Кемеровская рыбалка отчет путешествие по монголии на «девятке

Отчет о путешествии на машине из России в Монголию (Улан-Батор). Монгольские дороги, достопримечательности, традиции и полезные советы туристам.

Предисловие

На протяжение последних десяти лет я достаточно часто посещаю Улан-Батор, но проехать до него на машине выдалось в первый раз. Мы очень тщательно готовились к нашему мини-путешествию, ведь хотелось не просто добраться до места назначения, но и посетить достопримечательности, которые встретятся на пути, а также получить эстетическое удовольствие и немного окунуться в культуру монгольского народа.

Граница Россия - Монголия

Свой путь мы начали с приграничного города Кяхта, где мы находились целую неделю до отъезда в Улан-Батор. Собрав вещи и сложив сумки в машину, выдвинулись в путь.

Город Кяхта в Бурятии

Начинается с пересечения государственной границы. К сожалению, отлично отозваться о работе наших служб невозможно, поскольку порядок прохождения часто меняется, и не всегда можно угадать, как будет в этот раз. Плюс ко всему работают они медленно.

Подъехав к международному автомобильному пункту пропуска "Кяхта", мы с радостью обнаружили практически полное отсутствие очереди и достаточно быстро заехали на территорию МАППа. Отстояв около часа в очереди из трех машин, наконец смогли подъехать к месту досмотра и пройти к сотрудникам таможенной службы для заполнения всей необходимой документации.

Тут нас ожидал сюрприз — оказывается, как только машина заехала на территорию пункта пропуска, нужно было незамедлительно подойти к сотрудникам таможни для оформления документов, потому что в этот день день они досматривали машины "пачками", по три-четыре штуки. Поборов свое недоумение и достаточно быстро заполнив все формы, мы вынесли из машины все вещи для проведения досмотра. Эта процедура прошла легко и быстро.

Следующим пунктом для пересечения границы является прохождение паспортного контроля. Здесь все обошлось без каких-либо эксцессов, пограничники проверили документы, задали несколько уточняющих вопросов нашему ребенку, проставили штампы и отпустили, пожелав счастливого пути.

Прохождение монгольского пункта пропуска оказалось еще быстрее и легче. Для начала нас отправили на прохождение паспортного контроля. Тут стоит отметить, что большинство сотрудников говорят по-русски или по-английски, так что вопросов с недопониманием не возникало. Далее довольно продолжительное время нам пришлось ждать сотрудника таможенной службы. Оказалось, что в тот день он работал один на все направления.

Как только нам проставили все необходимые печати в документах, мы со спокойной душой выехали за пределы пункта пропуска и оказались в стране бескрайних степей и родине Чингисхана — Монголии.

Такая природа встречала нас в Монголии

Дорога Алтан-Булаг - Улан-Батор

После пересечения государственной границы путешественник попадает в приграничный город Монголии Алтан-Булаг. Здесь можно обменять деньги, перекусить и пополнить запасы продуктов. Мы решили не останавливаться и продолжить путь на Улан-Батор.

Расстояние между двумя городами составляет 350 километров. По пути встречаются города Сухэ-Батор и Дархан, а также несколько поселков.

Качество дорог оставляет желать лучшего

Дорога на всем маршруте узкая, двухполосная, большое количество разбитых дорог. Ремонт автотрассы проходит по принципу "А давайте на федеральной трассе ямы песком засыпем?". Больше всего нам понравилось, как проходил ремонт дороги за Дарханом — сотрудники ремонтной службы вручную красили дорожную разметку, хотя дороги как таковой там не было, одни ямы. Они, кстати, такие, что даже если вы едете на внедорожнике, нужно быть начеку.

Если не обращать внимание на качество дорожного покрытия, то путь очень интересный и насыщенный. По пути вам могут встретиться стада баранов, коз, яков или коров. Стоит заметить, что стада таких размеров вы скорее всего не встречали. Тысячи голов скота и один пастух на лошади или на мотоцикле.

Такие стада пасутся в степях

Если повезет, можно встретить караван верблюдов. Если раньше вы не встречали этих зверей, то они оставят вам бурю эмоций. Нам к сожалению, в этот раз не повезло.

Монголы — кочевой народ, и проезжая по бескрайним степям, можно часто встретить одинокие юрты. Треть населения Монголии ведет кочевой образ жизни. Не стоит думать, что это бедные люди или отшельники, это отнюдь не так.

Во-первых, они всегда в курсе всех новостей, ведь современная юрта — это юрта с телевидением и доступом к интернету. Во-вторых, один баран стоит дорого, а у них их тысячи. В-третьих, монголы очень традиционны, и такой образ жизни — это, скорее, привычка.

В пригороде Улан-Батора качество автомобильных дорог уже гораздо лучше, в самом городе они расширяются до трех-четырех полос, но это не спасает от пробок в час-пик. Заехав в Улан-Батор, можно ехать до центра в течение нескольких часов. Мы приехали около шести вечера и добрались до дома только спустя два часа.

Городской пейхаж Улан-Батора

Достопримечательности Монголии

На самом деле, достопримечательностей встречается большое количество, но поскольку мы ехали с маленьким ребенком, решили посетить лишь некоторые из них. Первым был памятник металлургам вблизи Дархана:

Монгольское Овоо

Очень часто мы встречали насыпи из камней, палок, хадагов.

Монгольские молитвенники — места, где соединяется земля и небо. Считается, что духи наших предков могут не только услышать нас, но и помочь через такие места. Чтобы помолиться, нужно преподнести духам чашку молока. Делается это особым движением, чашка направляется от груди к небу и молоко выплескивается на камни. Если же с собой ничего нет, то можно просто обойти "Овоо" три раза вокруг по часовой стрелке и положить камушек, поднятый с земли на насыпь.

Буддийский монастырь "Аглаг"

Примерно за сто километров до Улан-Батора находится монастырь "Аглаг" — очень красивое место, в которое мы просто не могли не заехать. Чтобы его посетить, нам пришлось свернуть с главной дороги направо и ехать по грунтовой дороге около десяти километров. Заплатив по 5000 тугриков за билет на одного человека (примерно 120 рублей), мы подъехали к подножию монастыря, оставили машину на парковке и продолжили путь пешком.

Виды буддийского монастыря "Аглаг"

В отличии от других монастырей и священных мест Монголии, обход монастыря нужно делать против часовой стрелки. Для начала мы поднялись на вершину и посетили храм. На первом этаже храма находится молитвенник. На втором этаже было уже гораздо интереснее, но, к сожалению, нельзя было вести фотосъемку. Там выставлена экспозиция чучел мифических существ, драконов и различных "темных", чертей, гарпий и так далее.

Слева от монастыря дорога уходит на вершину горы. Гуляя по тропинке, можно увидеть различные наскальные гравировки, святые места для обретения мужской и женской силы, святые места, помогающие зачатию, скалы в виде животных, а также молитвенник на вершине горы.

Ходить следует очень осторожно, тропинки узкие, ноги регулярно проскальзывают, но это не портит впечатление от общего вида картины.

Где перекусить по дороге?

Ответ на этот вопрос дать достаточно легко — практически везде. Вам даже не нужны отзывы и рекомендации. На подъезде к городам и поселкам стоят юрты с вывесками "бууз, хуушуур" и так далее. Можно зайти в любую из них и отведать монгольские национальные блюда, а также выпить монгольский соленый чай с молоком.

Уже внутри поселений можно найти заведения, где меню более обширное. По-монгольски они называются "Цайны газар". Тут можно заказать как первые блюда, так и вторые.

Мы останавливались покушать в небольшой юрте перед Дарханом, заказывали буузы и хуушууры. Буквально за двадцать минут заказ был готов, и мы отведали свежие и очень вкусные национальные блюда.

Где остановиться отдохнуть?

На этот вопрос дать ответ уже сложнее, поскольку мы нигде не останавливались и проехали весь путь менее чем за один день. Но если вам действительно нужно отдохнуть, можно заехать в любое поселение и найти там дешевый ночлег.

Кстати, как я уже говорила выше, монголы — очень традиционный народ. Если ваша дорога выпала в ночь или к вечеру, то вы можете зайти в любую юрту, и никто не посмеет вас выгнать, даже наоборот, накормят, напоят и спать уложат. Но не стоит этим злоупотреблять.

Проехав по маршруту Кяхта-Улан-Батор, мы столкнулись с некоторыми трудностями, которые можно было бы избежать. Поделимся опытом и советами о Монголии.

  1. Границу лучше пересекать ночью или рано утром. В это время нет очереди.
  2. Как только вы заедете на территорию МАППа, уточните порядок оформления документов. Нужно ли сразу их заполнять и готовить машину к досмотру, или сначала следует дождаться очереди.
  3. Если вы пересекаете границу рано утром, нужно плотно позавтракать или взять с собой продукты. Монголы довольно ленный народ, и все заведения, где можно перекусить, открываются ближе к обеду.
  4. Для посещения Аглага возьмите с собой запасную обувь с жесткой и ребристой подошвой.
  5. Монгольские водители известны своим лихачеством, поэтому важно быть внимательным и осторожным на дороге. К примеру, при совершении вами обгона вас могут не заметить. Достаточно часто встречается ситуация, что вас начинают обгонять, а на встречу идет машина. Соответственно, чтобы успеть вклиниться в свою полосу, вас могут подрезать.
  6. Когда вы заедите в Улан-Батор, не удивляйтесь, если вместо трех положенных рядов, машины выстроятся в пять. Это частая практика. Чтобы водить в Монголии, нужно быть чуточку наглее и вдвойне осторожнее.
  7. На всем протяжении дороги несколько раз будут встречаться посты по сбору денег. Приготовьте мелочь заранее. Обычно их стоимость не превышает 2000-3000 тугриков (40-60 рублей).

Расходы на поездку в Монголию

Расходы на такую поездку выходят совсем небольшие, у нас получилось так:

  • Бензин: 1000 рублей. Мы заправили машину еще в Кяхте до полного бака, так как по нынешнему курсу, бензин в России получается чуть дешевле.
  • Билеты в Аглаг: 15 000 тугриков (360 рублей).
  • Поборы на дорогах: 10 000 тугриков (240 рублей).
  • Обед (буузы, хуушууры, чай): 15 000 тугриков (360 рублей).
  • Покупки по дороге (кумыс, сушеный творог, вкусняшки): 20 000 тугриков (480 рублей).

Итого: 2500 рублей. Это очень мало с учетом того, что нас ехало трое взрослых и маленький ребенок.

Монголия – родина Чингисхана. Страна ветров, баранины и степей.
Это отзыв о коротком самостоятельном путешествии в Монголию. Аренда автомобиля с водителем в Улан Баторе.

Мобильная связь и интернет в Монголии. Погода в Монголии. Монгольская кухня – что едят монголы. Национальные парки Монголии и фотографии из них

Сегодня 1 сентября. Как и в России, в Монголии этот день объявлен днем знаний. Празднуется сей день выступлениями самодеятельности, скачками на лошадях и верблюдах, а так же запретом на продажу алкоголя в ресторанах Уланбатора.

Поэтому сижу я, уважаемые читатели сей темы, в унынии, в самом центре Уланбатора, со стаканом воды и жду заказанные харчи.

Завтра поеду кушать мясо тушенное с камнями. . А потом .
Кстати продавать не продают, а пьяных в хлам на улице полно.

Самостоятельно в Монголию

Совершить эту поездку я хотел именно из Улан Батора.
В прошлые разы предлагалось поехать сообща из Томска или Барнаула. Но я таков, что терпеть не могу ни от кого зависеть – ехать предлагалось в компании кого-то кого я лично не знаю и с кем до этого никуда не ездил.

А я очень трепетно отношусь к попутчикам и абы с кем давно зарёкся ездить. Поэтому рассматривал только Улан Батор и аренду джипа тут, в Монголии.

Выяснилось, что автомобили в аренду даются в Монголии только с водителями.
Выяснилось, буквально перед отъездом, что компания SIXT дававшая авто в аренду в аэропорту Улан Батора – закрыла своё представительство.

Представьте ситуацию: я имею на руках билеты взятые за мили в компании Аэрофлот, билеты уже раз переносились с июня на сентябрь так как планы несколько поменялись… и тут такой облом.

Что делать? Конечно же ехать!
Я же Винский и должен на личном примере показывать как надо вести себя настоящим самостоятельным путешественникам.

В день отлёта в Улан Батор (30 августа), я разослал в несколько монгольских компаний, найденных по поисковому запросу “rent car Ulaanbaator” через Google однотипные письма и из нескольких мгновенных ответов выбрал самый меня устраивающий:

  • по цене
  • по отсутствию просьбы что-то предоплачивать (терпеть не могу давать бабло вперёд)

Замечу, что российские фирмы, попавшие в рассылку, дали самые чудовищные цены.
Я так понял, что они просто умножили цены существующие в Монголии на два.

Итак, у меня есть встречающая сторона за 4 часа до вылета.
В рюкзак летят ветровка, носки, пара футболок, а так же ноутбук, таблетка, телефон.
Я готов.
В дьюти фри покупается водка в мелкой фасовке на подарки и упаковка печения для того же.

Виза в Монголию

Монгольская виза была сделана заранее. Стоит 100 долларов. Из всего необходимого перечня документов (билеты, анкета, фото, справка с работы, копия первой страницы з/паспорта) лишь приглашение вызывает затруднение, но оно делается легко через российскую фирму сидящую в Улан Баторе. Приглашение стоит 800 руб. По другим вопросам лучше выходить напрямую на монголов.

Сейчас виза в Монголию не нужна

Аэропорт Уланбатора

Монголия встретила меня табличкой “Sergey Vinskiy – Welcome to Mongolia” и солнечным утром.
Немногословный водитель проводил меня до заказанного джипа – Лэнд крузер 80 и передал купленную по моей просьбе симку монгольского оператора Mobicom

Мобильный интернет в Монголии

По традиции расскажу про мобильный интернет в стране где планируется путешествие
Симку брал для свеже купленной таблетки Самсунг – нормальных размеров, не микро.
В таблетке она не заработала. Тогда я отобрал у водителя его телефон Самсунг и на нем создал точку доступа.

Всё. Интернет хоть и слабенький – GPRS – у меня был.
Оговорюсь, что в тех ебенях, откуда я сегодня вечером вернулся в Улаанбаатор, сотовой связи нет вообще. Но по дороге туда, в небольших посёлках, можно было проверить почту.

Маршрут в Монголии

Так как у меня на всё про всё было 4 дня (для пробы я решил не рисковать и слетать в Монголию не надолго), то маршрут, который я составил используя англоязычные сайты монгольских компаний, был логичным:
– Гоби я не укладываю по времени
– озера и рыбалка меня для первого знакомства не интересовала
– Улаанбаатор меня не интересовал тем более

Что есть в пределах 300-400 км от столицы Монголии?
Есть Khustain nuruu – песчаные дюны (Elsen Tasarkhai), на деле оказавшиеся туристической заманухой с потемкинскими шатаниями на верблюдах
Есть Kharkhorin – древняя столица Монголии (можно потратить 30 минут на осмотр, а после пообедать в Dream World)
Есть Orkhon valley – а вот это уже интересно.

Первый раз в Монголии

Сразу на что обращаешь внимание в Монголии – её идентичность России: такие же разбитые дороги, обилие внедорожников и разъебос вдоль дорог. Те же невзрачные дома в городе – в Улан Баторе и на переферии: у меня возникло стойкое ощущение, что попал я не в Монголию, а приехал в Бурятию или Иркутскую область. Одинаково.

Выехали из аэропорта и поехали в город забрать продукты в дорогу.
Так как поехал я на полный инклюзив, то меня собирались кормить 3 раза в день, предоставить ночлег на маршруте, оплачивать любые входные билеты и таксы, а так же заправлять автомобиль.

Цена была озвучена по мэйлу и я с ней согласился: 5 дней 4 ночи = 1050 долларов, не включая отель в последнюю ночь в Улан Баторе.

Попытался поменять деньги в аэропорту, но водитель мягко сказал (у меня был русскоговорящий и понимающий по-русски водитель):

– Не надо терять время. Если будут нужны тугрики – я дам. Потом, по приезду – отдашь.

Кириллица в азиатской стране выглядит нелепо и смешно.
Монгольская письменность была тут запрещена в 30-е годы прошлого века, когда Чайбалсан стал строить в Монголии социализм, равняясь на CCCP.

Такая преданность была щедро вознаграждена массовым строительством хрущёвок, панельных домов с голубой плиточкой (а-ля Бирюлёво), заводов, шахт и электростанций.

Их в Монголии три. Одна находится при выезде в город по пути из аэропорта – памятник социализма. Один в один дымящее чудовище на МКАД в районе Капотни.

В магазинах полно продуктов из РФ, а так же местная водка (естественно Чингисхан) и пиво.

Водка у меня была с собой, а пиво попробовал – обычная порошковая дрянь типа Сибирской короны или Клинского.
Берите проверенный Tiger.

Пока забирали продуктовую корзину (реально была корзина набитая консервами), начался дождь. Небо посерело и просело почти до земли. Ужасно – вокруг всё серое, а тут ещё сверху грусть-тоску набросили.

Выезжали из города по вдрызг разбитой дороге. Поминутно кто-то пытался нас подрезать, стоял устойчивый гул клаксонов, новенькие Лэнд Крузеры соревновались с разбитым корейским хламьём кто кого сделает.

Не хватало только буханок и уазиков – они бы показали вам кузькину мать. Но они были впереди.

Впереди была настоящая Монголия.
Такая – какой я её и представлял: пустынная, бескрайняя, холодная, ветреная и безумно красивая

Немного о культуре вождения в Монголии

Культуры нет. Уважения нет. Пешеходы – это чмо. И они это осознают.

Дороги в Монголии

Дорога на запад. Асфальт. Местами попадаются ямы, выбоины, колдобины. Водитель ругается, бормочет, что вообще асфальт – это зло и лучше его (асфальта) вообще бы не было.

Все препятствия объезжаются по встречке или обочине (чаще). Несмотря на то, что на обочине ямы чаще больше чем на асфальте видимо в этом есть какой-то резон – часто замечал автомобили на обочине с торчащими из под них ногами и куски лопнувшей покрышки именно после таких ямок на дороге.

Дорогой занимаются, но мало. То, что кладётся в ямы, кладётся в воду, в лужу и через пару месяцев выскакивает как пломба из гнилого зуба.
Я же говорил, что монгол с русским – братья на век.

Придорожные кафешки в Монголии

Два часа в дороге. Надо позавтракать. Заезжаем в придорожную столовку.
Очень любопытно, пока мне несут заказанный суп с пельменями, я рассматриваю публику: шоферня.

Используют эту столовку как гостиницу – на втором этаже есть комнаты и получив постельное белье тут же, в столовке, они идут наверх, держа под мышкой свернутый в трубочку матрас.

Работники общепита не отрываясь смотрят российский сериал в монгольской озвучке. Канал Россия2.

Спрашиваю своего водителя:
– да, у нас люди любят российские сериалы и хотя есть корейские, китайские сериалы – смотрят именно российские и они поэтому идут в прайм-тайм.
Я же говорю, что монгол с русским – братья на век.

Обо и хадак в Монголии

В Монголии то ту то там встречаются кучи, а иногда и кучищи камней, набросанных вперемешку с денежными купюрами и конфетами.
Как правило (вернее всегда), в центре такой пирамиды стоит шест, к которому привязаны разноцветные ленты.
Видел подобное в Бурятии. Спросил у водителя – это что, шаманские завлекалки?

– Нет, говорит, – это уже будийская тема, обо называется. Каждый, кто хочет получить благословение небес должен обойти кучу по часовой стрелке и кинуть подношения. Обычно это конфеты или водка – водку плещут небесам, а потом на все 4 стороны.
– А ленты?
– Это хадак. Синий означает небо, белый душу, красный отвагу, желтый богатство.

Однако, синий хадак нам бы сейчас не помешал, – подумал я, стоя под моросящим дождиком. Потом взял из рюкзака бутыль виски и раздал каждой стороне света… и ещё небеса смочил.

Баранина в Монголии

Асфальт постепенно закончился.
Вернее, закончился он в поселке, название которого я естественно забыл. Одна достопримечательность – аэродром. Почти зарос бурьяном. А ведь когда-то (во времена СССР) сюда летали АН-2 из Улан Батора.

В этом поселке мы купили мяса.
Баранина, килограмм стоит около 2 долларов.

– Что-то ваша баранина излишне пахучая. В смысле козлятиной пахнет….
Открою секрет: я большой поклонник баранины. Был. Но после супа с пельменями из муфлона (козла), который я съел в столовке, хоть и запил это всё обильно водкой…. мне кажется, что меня преследует этот запах. И вид мяса вызывает у меня рвотный рефлекс.
– Да ты что!…

И тут начался экскурс в процесс разделки туши барана или ягненка.
Сначала было сказано, что корейцы, китайцы и прочие народности не умеют забивать скотину:

– Они им горло перерезают и оставляют привязанными вверх ногами так, чтобы кровь вытекла…

– Любишь кровушку пить? – не удержался съязвить я, но водитель не обратил на это внимания.

– Сначала режут кожу барана на животе….

– Неужели ему не больно? – опять перебил я

– Не знаю, я же не баран… Вот, после того как сделали разрез, засовывают туда руку и лезут ей в сторону позвоночника. А там есть две артерии. Так вот, надо почувствовать, которая пульсирует. Взять её крепко и оторвать.

– Опа…, – только и смог я сказать. Представил, передёрнулся, но не отступать же.

– Ну и почему это хорошо?

– А потому, посмотри сам: наше мясо красное, так как в нём есть кровь, а у горцев оно белое, так как вся кровь вытекла.

– Круто. Я наверно сегодня откажусь от обеда….

Дикая Монголия

И вот началась та Монголия, которую я представлял себе на основе произведений к/ф Монгол, Урга территория любви, книги Чапаев и Пустота… Хотя последнее скорее барона Унгерна касается – о нём пытал водителя постоянно, впрочем как и про клад Чингисхана – это вообще из других источников.

Про Монголию я много в детстве читал.
Начались сопки поросшие елью, начались прыгающие по валунам речки, начались поля от сопки к сопке с газонной травой из серии “гольф”.

Джип мерно взбирался по проселочному тракту, огибая черную пемзу застывшей лавы, которой тысячи лет.

Такая дорога – не асфальт. На каждом шагу взору открывается что-то новое: пейзаж, зверёк, птица, сопка. И как хорошо, что здесь мало людей.

Монгольская деревня

– Сергей, пообедаем? – голос водителя прервал мои любования за окнами джипа.
– Почему нет, а где?
– Сейчас будет посёлок. Там мои знакомые живут – я их предупредил, что заедем.
Почувствуешь монгольское гостеприимство заодно.

Конечно же. Я так и хотел – побыть в семье. Не показушной, для туристов. А настоящей. Итак, время кушать и пить горькую.

Поселок ничем не отличается от виденного в последней поездке на Байкал: такие же не асфальтированные улицы, разноцветные крыши, и всякий хлам во дворе словно тут деревня Плюшкиных живёт.

Изба, вернее дом – добротный из цельной лиственницы. Внутри предсказуемо дёшево с китайскими светильниками на потолке и линолиумом. Но всё же получше. чем в нашей российской глуши.

И народ – не старухи с пьяными дедами: молодые относительно (кстати, узнал возраст водителя – ему то же как мне 46, но выглядит он как мой дедушка (царство ему небесное).

Хозяйка при виде нас зашуршала. Поставила к расписному сундуку, застеленного клеенкой, низенькие табуретки.

На стол метнула алюминиевый тазик бууз – это вариант бурятских поз и плагиат китайских цзяоцзы – пельменей на пару. Отверстие сверху для выхода пара.

Нехитрая начинка из рубленной баранины, но свежаааак. Да, свежак, да с холода и дождя около весело трещащей печки-буржуйки. Это то что надо.

Достаю чекушку Финляндии. Будешь? Как хочешь.
Беру пиалу из под чая и наливаю холодненькой. После кладу руками себе в тарелку несколько бууз и сверху лечо, привезённое с собой (мой инклюзив, однако).

Ем первую, обжигаюсь соком. Вставляет сразу и без водки.
Выпиваю пиалу махом и ещё один буус в рот.
Вся морда в томатной пасте. Водитель даёт тряпку – салфеток нет. Потянет.

Вот так, за разговорами о политике, экономике и женщинах приканчиваем тазик и полбутылки водовки…
Ву!!!
Теперь бы поспать… Но впереди ещё 50 км сложной теперь дороги

Как готовят сурка в Монголии

Легенда гласит, что жил был храбрый воин, который мог поразить любую цель из лука. И вот однажды сказал он всем – я подстрелю Солнце. И прицелился он в Солнце, и натянул тугую тетиву, и выстрелил и стрела точно бы попала бы в Солнце, если бы не ласточка.

Ласточка оказалась крайней так как сбила прицельный полёт стрелы. С ней ничего не произошло – полетела по своим делам. А храбрый и меткий стрелок поклялся:
– Если я не убью эту проклятую птицу, то отрублю себе большие пальцы на руках и буду жить под землёй.

Минул год.
Стрелок так и не смог попасть и убить ласточку.
Вот и появился на свет сурок….

Убивать сурков запрещено так как их уже почти всех съели. Поэтому приходится связываться с браконьерами, чтобы повторить процесс готовки с видео.

Сам процесс покупки сурка напоминает процесс покупку марихуаны: оглядываясь заходим в подворотню. Там нам вручают полиэтиленовый пакет с тушкой, берут 45000 и исчезают.

Надо проверить – не больной ли сурок. Это делается путём визуального осмотра подушечек лап. Если они черные – всё хорошо и сурок был здоровым как бык. Ну, а если они красные, то есть шанс заразиться какой-нибудь чумой или сибирской язвой.

Но мы все равно лоханулись – нас провели как студентов: обязательно надо убедиться, что сурка застрелили в голову. Делается это так: надуваешь сурка как воздушный шарик через то место где была когда-то голова (не перепутайте с противоположным!) и становится понятно: герметичный или нет ваш зверь. Наш оказался дырявым как решето.

Шмальнули в него дробью, не иначе… Но это тоже лечится: латаем подручными средствами – типа жгута для автомобильных покрышек.

Каракорум

Древняя столица Монголии – Каракорум
Стоит ли её посетить?
Не стоит. Ничего очень сильно интересного, чтобы переться 350 км из Улан Батора сюда.

Если только по пути на 30 минут заехать. Сфотографировать стену, бурьян на территории и несколько зданий не оригинальной архитектуры “пагода”.

Ну, и если вы верующий буддист, то сможете крутануть барабаны с мантрами, а так же посмотреть на большой горшок из бронзы, в котором готовили еду для 200 монахов.

Рядом несколько ресторанов: Dream World (в момент моего визита сюда был закрыт и охранник помахал перед моим носом метлой, чем-то огорчённый) и ещё пара при кемпингах.

В кемпинги привозят старичков и старушек из Европы и США, так чтобы они немного в шкуре монголов побывали. Юрты с кондиционерами и обогревателями. Туристы ходят открыв рты на макет монгольского война в латах, стоящий в ресторане.

Кормят отвратительно – комплекс. Обслуживание таково, что персоналу видимо так эти деды надоели, что с их лиц навсегда стёрта улыбка и как ботакс капает на пол ненависть к посетителям

Вместо посещения древней столицы Монголии, города Каракорум , я посоветовал бы попробовать подоить яка.
Увлекательное занятие я вам доложу.

Национальный парк Горхи-Тэрэлж

От Улан Батора ехать минут 30-40. Главное выехать из Улан Батора. Пробки здесь похуже чем в Москве.

Оплатив въезд и заехав в парк мгновенно расслабляешься после столицы. Тут мало машин. Красивая природа. Много мест где остановиться: посоветую гольф-отель UB-2. Не дорого – примерно 80 долларов за сингл. В лесу. На дороге стоят тетки и продают ягоды (сейчас пошла черника в Монголии).

Используя UB-2 как базу, можно в течении дня побродить или поездить на лошади по окрестностям. В парке есть озеро, есть река. Относительно рыбалки не знаю. Не видел – монголы рыбу не ловят.

Долина, по которой проходит дорога, окружена красивыми округлыми скалами. Здесь находится знаменитая скала-черепаха, возле которой назойливые торговцы будут предлагать вам сделать совместную фотографию с орлом за 1000 тенгэ.

Вообщем можно провести день и ночь. Годится для тех, кто проезжает Монголию транзитом и хочет в ней отметиться.

Хорхог

В этом месте я решил попробовать хорхог . Это национальное монгольское блюдо из тушенной баранины с картошкой, молковкой и капустой. Делается в бидоне.

Делается на 6-10 человек.
Так как я заказывал на себя, то мне сделали лайт версию.
Знаю, что сделали не правильно.
Но больше чем вкусовые качества блюда – это блюдо я хорошо знаю как ягнятина под-сачем в Черногории и Хорватии, или как куэрдак в Казахстане – меня интересовало:

Зачем камни раскалённые класть в скороварку, если всё равно мясо тушится на огне?

На этот вопрос мне так толком и не ответили. Подозреваю, что раньше, когда скороварки были в дефиците, монголы действительно делали мясо с раскалёнными камнями, как это делают или козу (барана с камнями не делают, так как у него ложа лопается от жара).

Готовили в семье, которая имеет участок земли в национальном парке Горхи-Тэрэлж. С
ообщаю, что каждый монгол имеет право на бесплатный участок земли размером 70 на 70 метров.

Это не касается земли в Улан Баторе и в национальных парках.
Просто этой семье повезло, что их предки здесь жили. Семья сдаёт юрты горожанам, приезжающим в парк на пикник.

Одна из женщин сидит на корточках у дороги с плакатом GER и если есть интерес – провожает гостей на место.

Не знаю почему, но монголы привязаны к этим самым юртам.
У нас принято приехав на пикник сидеть на открытом воздухе, а они сидят и лежат в этих самых юртах.


Многие юрты снабжены спутниковой тарелкой и солнечной батареей. Но не в одной юрте я не видел душа и туалета.
Недоработка. Надо монголам поработать над этим вопросом.

Как разделать и скушать баранью голову

Написано отдельной статьёй: .

5 /5 (9 )

Приехали с нашего почти трехнедельного путешествия на машине.

Подготовка к путешествию

Подготовка нашего путешествия началась почти полгода назад, за это время мы немного подготовились для нашей поездки, а именно:

  • Установили шноркель.
  • Купили автономную зарядку - повербанк (проверенно на монголах, работает).
  • Накупили кучу запасных частей:
  • тормозной шланг - 1 шт. - не понадобился,
  • шаровая — 1 шт. - не понадобилась,
  • ремкомплект для тормозного суппорта с поршнем - не понадобился,
  • прокладка клапанной крышки - не понадобилась,
  • герметик двигателя - не понадобился,
  • хомуты металлические 3 шт. - один понадобился для крепления скобы втулки стабилизатора, вследствие утери болта крепления,
  • ремень приводной - не понадобился,
  • ремень на вискомуфту - не понадобился,
  • фильтры (салонный, воздушный, масляный) - заменил воздушный фильтр после замены масла в двигателе;
  • масло в двигатель - поменяли масло в г. Улан-Удэ (отличная СТО на выезде, название не помню),
  • антифриз - не понадобился,
  • тормозная жидкость (помог монголам на микроавтобусе, у которых была пробита тормозная трубка). В последствии она мне самому понадобилась… Пришлось докупать в с. Акташ.
  • Свечи 4 шт. - не понадобились,
  • ремкомплект для ремонта шин - не понадобился, доехали без проколов, хотя ехали более 30 км по острым камням в местах, где заблудились!
  • Активатор топлива Моторесурс 200 мл. - 3 шт. на 600 литров топлива (использовали только 1,5 упаковки).
  • Получили международные права - так и не понадобились, никому они не нужны там. Монгол вертел их, вертел и решил отпустить нас, все равно ничего не добился.
  • Поменяли масло и фильтр в АКПП.

Начну с того, что наш маршрут по пути следования менялся в основном в большую сторону, с заездами в интересные места.

Часть 1. Дорога по России

День первый

Наше приключение-путешествие началось 17 июня в 15.00, старт из г. Новосибирска (Академгородок).

Заправили полный бак АИ92, одну канистру 10 л., и поехали…

В первый день почти ничего интересного, кроме досадных трещин на лобовом стекле от бешенной «воровайки», которая, не доезжая Журавлево, выехала на обочину во время укладки асфальта. От нее и прилетело два камня размером с куриное яйцо… Думал, разобьет сильнее, но отделались паутинкой 2.5 х 2.5 см. Нужно будет засверлить, пока нет трещин по всему стеклу.
Первая ночевка у нас была на озере недалеко от г.Мариинска.

День второй

С утра муж пробовал поймать рыбу, результата ноль, у соседа пару карасей с ладошку. Позавтракали и выдвинулись дальше.

Большинство крупных городов проходили в обход. Так было и с Красноярском.
Следующая наша ночевка была на реке Бирюса (наконец-то узнал, где протекает речка, в честь которой называется холодильник у меня дома).

Кстати, не зря холодильник был назван в честь этой речки. Остановились сразу, переехав мост. Водичка чистенькая, берег, правда, весь в мусоре, пришлось немного прибраться… Часть увезли до ближайшей урны, часть сожгли на месте.

Одно из мест, которые мы хотели увидеть - это озеро Байкал.

В планах у нас было проехать по берегу оз. Байкал и остановиться в городке Байкальск, но мы решили изменить свой маршрут и посетить о. Ольхон.

В итоге мы выехали из Иркутска в село Сахюрта, от куда идет паром до о. Ольхон. Добрались до деревни примерно в 22.45, в селе, недалеко от парома, нас остановил экипаж ДПС, проверили, что водитель трезвый, и отпустили нас. Очереди нет, заехали на паром примерно в 22.50 и сразу же направились на другой берег.

Паром оказался бесплатный. Добравшись до берега, мы поехали по навигации Maps Me до села Хужир. Дорога, мягко сказать, плохая… Порой ехать можно было не более 20 км/ч, не додумались сразу снизить давление в шинах.

Приехали в Хужир, покружили по улицами, пытались выехать на берег… Но, т.к. на дворе ночь, дороги не нашли. Поехали на окраину села… Показался сосновый лес, решили переночевать прямо в лесу.

День третий. Байкал

Наутро поехали, купили продукты и сувениры в самом крупном супермаркете на острове. Заехали на ул. Байкальская, 58, отведали самые вкусные позы, которые были приготовлены специально для нас.

Ну и, конечно же купили омуля г/к, х/к и вяленого (от 100 руб. за шт.).

Для того, чтобы покататься и сделать фото Байкала, взяли на прокат 3 велосипеда, стоимость 100 руб./час за шт.

Посетили местный пляж… Попытались искупаться, но не тут-то было - температура воды +9°С. Муж с сыном заходили по колено, дальше не рискнули. Я же окунулась полностью. Секунд на 10, больше мой организм неподготовленный не позволил. Хотя я люблю контрастный душ, но тут он запротестовал.

Еще одну ночь провели на острове, но уже ближе к парому, на песочном берегу в безлюдном месте.
На следующий день удачно добрались до села Сахюрта на пароме, встретили экспедицию из Китая на 5 машинах, они путешествуют из Маньчжурии до Байкала и обратно.

Пока ждем паром, решили поддуть колеса для асфальта. Местные внаглую рвутся без очереди. Кстати, автобусы, маршрутки и спецмашины на паром пропускают без очереди.

Выехали в сторону г. Улан-Удэ. Сделали фото Байкала с обзорной площадки.

До Улан-Удэ добрались уже ближе к вечеру. Оказывается, еще и время на час вперед надо было перевести.

Через какой-то сайт по бронированию гостиниц забронировали номер в маленьком отеле под названием «Кемпинг» (находится практически сразу на въезде в город, в район Советский). Приехали на место - администратор удивилась тому, что у них можно что-то забронировать в интернете. В общем, заселились в полулюкс за 1100 руб +200 руб. ребенок (до 7 лет бесплатно), за это мы получили: туалет, душ в номере и чистая постель, это все, что нам нужно на ночь. Правда, с горячей водой нам не повезло. Ну, я-то натренированная Байкалом, я и так помыться смогла.

День четвертый. Граница

На выезде из Улан-Удэ заехали на СТО поменять масло. Поменяли за 20 минут, масло и фильтр свое. Льем уже на протяжении 50 тыс.км ZIC X7 LS 5w30, покупаем 6-ти литровую канистру — очень удобно, остатка после замены как раз хватает на доливку до следующей замены 9-10 тыс.км. Расход до 1 л. на 10 тыс.км. считаю нормальным, тем более, эксплуатация порой бывает тяжелая.
По пути к границе вот такая красота стоит в Бурятии, почти возле дороги.

Теперь наш путь лежит в приграничный городок Кяхта.

Ура! Мы в г. Кяхта.

Заправились, накупили продукты в местном магазине типа Метро, отправились на прохождение таможни. Простояли минут 20 перед первыми воротами. Монголы внаглую едут напролом на грузовичках.

Нас запустили, мы поехали на досмотр… К нам подошла женщина с экшн-камерой и проверила содержимое наших вещей, также узнала у нас, не везем ли мы чего запрещенного. Вещи из багажника пришлось выложить. Там был подозрительный чемодан с нашими вещами и спорт. сумка с инструментами. И, кстати, действительно в чемодане лежали фейерверки сына, которые я на днях забирала с РЦР. На этом досмотр был окончен. Все работники, хочу заметить, к русским относятся очень приветливо. У нас с собой было 3 канистры: 1- 20 л. с водой, 2- 20 л под бензин пустая, 3 - 10 л. с бензином, ранее читали, что привезти можно только 10 л бензина. Однако у нас не проверяли ни что в канистрах, ни то, наполнены они или нет. Осмотр машины прошли, пошли оформлять документы и проходить паспортный контроль.

В машине установлена стационарная рация 27мгц (СИ-БИ) и 2 переносных рации — несколько раз спрашивал, нужно ли их как-то декларировать, ответили, что нет.

При оформлении документов, если вы собираетесь выезжать через другой пункт перехода, то обязательно укажите на это. Вам выдадут небольшую наклейку с бар-кодом, она вам понадобится, когда будете проходить границу обратно в Россию, иначе вроде как ваша машина будет стоять на контроле в таможне.

Далее, сразу за нашей таможней, располагается монгольская таможня, после шлагбаума и пересечения мутного брода (вроде как дезинфекция) возьмите бумажку, сразу на въезде будет будка. Далее опять проходите досмотр, но уже монгольской стороной, опять выворачивать машину, проходите паспортный контроль, заполняете мини-анкету, далее платите 60 руб. за грязную лужу, по которой проезжали.

Ставите все необходимые печати и выезжаете за пределы границы.

Сразу после шлагбаума к вам бежит женщина, которой нужно заплатить транспортный налог 10 000 тугриков или 300 руб. (лучше сначала поменять рубли в тугрики, будет дешевле, поменять можно буквально в 20 метрах в обменном пункте). Оформление страховки находится в 10 метрах. Я заплатил 1150 руб. (указал реальный объем). Поменяли рубли в тугрики… Стали миллионерами - курс 1 руб. = 39 тугрикам. (на границе с Ташантой курс был 1 руб. = 41 тугрику, в г. Мандал Гоби курс был 1 руб. = 37.75 тугрикам).

Ура! Наконец мы прошли границу… Из-за того, что мы протупили с бродом и не взяли сразу бумажку - мы проторчали 2 часа.

Что нужно из документов для прохождения границы в Монголию:

  • Заграничный паспорт на всех пассажиров и водителя.
  • Документы на авто - свидетельство о регистрации (тех. паспорт) - пластиковая карточка.
  • !Обязательно, чтобы вы являлись собственником авто, или в крайнем случае была оформлена нотариально заверенная доверенность.

Затраты : 10 000 бензин, Пробег: 2500 км.

Мы въехали в Монголию....

Часть 2. Монголия

Основная наша задача была - посетить памятник Чингисхана на окраине Улан-Батора, посетить пустыню Гоби и половить рыбу на чистейших озерах и реках. Мы выехали в сторону памятника Чингисхана на коне. Погнали...

Первый город был Сухбаатар, его мы проехали, не останавливаясь.

Что бросается в глаза при посещении Монголии - это безумное количество машин тойта приус и количество шиномонтажек на каждом углу - по-монгольски “Дугуй засвар”.

День пятый

Проснулись как-то рановато, в 4 утра, но уже было довольно светло, и вовсю паслись рогатые. Неподалеку стояли юрты.

За 100 км до Улан-Батора мы еще раз останавливались на ночевку.

День шестой. Улан-Батор

Город Улан-Батор встретил нас небольшим дождиком. Движение в городе отвратительное, да еще и в пробках провели часа два. Про движение в Улан-Баторе: на светофоре все останавливаются… на этом все правила заканчиваются. Пешеходный переход - как в Тайланде, если успел проскочить, тебе повезло… Но хотя может и повезти, и одна машина из ста тебя пропустит. При перестроении сигнал не включают. Правила проезда кольца наоборот, не так, как у нас. Перед нами по городу ехало учебное авто, доверху набитое начинающими водителями… Как же им было тяжело. Для общественного транспорта есть отдельная полоса, и даже ее умудряются занимать легковые машины, но автобусы едут без пробок.

В целом привыкнуть к такому движению можно через полчаса. Если есть опыт вождения у нас по центру города. Я старалась по городам не ездить, отдавала руль мужу.

В Улан-Баторе увидели вывески KFC и Бургер кинг - оставили в переулке домов авто и пошли по магазинам. Зашли в KFC, т.к. сын любит гамбургеры, а их здесь больше нигде не купишь. Сделали заказ: гамбургер и напиток 7500 тугриков (192 руб). Ребенок потом своим одноклассникам по вотсапу чек высылал, чтобы одноклассники поахали. Мы с женой решили попробовать буузы, зашли в первое попавшиеся кафе, там и отведали местную кухню - буузы и цай (зеленый чай с маслом и солью), на удивление чай понравился, отдали за все около 5000 тугриков - 130 рублей.
Моонтун бууз (600 тугриков за 1 шт.) мне больше понравились (чем-то на пянсе тесто похоже). Цай 300 тугриков.
Двух штук мне хватило, чтобы объесться.

Подкрепились и решили поискать достопримечательности.

Пытались сначала найти на карте, в какой стороне находится знаменитый памятник Чингисхану на коне, но монгольская карта не очень-то помогла нам. Интернета нет, мобильная связь стоит в районе 100-150 руб. за минуту, поэтому её отключили сразу после въезда в эту чудесную страну. Решили искать прохожих, которые говорят по-русски, т.к ездить по городу - это самоубийство (с таким движением и пробками). Через час был найден такой человек. Он рассказал, как проехать к памятнику, и даже показал на своем телефоне фото, мы сразу поняли что это то, что мы ищем.
После выезда из Улан-Батора,в сторону Баяндэлгэра через 40 км мы доехали до первой остановки.

Памятник действительно поражает своими масштабами.

Вход для нас троих вышел чуть больше 20 000 тугриков (530 руб.), детям дешевле.
При входе вас встретят гиды, которые разговаривают на английском и русском языках - расскажут вам все бесплатно.
На первом этаже располагаются магазины с сувенирами, цены, кстати, вполне адекватные - низкие. Рядом есть прокат национальной одежды всего за 3000 тугриков (75 руб.). Здесь же располагается самый большой монгольский сапог и кнут.

На втором этаже есть ресторан и туалет. Выше располагается лифт и лестница для подъема на смотровую площадку, которая располагается в голове у коня.

На цокольном этаже располагается музей с двумя комнатами, в одной из которых можно посидеть за столом, как настоящий хан, и сделать замечательные фото, а в другой находятся редкие артефакты, и фотографировать нельзя…

Пустыня Гоби

В г. Мандалгови мы поняли что тех денег, что мы поменяли на границе - 10 000 руб. = 390 000 тугриков нам до конца не хватит. Решили заехать в банк и поменять.
Нашли в навигаторе банк и поехали к нему. Около входа в банк была небольшая толпа.

Внутри, конечно, же никакого табло с курсом обмена не висит… Подходите, показываете свои бумажки и меняете, взяв электронную очередь.
Мы попали, похоже, в такой день, когда все население города пришло получать пенсию, пособия, зарплату и прочие выплаты. Люди пожилого возраста одеты в национальную одежду - они в ней ходят постоянно, а не только по праздникам. Одна из монголок отдала нам корешок электронной очереди, что сократило наше ожидание примерно на 1-2 часа. Мы показали наши бумажки по 5000 р. оператору и ждали положительного ответа с ее стороны. В итоге поменяли 15 000 рублей на 550 000 тугриков.

В банках самые невыгодные условия. Но делать нам было нечего, деньги на исходе, а мы отправляемся в сердце пустыни.
По дороге заехали в придорожное кафе. Мы, как обычно, с мужем буузы заказали с цаем. А сыну попросили мясо с рисом и липтон.
Вот что нам принесли.

Ребенок, конечно же, все этого не съел, а стоит это блюдо 5500 тугриков.
Буузы тут по 500 тугриков.

На въезде в Даланзадгад нас остановили полицейские. В этот момент я была у руля. После остановки муж открыл окно с пассажирской стороны, передал полисмену страховку и международные права свои, хотя я за рулем… Полисмен посмотрел на страховку, отдал назад, посмотрел на права, не разворачивая (внутри есть фото и указанны доступные категории), судя по виду, не понял, что же ему передали - вернул права и ушел. А мы двинули дальше.

Вот первое и последнее знакомство с полицией Монголии. Ни одного полицейского с феном (радаром) на нашем пути обнаружено не было…
После того, как мы проехали город Даланзадгад, асфальт сказал нам "пока".

В районе Даланзадгад или Гурвантэс (уже смутно помню) наш навигатор завел нас в тупик. Ну как тупик… Попросту перед нами оказался бархан высотой с 4-5 этажный дом. Оставили машину и пошли делать красивые фото.

Бензин на исходе… В канистрах 29 литров, а еще надо выбираться.

Поехали назад, навигатор растерялся. Поехали с монгольской картой спрашивать дорогу у ближайшей юрты. Подошел к нам монгол и его дочь, посмотрели карту… Но ничего не смогли на ней показать. Попросил бумажку и ручку (по-русски не говорит и не понимает), нарисовал нам примерный путь… Мы ничего не поняли. Махнул на нас рукой, сел на мотобайк и показал ехать за нами. Проехали километров 30, он остановился и показал следовать по линии электропередач. Спросил, откуда мы, мы сказали - из России. Правда, слово "Россия" не понял, но после слова "Москва" он улыбнулся и показал “класс”.
Ура! Мы вышли на дорогу, которая есть в нашем навигаторе.

Проезжая пустыню Гоби и вообще, катаясь по грунтовкам Монголии, можно увидеть много пустых бутылок от водки (по-монгольски - Архи), откровенно пьяных за рулем увидели только в г. Ховде, точнее, на выезде из города. Стояла машина полицейских, похоже, была “облава”, рядом стоял 200 крузак, водитель которого еле-еле держался на ногах… Тут пахло как минимум 1-2 выпитыми бутылками «архи».

Заезжая в монгольские города, а тем более, села, мы всегда были в центре внимания, иногда даже люди из домов выходили, чтобы на нас посмотреть, как будто цирк с клоунами приехал.
В городе Баруун Баян Улан мы в очередной раз просили помощи у местных. Но такое чувство, что они первый раз карту своей страны видят.

Кое-как поняли направление, двинулись опять по высоковольтным столбам. Но мужу захотелось попасть на озеро, на которое он так стремился после Даланзадгада, недалеко от Богд сум, озеро Орог. Но до него мы так и не доехали, там очень плохая дорога, ямы и холмики, по которым нужно ехать до 5км\ч. И пока мы пытались приблизиться к этому озеру, мы снова наткнулись на пески.

Здесь песок мелкий и белый. Вечерело, и мы решили ставить палатку на песках.
Вечером песок холодный, а днем босыми ногами не встать, очень раскаленный.

День седьмой

Утром мы направились в г. Богд, в сторону г. Баянхогор. В степи встретили одинокостоячий указатель.

В Богте мы затарились напитками в магазине.

Рядом перекусили в местном кафе.
Ребенок ел сосиски в кляре (1000 тугриков), я, как обычн,о буузы (500 тугриков) с цаем, а муж заказал себе блюдо за 5500 тугриков.

Двинулись в сторону г. Алтай. В Баянхогор мы не заезжали. Там ведутся дорожные работы. Кладут асфальт.

Недалеко от города Жинст стоит малебн.

Карта показывала там хорошую асфальтированную дорогу. К 12 часам ночи мы все-таки добрались до нее. За 40км до города Дэлгэр. Поставили палатку на ночь. Погода начала портиться. До России совсем недалеко. Об этом нам напоминал ветер и собиравшиеся на небе тучки.

Следующую остановку планировали на озере возле города Ховд.

Недалеко от города Ховд есть замечательное озеро Хар-Ус нуур . Нашли место около берега и поставили палатку. Наутро удалось поймать всего 3 рыбки на удочку… Потому что рыба клевала только на муху (живую), а они кончились Что за рыба, мы так и не поняли… Но похож на Османа.

В связи с усталостью экипажа было принято решение ехать в сторону границы с Россией.

Снова граница

Подъехав к границе в г. Цагааннуур в 17.45, узнали, что время работы подходит к концу, и нас не успеют пропустить.
Развернулись и поехали искать ближайшее место ночевки.
Приехали в районе 12 часов, конечно же, попали на обеденный перерыв. Пообедали рядом в кафе. В меню только буузы и чай зеленый с молоком. Взяли 5, потом еще 5 и еще 7, в итоге съели на троих 17 бууз и выпили 1,5 литра чая.
Буузы маленькие, по 300 тугриков за шт.

За нами выстроилась колонна из 6 машин с русскими номерами - 42, 174 регионы. Оказалось, они тоже путешествовали по Монголии. Рассказали, что недалеко от того озера, на котором мы останавливались, есть озеро Хяргас Нуур, на котором рыбу можно ловить руками. Причем довольно крупную. Мне, как рыбаку, хотелось вернуться, но жена и сын хотели в Россию. Есть повод поехать в Монголию еще раз, теперь я уже знаю, куда нужно обязательно заехать.
Монгольскую сторону таможни прошли довольно быстро, на этом пункте много кто разговаривает по-русски, всегда подсказывали что нужно делать. Досмотр быстрый, поверхностный.
Монгольская сторона пройдена.
Выехали за забор, опять разбитая грунтовая дорога.
Добравшись до российской стороны, проверили паспорта и передали на российскую таможню кол-во человек в машине, чтобы по пути никто не убежал. Как только въехали в российскую пограничную зону, начался отличный асфальт.
На российской таможне первой нас встретила представитель роспотребнадзора. В форме похожа она была на Мэри Поппинс из фильма. Пройдя контроль роспотребнадзора, отправились на паспортный контроль и досмотр.
Все прошли. Машину с контроля сняли.
Ура! Мы вернулись в Россию… То чувство, когда готов целовать родной асфальт.

Теперь наш ждет Горный Алтай.

По поводу чистой питьевой воды - ее мы всегда покупали в супермаркетах. 5-литровые канистры, стоят в районе 50 руб. Ну и, конечно же, прохладительные напитки - Фанта со вкусом ананаса, персика, яблока, винограда. Спрайт с мятным вкусом… Это вам не Спрайт со вкусом огурца, как в России.
Что понравилось из еды, купленной в супермаркетах: лапша б/п корейская (мы ее хорошо знаем, т.к. пару лет назад занимался оптовой продажей подобной продукции на территории РФ), паштет из чьей то печени (монгольского производства), верблюжье молоко, вкусный хлеб. Очень дешевый и хороший зеленый чай. В г. Улгее даже в продаже были куриные яйца производства наукограда Кольцово (сосед Академгородка в г. Новосибирске). Очень много корейских и китайских продуктов, все вкусное. Мне понравилось местное мороженое (может, потому что я в положении была, 16 недель) по 600 тугриков, вкус специфический, кисленький.
На подарки привезли пару бутылок водки "Чингисхан", в районе 14 000 тугриков (360 руб.) за шт., самая дешевая водка почти как у нас, от 190 руб. за 0,5.

Цифры:
Потрачено в рублях:
Топливо - 8 000 руб. или 312000 тугриков

Страховка монгольская - 1 150 руб. (если заезжаете со стороны г. Кяхта через Алтан Булаг, без нее могут не выпустить… Да и мне было спокойно с ней, кстати, объем двигателя не занижал, хотя можно было и меньше сделать, было бы дешевле).
Транспортный налог - 300 руб. (по сути можно и на 150 договориться).
Проезд по дорогам между городами (стоит будка со шлагбаумом - 150 руб. - один проезд 1000 тугриков (25 руб.) - можно объехать, так делает часть монголов.
Общий пробег - 7480 км. (ориентировочно около 1000-1500 км по грунтовкам, из них 300 км. по ужасным дорогам - камни, ямы где скорость не могла превысить 20 км.)
Топлива сгорело - ориентировочно 950 литров (примерный расход 12-13 литров).
Заправка почти полного бака обходилась в 100 000 тугриков.
Цены на бензин в Монголии - от 1500 до 1800 тугриков (т.е. от 36.5 до 44 руб. за 1 литр АИ92). Качество топлива не хуже нашего… проблем не было. Выше 92 найти можно только в крупных городах. Дизельное топливо дешевле 92 бензина. А газ с его монгольским наименованием «АХУЙ» стоит, как бензин АИ92.

Вот она, заключительная часть нашего маршрута.

Первый населенный пункт в России - Ташанта, делать здесь нечего. Доехали до Кош-Агача, тут закупились продуктами и заправились топливом.
Первым делом думали поехать на плато Укок, но, как всегда, не вовремя. Пропуск уже заказать не успеем, т.к. рабочий день в пятницу сокращенный, а на кпп вроде как сразу не оформляют. Ничего страшного, Алтай мы очень любим и готовы приехать еще раз.
Далее, т.к. карту с основными достопримечательностями мы благополучно оставили дома, ищем их по программе Maps ME в телефоне. Первое что нашли… Марс-2. Дорога составила менее 50 км, но какой интересной дороги… с учетом усиливающегося дождика. По дороге были и очень крутые подъемы, и крупные камни, не говоря про то, что нас несколько раз стягивало в кювет. Мы все-таки добрались до данной точки… Но, к сожалению, наши мечты не оправдались.

Кроме дороги, до данного места ничего интересного. Назад мы ехали по методу моего мужа… Он видел, где можно срезать и ехать по прямой. В одном из мест, где была раскисшая земля, нас начало стягивать в рядом протекающую речку Чаганузун, решили вернуться назад и ехать через перевалы. Фото не делали, лил дождь.
Далее поехали на наше место ночевки, около села Кош-Агач на реке Чуя. Поставили палатку, сверху дополнительно натянули тент. Так тент натянули не совсем правильно, утром слили литров 20-30 дождевой воды.
Рыбалка на сплетню опять в пролете. Пробовали накопать червей на удочку… Их тут тоже нет.
Далее едем в сторону Акташа, но вспоминаем, что год назад мы хотели посмотреть на ледник Актру. Возвращаемся до села Кызыл-Таш и едем в сторону перевалки альплагеря. Дорога не совсем плохая, до альплагеря иногда даже добираются пузотерки, правда, без потерь у них не обходится. На пути до перевалки машины встречаются только буханки, 469 уазы, уралы… значит, мы на правильном пути. По пути встретили: 1 мост, 3 брода (глубина не более 50 см, можно без шноркеля), далее началась дорога с крупными камнями и крутыми подъемами.

В броде находятся очень большие камни… Наезд незакрытой раздаткой о такой камень - возможность остаться здесь надолго. Как по закону подлости, ни одной машины, чтобы посмотреть, по какому из бродов лучше ехать.
Принимаем решение идти пешком, примерно 17 км туда-обратно. Ставим машину на перевалке и идем. Взяли в машине воды, забродники. Речка очень холодная и камни скользкие, я проверяла. Меня и сына перенес муж через брод на другой берег. Дорога до альплагеря тяжелая, подъемы, спуски, скользкие камни. На полпути начинается дождь, часть маршрута идет по лесу, немного промокли.

Сын не ожидал такой подставы. Если б знал, остался в машине сидеть.
Остается менее 1 км, уже отчетливо виднеется ледник.

Через 2,5 часа мы добрались. Жена с сыном отправились искать кафе, чтобы согреться и перекусить. Я направился до родника, чтобы пополнить запасы воды на обратный путь. Дождь усилился, я сделал пару фото памятника разбившемся сноубордистам в мае 2002 г. и памятнику всем погибшим альпинистам.

До самого ледника в такую погоду мы не пошли, да и время уже ближе к вечеру, а по темноте идти по тропе в лесу рискованно.
Выпив вкусного травяного горячего чая с блинами в кафе, мы отправились назад к перевалке.
Путь назад был намного легче, так как в основном были спуски, подъемов очень мало. Забродники мы оставили в начале пути, чтобы не тащить лишний вес. Находим их в сохраненных метках навигационной программы, забираем и идем к броду.
В целом, дорога хоть и сложная, но, имея хорошую защиту и шноркель, проехать можно.
Далее едем к гейзерному озеру. Доезжаем до базы "Отдых", проход к нему идет через болото, отдаем по 30 руб. за взрослых, дети бесплатно, и идем метров 300 до озера.

Делаем фото замечательного гейзерного озера и отправляемся дальше в сторону Акташа.
Добравшись до с. Акташ, поворачиваем в сторону Улагана, едем в сторону красивейшего из перевалов Горного Алтая - Кату-Ярык. Расстояние от Акташа до п. Кату-Ярык ориентировочно 100 км в одну сторону. Путь проходит через еще одну достопримечательность - Красные Ворота, но тут мы уже фотографировались год назад, едем дальше. По пути располагается большое количество баз отдыха. Все близлежащие озера находятся в аренде, поэтому с рыбалкой опять в пролете. Ближе к перевалу дорога портится, пузотерки плетутся по 15-20 км, аккуратно обгоняем их и едем дальше… Наша скорость по такой дороге 70-80 км, подвеска позволяет ехать комфортно. Большая часть маршрута проходит по асфальту, грунтовки всего 30%. Доехав до перевала, делаем фото, прикручиваем потерянный по дороге болт крепления стабилизатора.

По перевалу не спускаемся, смысла нет. Дорога через перевал идет к югу Телецкого озера, на которые мы не поедем, уже были. Еще одна причина, почему не едем в сторону озера - остаток бензина, который не позволит вернуться назад.
Далее наш путь проходит через водопад Девичьи слезы (Ширлак), здесь мы были, но решили еще раз посетить.

Останавливаемся у памятника шоферу, который мы обычно проезжали.

"Памятник за селом Белый Бом. Установлен герою известной песни про Кольку Снегирева. Посвящен всем водителям, погибшим на Чуйском тракте."

Останавливаемся на месте слияния Катуни и Чуи.
Перевал Чике-Таман проходим легко, машине со шноркелем дышать легче. Покупаем на перевале сувениры, чаи в подарок.
Перевал Семинский также на одном дыхании, здесь не останавливаемся, очень много народа. Монгольские товары продают в 5 раз дороже.
Ближе к с. Онгудай спускаемся к реке Урсул, спуск очень крутой, если будет дождь, то заехать назад будет трудно. Находим отличное место для ночевки.

По пути домой докупаем медовухи, чтобы отметить дома путешествие.

Далее едем домой, остановок больше нет.
При подъезде к Черепаново начался сильный дождь. Вот так нас встретил Новосибирск, отмыл от грязи. 4 июля в 22.00 мы приехали домой.
Огромная благодарность нашей машине, которая привезла нас домой и не доставила проблем в дороге!

После приезда первая мысль - куда едем в следующий раз.

Цена вопроса: 10 000. Пробег: 1050 км

31.08.17,
Aнечka ,
Новосибирск


Отличный рассказ! Но у меня вопрос по расходу бензина,
Топливо потрачено – 8 000 руб. , Топлива сгорело – ориентировочно 950 литров (примерный расход 12-13 литров).Цены на бензин 36.5 до 44 руб. за 1 литр.
Получается расход на бензин примерно 35 т. рублей, а у вас написано 8 000 руб.

Вкратце объясню девочкам и тем, кто ещё не в курсе: «Тойота Приус» - это гибридный японский автомобиль, в котором бензиновый двигатель дополнен электрическим. Процесс их совместной работы управляется бортовым компьютером, и основной (бензиновый) двигатель работает только тогда, когда в этом есть необходимость. И выключается, как только нужда в его усилиях отпадает - при движении на малой скорости (например, в пробках), во время остановки на светофоре, при торможении, при движении с отпущенной педалью газа или на уклоне и в других ситуациях, когда электродвигатель в силах справиться самостоятельно.

Благодаря этому гибридные автомобили экологичнее обычных машин с ДВС, но монголы, конечно же, покупают их не поэтому. А потому, что «гибриды» позволяют экономить на бензине, который, как я уже писала, в Монголии дорог. Расход у «Приусов» - от 4 до 6 литров на 100 километров, в зависимости от версии, сезона и манеры вождения. Езда в эко-режиме по длинным степным трассам позволяет местным жителям значительно экономить на топливе.

Есть у гибридных автомобилей один маленький недостаток (но он же и достоинство) - пусковой аккумулятор. Он используется для включения автомобиля - да-да, именно включения - и поддержания его функций, когда тот выключен (питание часов и сигнализации, например), поэтому постепенно разряжается. Так что «гибрид» не любит долго стоять без дела, его нужно «выгуливать» хотя бы раз в несколько дней, чтобы пусковой аккумулятор подзарядился. Особенно не любят бездельничать эти машины в холодное время года. Зато в режиме постоянной эксплуатации аккумулятор чувствует себя бодро, и машину не требуется ставить на регулярный прогрев в морозы, как обычные авто. Даже в -30° и ниже она включится без проблем - ей ведь не нужно крутить замёрзший стартер. Но возможности пускового аккумулятора сильно ограничены, и, например, «подкуривать» от «гибрида» обычный автомобиль нельзя, только собрата с такой же миленькой маленькой батареечкой. Так что если вдруг вам понадобится помощь такого рода, не надейтесь на «Приусы», ищите машину попроще м покрупнее.

Правительство Монголии покупку «гибридов» всячески приветствует. В принципе, в этой стране и так очень человечные пошлины на ввозимые автомобили - у них же нет своего «как бы автопрома, который изо всех сил нужно тянуть за уши, а значит, нет и необходимости в заградительных пошлинах на импорт. На гибридные же автомобили пошлина ещё ниже, чем на обычные. Более того, с июня 2016 года в Монголии отменена таможенная ставка при импорте новых автомобилей из Японии и налоги на японские же автомобили с пробегом менее 3 лет. Прекрасный пример грамотного регулирования импорта, когда поощряется ввоз более качественных товаров. Так что в ближайшее время эта страна заткнёт нас за пояс по количеству классных автомобилей на душу населения. По автомобильной экологичности-то, я думаю, уже заткнула. Эх, везёт же!

Девушка по пути домой из Владивостока решила на недолго заскочить в Монголию. Публикуем ее рецепт путешествия.

Цены актуальны на дату публикации. € 1 = 2864 монгольских тугрика

Почему Монголия?

Немногие путешественники посещают Монголию, а те, кто посещают, называют ее одной из самых впечатляющих стран, которые они когда-либо видели. Это была первая причина, по которой я поехала в эту страну. Вторая – в июне там проходил «Дом для всех»: проект Академии Вольных Путешествий, который периодически организуется в разных странах мира. В таком доме может бесплатно пожить любой путешественник. Меня привлекло это возможностью пообщаться с разными путешественниками и узнать от них что-то новое.

Русские путешественники и туристы Монголию не особо балуют. Я встречалась с такими, кто жил у самой границы с родиной Чингисхана, но ни разу там не был. А зря! Страннику будет что посмотреть в этой стране, а бонусом станет то, что большая часть населения говорит по-русски (многие в разговоре со мной называли Монголию 16-й республикой СССР).

Как добраться?

Главный аэропорт Монголии находится недалеко от Улан-Батора и называется Буянт-Уха – Международный аэропорт Чингисхан . В среднем самолет от Москвы в обе стороны стоит € 500, полет займет 6 часов. Гражданам Украины и Беларуси придется добираться до Монголии с пересадкой в Москве.

Другой вариант – это долететь до близлежащих к стране российских городов: Иркутска или Улан-Удэ. Сюда уже билеты на самолет будут стоить дешевле: порядка € 200. Из Иркутска до столицы Монголии уже можно добираться на поезде (€ 90), а из Улан-Батора на автобусе (€ 20) или тоже на поезде (€ 60).

Среди европейских туристов очень большой популярностью пользуется легендарный Транссиб – дорога от Москвы до Улан-Батора. Билет на поезд будет стоить € 260, путь займет чуть больше четырех суток. Поезд отправляется только по вторникам и средам с Ярославского вокзала.

Виза, валюта, жилье

Россиянам не нужна виза в Монголию, если они планируют посещать эту страну менее 30 дней. Украинцам и беларусам повезло больше: им виза не понадобится, если они планируют пробыть в этой стране менее 90 дней.

В качестве валюты тут используют те самые тугрики. На банкнотах изображен основатель Монгольской империи – великий Чингисхан. В целом с его именем или изображением ты будешь встречаться сплошь и рядом в Монголии – в названиях гостиниц, магазинов, пива и разных блюд. Монголы до сих пор очень любят и чтят Чингисхана.

«С именем или изображением Чингисхана ты будешь встречаться в названиях гостиниц, магазинов, пива и разных блюд»

Большинство гостиниц Монголии сосредоточено в столице – Улан-Баторе, тут можно найти жилье на любой вкус и кошелек. Так, самый дешевый хостел будет стоить от € 3, а «президентский люкс» в гостинице «Улан-Батор» обойдется в € 500. В целом каучсерфинг по стране тоже стоит искать только в Улан-Баторе. Правда, тебе могут попытаться продать через каучсерфинг какой-нибудь тур по стране – будь то в пустыню или же к настоящим кочевникам, не соглашайся. Лично мне поступило много таких запросов (я даже вспомнила , где была ровно такая же ситуация с каучсерфингом), но писали и обычные монголы, которые с радостью приглашали меня к себе домой. Так я останавливалась у мужчины, который заведовал хостелом, где познакомилась с крутыми ребятами со всего мира.

Транспорт

Про транспорт в Монголии много не напишешь, просто потому, что он отсутствует. По городу и на маленькие расстояния ты вполне можешь доехать с помощью автобусов, а вот если захочется поехать в пустыню Гоби или в какие-то другие интересные города, то тут единственный вариант – это машина (либо автостоп, либо аренда).

На мой взгляд, автостоп в Монголии прекрасный, люди подбирают очень охотно. Но тут придется столкнуться сразу с тремя сложностями – иногда эти же прекрасные люди будут просить у тебя денег, вторая – в отдаленных от Улан-Батора частях трафик намного менее оживленный. Один раз мне даже пришлось ждать одну машину два часа. Третья сложность в том, что дорог в некоторых частях Монголии нет совсем.

Если автостоп не для тебя, то выбирай аренду машины. Средняя цена машины на трое суток на bookingcar составляет € 300. В менее известных сервисах можно арендовать машину от € 70 за сутки. Самым выгодным вариантом будет аренда «Буханки», поскольку туда может поместиться до 8 человек.

Маршрут

Мне не хотелось ехать в пустыню Гоби, потому что я уже была в Сахаре, поэтому я строила свой маршрут таким образом, чтобы провести в стране как можно больше дней и посмотреть как можно больше интересностей. Заезжала в Монголию я из Улан-Удэ, а выезжала в Кызыле.

Улан-Батор (4 дня)

Приготовься: Улан-Батор – это практически единственный город в Монголии в том понимании, в котором мы привыкли его видеть. Здесь – уникальное сочетание советских высоток вместе со стоящими рядом маленькими юртами.

В Улан-Баторе можно застрять надолго, особенно если вокруг тебя хорошая компания! В хостеле, где я жила по каучсерфингу, было много классных иностранцев. Иногда я могла проводить полдня, не выходя из дома и общаясь с ребятами. Просто удивительно, насколько иностранцы тащятся по Монголии! Возможно, нам стоило бы перенять это? В мою последнюю ночь в хостеле мой хост приготовил на нас всех голову барана – это настоящее монгольское лакомство, которое не было похоже на все то, что я когда-либо пробовала раньше. Помимо самого мяса, я впервые ела бараньи глаза и мозг. Звучит ужасно, но на самом деле это очень вкусно и стоит обязательно попробовать!

«Помимо самого мяса, я впервые ела бараньи глаза и мозг. Звучит ужасно, но на самом деле это очень вкусно»

Помимо зависания в хостеле, в Улан-Баторе есть много интересного и для культурного путешественника. Начни с центральной площади Чингисхана, где находится памятник национальному герою Монголии – Сухэ-Батору. Отсюда можно пешком дойти до Национального музея истории Монголии (Juulchin 1) . Сюда стоит прийти, чтобы посмотреть на быт монголов с доисторических времен до наших дней, вход в музей € 5.

От музея истории можно отправиться к другому музею – динозавров (Independence Square, 5th Khoroo, Chingeltei District/Чингэлтэй дүүрэг 5-р хороо) , вход – чуть меньше € 2. На территории Монголии ученые нашли множество останков динозавров и познакомиться с ними можно в этом музее (это же кости самых настоящих динозавров!).

Закончив знакомство с динозаврами, пройдись к Зимнему дворцу Богды-гэгэна (Khoroo 11) , где можно увидеть, в каких условиях жил последний император Монголии. Прогулка из центра займет примерно полчаса, но лучше-таки идти пешком, потому что в Улан-Баторе страшные пробки. Стоимость билета в музей составляет € 3.

От дворца тебе будет рукой подать до памятника боевой дружбе советских и монгольских войск Зайсан (гора Зайсан) . Отсюда будет здорово встретить закат и увидеть свысока весь Улан-Батор.

Насладившись исторической частью Улан-Батора, второй день можно спокойно посвятить буддистскому аспекту. Начни с самого большого буддистского монастыря Монголии и с первого религиозного центра страны – монастыря Гандантэгченлин . Здесь постоянно проживают больше 600 монахов и проводятся различные буддистские ритуалы. Монастырь прославился в том числе благодаря полой 26-метровой статуе Будды из меди и золота. Вход сюда обойдется тебе в € 1,25. Помимо этого монастыря в Улан-Баторе много маленьких дацанов, но они менее интересны для путешественника.

Отдельный расслабленный день можно выделить на шопинг. Для этого приходи на рынок Наран тул (Khoroo 14) . Здесь можно в первую очередь закупиться на дальнейшее путешествие по Монголии, а также просто купить национальные сувениры. Помимо всего прочего, тут можно найти кости динозавров, изделия из верблюжьей шерсти и шерсти яка, национальные платья. Осторожно: на рынке орудуют карманники, поэтому держи все свои вещи впереди себя и ни за что не упускай их из виду!

Национальный парк Горхи-Тэрэлж (2 дня)

Побыли немножко в городе и хватит, пора ехать на природу! Благо в Монголии только одна природа и есть, а также множество национальных парков. Доехать до Горхи-Тэрэлж можно на автобусе, который будет стоить чуть меньше евро, ехать примерно два часа.

Парк очень красивый: между гор пасутся сами по себе верблюды, а кто-то даже предлагает покататься на них. Наибольшую известность парку принесли скалы необыкновенной формы, созданные природой.Также внутри парка находится буддийский храм Арьяабал , куда стоит обязательно заглянуть! Это место силы, место, где отдыхает душа и тело. Во время подъема к храму тебе придется преодолеть 100 белых и 8 черных ступенек, в это время тебя будут окружать деревянные таблички, на которых написаны буддистские мудрости.

Остаться можно тут же, в парке. Сейчас тут понастроили множество туристических баз, которые предлагают отдых, в том числе, в национальной юрте (будет стоить от € 30). Я же положилась на авось и во время автостопа познакомилась с чудесной семьей, которая позволила мне пожить в своей юрте.

Поездку в национальный парк советую совместить с поездкой к статуе Чингисхана в Цонжин-Болдоге . Это самая высокая конная статуя в мире. Помимо осмотра статуи снаружи ты можешь зайти внутрь, где тебя будет ждать музей, посвященный Чингисхану, а также можно забраться на смотровую площадку наверху статуи. Вход внутрь € 3.

«Огромные дюны и свистящий ветер – это то, что позволит тебе почувствовать себя в самой настоящей пустыне»

Национальный парк Элсэн-Тасархай (1 день)

Если ты, как и я, не хочешь тратить много времени и денег на посещение Гоби, езжай в парк Элсэн-Тасархай, где ты сможешь увидеть кусочек пустыни. Ехать от Улан-Батора сюда порядка четырех часов и вот сюда уже не ходит общественный транспорт, поэтому у тебя два варианта: автостоп либо аренда машины. Огромные дюны и свистящий ветер – это то, что позволит тебе почувствовать себя в самой настоящей пустыне. Ночью же здесь как никогда ярко светят звезды. Чтобы увидеть это все, бери с собой палатку, либо напросись на ночлег к местным кочевникам.

Хархорин (1 день)

Из парка будет удобно доехать до Хархорина – древней столицы монгольской империи в XIII веке (которая раньше называлась Каракорум). Несмотря на былое величие, сегодня город выглядит как обычный поселок и в целом тут делать нечего. Будет интересно тут тем, кто хочет увидеть место, где становилась Золотая Орда и начинался путь Чингисхана. Тут стоит побывать на руинах древнего города Каракорум, от которых, к сожалению, мало что осталось, взглянуть на монастырь XVI века Эрдене-Дзу. Также сюда любят приезжать, чтобы посмотреть на огромный каменный фаллос, торчащий из земли. Фаллос направлен к лощине, которую местные называют женским лоном. С этим своеобразным «памятником» местные связывают сразу несколько легенд. По их словам, бездетная женщина должна посидеть на фаллосе, молясь, чтобы у нее появились дети, – и тогда, говорят, проблема разрешится. Другая легенда гласит, что тут раньше находился мужской монастырь. Фаллос стал напоминанием монахам, чтобы они научились усмирять свою плоть, вместо того чтобы бегать на свидания к девушкам из соседнего села.

Улаангом (2 дня)

Поскольку монгольская граница с Россией не работает на этом КПП по выходным, то мне пришлось подольше застрять в Монголии. Улаангом маленький, ничем не примечательный городок, куда часто ездят россияне для закупки китайских товаров. Тут есть гостиницы, в которых можно остановиться за € 2, я же расставила свою палатку рядом с речкой, протекающей за городом. Тут же стояли «летние дачи» – юрты монголов, а также паслись целые стада коров, лошадей и яков.

Остановиться здесь стоит, чтобы пообщаться с милыми монголами, попробовать себя в качестве пастуха, пасущего скот (мне разрешили бесплатно прокатиться на лошади, погоняя медленных коровок!), и просто отдохнуть от только что совершенного большого путешествия по Монголии.

Лайфхаки

Не стоит покупать тур, чтобы побывать в настоящей монгольской юрте. Монголы очень приветливый народ, и они пригласят тебе просто так к себе домой, если ты им понравишься.

Не жди от монгольских супермаркетов ничего интересного, в основном тут встречается вся та же еда, которую мы привыкли видеть на полках своих супермаркетов. За национальными вкусностями следуй прямиком в кафешки или на рынок.

Основной продукт, который едят монголы – мясо. Вегетарианцу тут будет очень тяжело, поэтому прихвати с собой пару килограммов овощей: в Монголии они на вес золота.

В Монголию можно приехать без повода, а можно и с ним. Самый главный повод приехать сюда – это самый большой национальный фестиваль в Монголии, Наадам (в 2019 году будет с 11 по 15 июля). Тут тебя будут ждать монгольская борьба, скачки и стрельба из лука, все это очень впечатляюще.

Даже если ты едешь в Монголию летом, прихвати с собой теплые вещи. Ночью в пустыне и степи может быть очень холодно.


Бюджет на одного на 10 дней:

Еда – € 25

Музеи – € 5

Транспорт – € 2

Сувениры – € 6

Ночлег – каучсерфинг и палатка

Всего: € 38

Фото: