроса на определенные экскурсии, конкретного заказа, реализации дифференциального подхода к обслуживанию разных групп населения, целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь четко определенную тему, которая является предметом показа и рассказа и содержательным стержнем экскурсии, так как именно тема обуславливает отбор экскурсионных объектов и объединяет подтемы экскурсии в единое целое. Тема экскурсии отражает ее связь с определенной отраслью науки об обществе или природе и лежит в основе классификации экскурсий по содержанию. Тема содержит указание на то, какому кругу явлений посвящается данное произведение, к чему стремиться автор привлечь внимание аудитории, что именно и с каких позиций хочет автор осмыслить в своем произведении.

Тема регулирует экскурсионный рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает, особенно в тех случаях, когда объект многоплановый. Темой регулируется и показ экскурсионных объектов: по пути следования группы могут быть расположены многочисленные объекты, однако показывать следует только те, которые относятся к теме данной экскурсии.

Каждая тема представляет собой совокупность нескольких подтем, которые должны характеризоваться полнотой и логической завершенностью. Композиционным центром экскурсии, вокруг которого строится показ и рассказ, является ведущая подтема. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает ее убедительной и запоминающейся. В многотемных обзорных экскурсиях нет возможности глубоко раскрыть содержание каждой подтемы. В таких экскурсиях обычно бывает больше факторов без их толкования. Однако обзорная экскурсия имеет большое значение для развития экскурсионной тематики, поскольку почти каждая ее подтема может стать темой для самостоятельной экскурсии.

Выбрав тему нужно подумать о ее формулировке. Следовательно, тема экскурсии и ее название – не одно и то же. Название экскурсии – это ее визитная карточка, поэтому оно должно быть ярким, запоминающимся, адекватным содержанию экскурсии, по возможности кратким. Другими словами, в названии необходимо наиболее точно передать содержание экскурсии, ее тему, сделав его при этом привлекательным для потенциальных экскурсантов. Следует избегать общих названий («Мир волшебной сказки»), длинных формулировок, названий, содержащих непонятные слова, а также неточных названий, допускающих возможность двоякого толкования.

У экскурсии на одну и ту же тему может быть несколько названий в зависимости от состава участников экскурсии и поставленной цели.

В ходе разработки новой экскурсии информация по ее теме может черпаться из литературных источников: книг, брошюр, статей. Чрезвычайно много полезных сведений по истории края, области или города можно получить из местной периодической прессы. Из отобранных источников составляется библиографический список, назначение которого – определить примерных объем работы по изучению литературных источников. В списке указываются автор, название, выходные данные, номера страниц, которые имеют отношение к теме экскурсии. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: «Основная литература» и «Дополнительная литература».

Помимо литературы материалы по теме экскурсии могут находиться и в других источниках, к которым относятся государственные и личные архивы, экспозиции и фонды музеев, хроникально-документальные, научно-популярные, художественные, компьютерные энциклопедии, фотодокументы и т. п. В качестве источников экскурсионного материала могут выступать воспоминание участников и очевидцев исторических событий, консультации специалистов и научных работников, так как каждая область науки и искусства имеет свою терминологию, без знания которой невозможна подготовка экскурсии на научных основах.

Поскольку фактическая сторона любой экскурсии имеет огромное значение, то в экскурсионном рассказе должны быть использованы только достоверные, тщательно выверенные факты и сведения, имеющие отношение к теме.

Лекция 8

Ключевые этапы подготовки экскурсии

В качестве экскурсионных объектов могут выступать:

памятники архитектуры и градостроительства – архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни); архитектурные сооружения, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей;

памятники археологии – городища, курганы, земляные валы, остатки древних поселений, дорог, горных выработок, каналов, курганы с захоронениями, каменные изваяния, наскальные изображения;

памятники искусства – произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового и других видов искусства;

памятники природы – леса, рощи, сады, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, отдельные деревья, реликтовые растения и т. п.

экспозиции – государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;

памятные места – места связанные с важнейшими событиями в жизни страны, развитием общества и государства.

Статус памятника присваивается наиболее ценным с эстетической или исторической стороны объектам, после чего их охраной занимаются государственные или местные инспекции по охране памятников. В конце ХХ века на государственном учете находилось более 150 тыс. памятников истории, археологии и культуры, а в музеях страны, хранилось около 40 млн. экспонатов.

Экскурсионные объекты классифицируются по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности.

По содержанию выделяют одноплановые (произведения живописи, растения, здание) и многоплановые (архитектурные сооружения, одновременно являющееся историческим памятником) памятники. По функциональному назначению – основные, на базе которых раскрываются подтемы, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами и в ходе логических переходов в рассказе. По степени сохранности экскурсионные объекты бывают полностью сохранившимися, значительными изменениями (перестроение и реконструированные), частично сохранившимися и утраченными.

При подготовке экскурсии перед экскурсионными работниками стояла задача – из множества памятников, соответствующих теме экскурсии, отобрать самые интересные по внешнему облику и по той информации, которую они несут, поскольку правильный отбор объектов, их количества, последовательность показа влияют на качество и эффективность экскурсии.

В практике подготовки экскурсии используются методика отбора экскурсионных объектов на основе определения ценности и значимости данного объекта для раскрытия темы. Ее применение особенно важно, когда на маршруте разложено несколько объектов, сходных по содержанию, и необходимо выбросить те из них, которые наиболее актуальны для данной темы.

Для оценки объектов, которые потенциально могут быть включены в экскурсию, рекомендуется применить следующие критерии.

Познавательная ценность, то есть связь объекта с конкретным историческим событиям, жизнью и деятельностью выдающейся личностью, а также художественные достоинства памятника.

Известность , то есть популярность памятника среди населения.

Необычность (экзотичность) объекта, то есть особенность, неповторимость памятника. Необычность может быть архитектурного характера, связанная с особенностями конкуренции содержания, природного характера, например сталактито-сталогмитовые кастовые пещеры. Наконец, экзотичность объекта может быть связана с историческим событием, которое произошло в данном здании или на месте установки данного памятника.

Выразительность объекта, то есть внешняя выразительность памятника, его взаимодействие с окружающей средой – другими знаниями, сооружениями, природой. Предпочтение отдается тому объекту, который оптимальным образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами.

Сохранность объекта, то есть состояние памятника в данный момент, его подготовленность к показу экскурсантам и способность своим внешним видом вызвать у них положительные эмоции.

Месторасположение объекта оценивается с точки зрения расстояния до памятника, удобства подъезда (подхода) к нему, пригодности дороги для автотранспорта или пешеходов, наличие наблюдательной площадки.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, месяцам, сезонам) имеет места, когда посещение и осмотр объекта невозможны по причине плохой видимости, плохой погоды, сезонности и других преходящих явлений.

Правильный отбор памятников как экскурсионных объектов обеспечивает зрительную основу восприятия экскурсии и глубокое раскрытие ее темы.

Необходимо следить за тем чтобы объекты одной экскурсии не дублировались другой. При невозможности этого избежать при показе таких объектов и в рассказе о них каждый раз рекомендуется использовать иной фактический материал, применять другие методические приемы показа и рассказа, одним словом, должен иметь место новый поворот в подаче материала в соответствии с темой экскурсии и экскурсионной аудиторией.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, поскольку это увеличивает ее длительность, повышает утомляемость экскурсантов, приводит к поверхностному освещению темы, так как о большинстве объектов даются лишь справки. Для городской обзорной экскурсии, рассчитанной на 4-5 академических часов, рекомендуется отбирать 15-20 объектов. В тематических экскурсиях их число значительно меньше и составляет 8-10. Число объектов в экскурсии зависит от ее цели, темы и экскурсионной аудитории.