Теплоход «Фёдор Шаляпин. Теплоход федор шаляпин Описание теплохода «Фёдор Шаляпин»

Теплоход «Федор Шаляпин» - комфортабельный четырехпалубный теплоход проекта 92-016 , построен в Чехословакии в 1980 году. Теплоход оснащен современным навигационным оборудованием и развивает скорость до 26 км/ч. Длина судна 135,7 м, ширина 16,8 м, осадка 2,9 м.

Шлюпочная палуба
Люкс, инд. характеристики, двухкомнатная каюта * Двухкомнатная каюта класса Люкс, расположенная на шлюпочной палубе, с удобствами (душ, санузел, кондиционер). Рассчитана на размещение от 2 до 4 человек. Комфортабельная гостиная с современным интерьером: мебельная стенка, два кресла, раскладывающийся диван, журнальный столик, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, холодильник, радио, два больших обзорных окна. Просторная спальная комната с двуспальной кроватью и с двумя обзорными окнами.
Двухкомнатная каюта класса Люкс с удобствами (душ, санузел, кондиционер). Располагаются на шлюпочной палубе и рассчитана на размещение от 2 до 4 человек. Комфортабельная гостиная, оборудованная мягкой мебелью и стенкой: два кресла, раскладывающийся диван, журнальный столик, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, холодильник, радио, два больших обзорных окна. А также спальная комната с двуспальной кроватью и с одним обзорным окном. №№ 42-44
Одноместная Одноместная каюта на шлюпочной палубе с одним спальным местом. В каждой каюте: шкаф для одежды, зеркало, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно. №№ 1, 2
Двухместная одноместная Двухместная каюта на шлюпочной палубе с двумя нижними спальными места. В каждой каюте: шкаф для одежды, зеркало, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно. №№ 3-10, 12-22
Двухместная двухъярусная Двухместная двухъярусная каюта на шлюпочной палубе с двумя спальными местами (одно нижнее, второе верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, зеркало, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно. №№ 23-30, 32, 29А
Средняя палуба
Люкс двухкомнатный двухместный * Двухкомнатная каюта класса «Люкс» с удобствами (душ, санузел, кондиционер). Располагаются на прогулочной палубе и рассчитана на размещение от 2 до 4 человек. Комфортабельная гостиная, оборудованная мягкой мебелью и стенкой: два кресла, раскладывающийся диван, журнальный столик, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, холодильник, радио, два больших обзорных окна. А также спальная комната с двуспальной кроватью и с одним обзорным окном. №№ 61, 62, 93, 94
Люкс однокомнатный двухместный * Однокомнатная каюта класса "Люкс" с удобствами (душ, санузел, кондиционер). Располагаются на прогулочной палубе и рассчитана на размещение 2 человек. Комфортабельная и уютная комната с современным интерьером: два кресла, диван, мебельная стенка, журнальный столик, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, холодильник, радио, три больших обзорных окна. №№ 99, 100
Каюта повышенной комфортности Просторная однокомнатная каюта с удобствами (душ, санузел, кондиционер), расположенная на прогулочной палубе. Рассчитана на размещение от 2 до 4 человек. В каждой каюте: четыре спальных места (2 нижних и 2 верхних откидных), мебельная стенка, журнальный столик, шкаф для одежды, холодильник, зеркало, радио, два больших обзорных окна. №№: 89, 90, 105, 106, 109, 110, 113, 114
Двухместная одноместная Двухместная каюта на прогулочной палубе с двумя нижними спальными места. В каждой каюте: шкаф для одежды, зеркало, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно. №№ 65, 71-84
Двухместная двухъярусная Двухместная двухъярусная каюта на прогулочной палубе с двумя спальными местами (одно нижнее, второе верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, зеркало, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно. №№ 53-56, 63, 64, 85-88, 95-98
Трехместная двухъярусная Трехместная двухъярусная каюта на прогулочной палубе с тремя спальными местами (два нижних и одно верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, трюмо, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно. №№: 57-60, 68-70, 117, 118, 121-123
Главная палуба
Одноместная Одноместная каюта на главной палубе с одним спальным местом. В каждой каюте: шкаф для одежды, зеркало, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно. №№ 159-172
Трехместная двухъярусная Трехместная двухъярусная каюта на главной палубе с тремя спальными местами (два нижних и одно верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, трюмо, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно. №№ 125-134, 144-158

К услугам туристов: одно-, двух- и трехместные каюты с удобствами, а также каюты класса Люкс и восемь кают повышенной комфортности (ПК). В каждой каюте: душ, санузел, кондиционер, радио, большое обзорное окно, розетка 220V.

Комфортабельный 4-палубный - теплоход проекта 92-016, построен в Чехословакии, оснащен навигационным оборудованием обеспечивающим максимальную безопасность мореплавания.

  • Пассажировместимость - 300 чел.
  • Скорость до 26 км/ч.
  • Длина теплохода - 135,7 м.
  • Ширина - 16,8 м.
  • Осадка (подводная часть) - 2,8 м.

На борту теплохода:

  • Зал для семинаров
  • Рестораны
  • Читальный салон
  • Гладильная комната
  • Мед. пункт
  • Естественный солярий на верхней палубе
  • Киоск сувениров

План палуб и описание кают

Однокомнатная каюта класса «Люкс" с удобствами (душ, туалет, центральный кондиционер). Располагаются на прогулочной палубе и рассчитана на размещение 2 человек. Комфортабельная и уютная комната с современным интерьером: 2 кресла, диван, мебельная стенка, журнальный столик, телевизор, видеомаг-нитофон, музыкальный центр, холодильник, радио, три больших обзорных окна.

2-комнатная каюта класса «Люкс А, Б» , располо-женная на шлюпочной палубе, с удобствами (душ, туалет, центральный кондиционер). Рассчитана на размещение от 2 до 4 человек. Комфортабельная гостиная с современным интерьером: мебельная стенка, 2 кресла, раскла-дывающийся диван, журнальный столик, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, холодильник, радио, 2 больших обзорных окна. Просторная спальная комната с двуспальной кроватью и с двумя обзорными окнами.

2-комнатная каюта класса «Люкс» с удобствами (душ, туалет, центральный кондиционер). Располагаются на шлюпоч-ной палубе и рассчитана на размещение от 2 до 4 человек. Комфортабельная гостиная, оборудованная мягкой мебелью и стенкой: 2 кресла, расклады-вающийся диван, журнальный столик, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, холодильник, радио, 2 больших обзорных окна. А также спальная комната с двуспальной кроватью и с одним обзорным окном.

Категория 1А. 2-местная каюта на шлюпочной палубе с двумя спальными местами (одно нижнее, второе верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, зеркало, радио, центральный кондиционер, душ, туалет, большое обзорное окно.

Категория 2А. 2-местная 2-ъярусная каюта на шлюпочной палубе

Категория 2Б. 2-местная 2-ъярусная каюта на прогулочной палубе с двумя спальными местами (одно нижнее, второе верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, зеркало, радио, центральный кондиционер, душ, туалет, большое обзорное окно.

Категория 2В. Трехместная 2-ъярусная каюта на прогулочной палубе с тремя спальными местами (2 нижних и одно верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, трюмо, радио, центральный кондиционер, душ, туалет, большое обзорное окно.

Категория повышенной комфортности. Просторная однокомнатная каюта с удобствами (душ, туалет, центральный кондиционер), расположенная на прогулочной палубе. Рассчитана на размещение от 2 до 4 человек. В каждой каюте: четыре спальных места (2 нижних и 2 верхних откидных), мебельная стенка, журнальный столик, шкаф для одежды, холодильник, зеркало, радио, 2 больших обзорных окна.

Категория 2Г. 3-местная 2-ъярусная каюта на главной палубе с тремя спальными местами (2 нижних и одно верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, трюмо, радио, центральный кондиционер, душ, туалет, большое обзорное окно.

Во всех каютах: шкаф для одежды, радио, центральный центральный кондиционер, душ, туалет, обзорное окно, электророзетка 220 V.

Маршруты речных круизов по Волге на теплоходе «Федор Шаляпин»

Круизы 2016 года:

Это второй из серии 9 судов, следующий за Валерианом Куйбышевым теплоход проекта 92-016. Эта серия самых больших теплоходов, спущенных на воду по заказу СССР судов речного пассажирского класса.

Теплоход построен в бывшей Чехословакии. Ныне эта верфь на Дунае принадлежит Словении. Со стапелей Словенске Лоденице Комарно сошло более 1800 судов разных классов.

За счет большой длины судна достигается максимальная среди речных круизеров скорость плавания, а водоизмещение позволяет ходить в самых сложных условиях Ладожского и Онежского озер.

Водоизмещение определяет и максимальную комфортабельность теплохода в речном круизе. Кроме комфортных кают теплоход имеет два ресторана и два носовых салона, где удобно наблюдать за движением в любую погоду.

Для корпоративных мероприятий и развлекательных программ на солнечной палубе оборудован конференц-зал.

Всего теплоход располагает 104 каютами разного класса.

Теплоход четырехпалубный, но для туристов отведены три верхних палубы с хорошими окнами.

Основной регион плавания – Казань и Самара с редкими проходами до низовий Волги.

Характеристики теплохода:

Теплоход способен принять 300 пассажиров.

Число палуб - четыре.

Длина теплохода полная - 135,8 метров.

Длина теплохода по ватерлинии 124,5 метра.

Ширина теплохода полная - 16,8 метра.

Ширина теплохода по ватерлинии - 16,1 метров.

Водоизмещение полное 3 935 тонн.

Осадка судна в грузу - 2,9 метра.

Теплоход имеет три дизельные силовые установки.

Мощность каждого двигателя 1000 лошадиных сил.

Скорость достигает 26 км/час.

Класс Речного Регистра: М (лёд)

Теплоход оборудован каютами различного класса:

11 кают класса «Люкс»

8 кают повышенной комфортности (ПК)

16 одноместных кают

44 двухместные каюты

14 двухместных двухярусных кают

37 трехместных кают

Сервис на борту:

Два ресторана

Два бара

Конференц-зал

Читальный салон

Музыкальный салон

Гладильная комната

Медицинский пункт

Солярий

ПЛАН ПАЛУБ ТЕПЛОХОДА ФЕДОР ШАЛЯПИН:

______________________________________________________

______________________________________________________

КАЮТЫ ТЕПЛОХОДА ФЕДОР ШАЛЯПИН:

Каюта "Евролюкс" Люкс на средней палубе. Однокомнатная двухместная каюта с удобствами (душ, санузел, кондиционер). Оборудована диваном, двумя креслами, мебелью. Есть телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, холодильник. Особенность: три больших обзорных окна. Люксы на шлюпочной палубе А и Б. Двухкомнатная каюта с размещением 2-4 человека. Удобства: душ, санузел, кондиционер. Гостиная с мягкой мебелью и стенкой: два кресла, раскладной диван. Есть телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, холодильник, радио. Спальная комната с двуспальной кроватью и с одним обзорным окном. В гостиной два больших обзорных окна. В спальне два больших окна. Двухкомнатная каюта с размещением 2-4 человека. Удобства: душ, санузел, кондиционер. Гостиная с мягкой мебелью и стенкой: два кресла, раскладной диван. Есть телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, холодильник, радио. Спальная комната с двуспальной кроватью и с одним обзорным окном. В гостиной два больших обзорных окна. В спальне одно большое окно. Одноместная каюта на главной палубе. В каюте: шкаф для одежды, зеркало кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно. Двухместная одноярусная каюта (1А), (1B) Двухместная одноярусная каюта на средней. В каюте: шкаф для одежды, зеркало, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно. Двухместная двухъярусная каюта на средней. В каюте: шкаф для одежды, зеркало, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно. Трехместная двухъярусная каюта на главной палубе (одно место под другим) В каюте: шкаф, трюмо, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно.

Люкс Евростандарт.
Однокомнатная каюта класса «Люкс" с удобствами (душ, санузел, кондиционер). Располагаются на прогулочной палубе и рассчитана на размещение 2 человек. Комфортабельная и уютная комната с современным интерьером: два кресла, диван, мебельная стенка, журнальный столик, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, холодильник, радио, три больших обзорных окна.

Люкс А,Б.
Двухкомнатная каюта класса «Люкс А, Б», расположенная на шлюпочной палубе, с удобствами (душ, санузел, кондиционер). Рассчитана на размещение от 2 до 4 человек. Комфортабельная гостиная с современным интерьером: мебельная стенка, два кресла, раскладывающийся диван, журнальный столик, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, холодильник, радио, два больших обзорных окна. Просторная спальная комната с двуспальной кроватью и с двумя обзорными окнами.

Люкс.
Двухкомнатная каюта класса «Люкс» с удобствами (душ, санузел, кондиционер). Располагаются на шлюпочной палубе и рассчитана на размещение от 2 до 4 человек. Комфортабельная гостиная, оборудованная мягкой мебелью и стенкой: два кресла, раскладывающийся диван, журнальный столик, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, холодильник, радио, два больших обзорных окна. А также спальная комната с двуспальной кроватью и с одним обзорным окном.

Категория 1А.
Двухместная каюта на шлюпочной палубе с двумя спальными местами (одно нижнее, второе верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, зеркало, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно.

Категория 2А. Двухместная двухъярусная каюта на шлюпочной палубе с двумя спальными местами (одно нижнее, второе верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, зеркало, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно.

Категория 2Б.
Двухместная двухъярусная каюта на прогулочной палубе с двумя спальными местами (одно нижнее, второе верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, зеркало, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно.

Категория 2В.
Трехместная двухъярусная каюта на прогулочной палубе с тремя спальными местами (два нижних и одно верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, трюмо, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно.

Повышенной комфортности.
Просторная однокомнатная каюта с удобствами (душ, санузел, кондиционер), расположенная на прогулочной палубе. Рассчитана на размещение от 2 до 4 человек. В каждой каюте: четыре спальных места (2 нижних и 2 верхних откидных), мебельная стенка, журнальный столик, шкаф для одежды, холодильник, зеркало, радио, два больших обзорных окна.

Категория 2Г.
Трехместная двухъярусная каюта на главной палубе с тремя спальными местами (два нижних и одно верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, трюмо, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно.

Турбоход Ivernia являлся вторым судном серии четырёх однотипных лайнеров – Saxonia ”, “ Ivernia ”, “ Carinthia ”, Sylvania ”, построенных для компании Cunard Line с 1954 по 1957 год.

Все четыре лайнера строились на верфи John Brown & Company , Limited , Clydebank , в Шотландии. Киль судна Ivernia заложили 19 октября 1953 года, спуск на воду произвели 14 декабря того же года. В церемонии крещения и присвоения судну названия Ivernia принимала участие жена министра торговли Канады, госпожа C .M . Howe . Все работы завершили 16 июня 1955 года, а 1-го июля 1955 года Ivernia вышла в первый коммерческий рейс из порта Гринок в Квебек и Монреаль, имея на борту около 900 человек пассажиров и членов экипажа.

Первые два года эксплуатации Saxonia и Ivernia совершали рейсы в Канаду совместно со старыми судами – Scythia 1921 года постройки,Franconia 1922 года и Ascania 1925 года.

Валовая вместимость судна составляла 21717 б.р.т, в процессе эксплуатации, в результате реконструкций, валовая вместимость увеличилась до 21370, а позже до 22296 б.р.т. Водоизмещение в грузу 23545 тонн, в балласте 15073 тонн, дедвейт 8472 тонн, длина 185.38 метра, ширина 24.4 метра, осадка 8.70 метра. Силовая установка – паровые турбины суммарной мощностью 24500 лошадиных сил. Четыре паровых котла фирмы Ярроу вырабатывали пар с рабочим давлением 40 кг/см. 2 и с температурой 800 градусов по Фаренгейту. Общая поверхность нагрева котлов составляла 714 м 2 , площадь пароперегревателей 167 м 2 . Запас топлива 2600 тонн, при суточном расходе на полном ходу 170-180 тонн, а во время стоянок в портах около 40 тонн. Суточный расход пресной воды от 220 до 280 тонн, котельной воды около 70 тонн, при общем запасе пресной воды 3000 тонн. Два гребных винта обеспечивали эксплуатационную скорость 19.0 узлов, максимальную 21.5 узла, при 4-х работающих паровых котлах.

Судно имело пять грузовых трюмов, три в носовой части и два в корме. Суммарная вместимость трюмов составляла 3827 м 3 в кипах или 3352 м 3 в зерне, вместимость рефрижераторных отсеков 400 м 3 в зерне. Для обеспечения рейдовых стоянок на реке Святого Лаврентия предусмотрели три якоря – два в носовой части и один в корме. Пассажирская вместимость составляла 110 человек в первом классе и 833 человека в туристическом классе. Спасательные средства состояли из двенадцати спасательных шлюпок. Отличительной особенностью экстерьера всех четырёх судов являлась громоздкая цилиндрической формы дымовая труба с чёрным куполом, что делало их силуэты легко запоминающимися. Интерьеры лайнера оформили в традиционном английском стиле, подобно всем судам компании Cunard Line .

В летний период турбоход заходили в порты Квебек и Монреаль, а в зимние месяцы, когда залив Святого Лаврентия замерзал, следовал в Галифакс и Нью-Йорк. Начиная с 1957 года Ivernia совершала попутный заход в Гавр, а Saxonia в Роттердам. До конца пятидесятых годов суда были успешными и приносили доход компании. Однако в начале шестидесятых годов пассажиры начали отдавать предпочтение авиации, и с июня 1962 года компания Cunard Line ощутила существенные финансовые потери. Компания Кунард Лайн приняла решение, что два лайнера – Saxonia и Ivernia будут подвергнуты переоборудованию на заводе John Browns с целью сезонного использования в круизном бизнесе. К тому времени Ivernia совершила 109 круговых рейсов через Атлантику. Реконструкцию начали в октябре 1962 года и продолжали до конца июня следующего года. На месте двух кормовых грузовых трюмов оборудовали большой танцевальный салон с великолепно оформленным баром, бассейн и летний бар. Все помещения обновили, установив низконапорную систему кондиционирования воздуха, работавшую бесшумно, что обеспечивало комфортабельность в пассажирских помещениях. Пассажирская вместимость была уменьшена до 119 человек в первом классе и 728 человек в туристическом классе. Количество спасательных шлюпок 10 единиц, рейдовых катеров 4 единицы. Шлюпки номер 1, 2 были вёсельными с вместимостью по 45 человек, шлюпки 3 и 4 моторными с вместимостью по 136 человек, шлюпки номер 5, 6, 9, 10, 11, 12 имели вместимость по 146 человек, а катера номер 7, 8, 13 и 14 по 60 человек. Корпус лайнера покрасили в светло зелёный цвет, подобно зелёной королеве Caronia , а название судна изменили на Franconia .

В июле 1963 года турбоход вышел в свой первый круизный рейс после переоборудования. С 1963 год по 1967 год, в зимние месяцы, Franconia совершала круизы на Бермуды из Port Everglades , а с апреля начинала рейсы из Нью-Йорка. Однако новые правила безопасности и санитарные нормы США к морским судам, перевозившим американских пассажиров, возрастали с каждым годом, и оба переоборудованных лайнера перестали соответствовать предъявляемым к ним требованиям.

В 1967 году Franconia совершила 28 круизов из Нью-Йорка на Бермуды и один незапланированный круиз в Канаду. В ноябре 1967 года судно выполнило один рейс из Ливерпуля в Канаду, и это был последний пассажирский рейс судна компании Cunard Line из Ливерпуля. В 1968 году начались рейсы из Роттердама в Канаду, а в 1969 году лайнер отправили на ремонт и частичную модернизацию, в результате которой пассажирские помещения считались помещениями одного класса.

В 1971 году началась всеобщая забастовка моряков торгового флота, и все четыре однотипных лайнера оставались на приколе в Саутгемптоне и Ливерпуле. В июле рейсы возобновились, но к тому времени финансовое положение компании оставалось мало стабильным и председатель компании Cunard Line , господин Basil Smallpiece , объявил о прекращении регулярных пассажирских перевозок судами компании, за исключением трёх лайнеров Carmania ”, “ Franconia и нового судна Queen Elizabeth 2” .

Тем не менее, дальнейшая работа “Франконии” была финансово убыточной, и 2 октября 1971 года лайнер выполнил последний рейс на Бермуды, а затем семь месяцев совместно с турбоходом Carmania оставался на приколе в порту Саутгемптон. Позже их переместили на реку Fal , где они были ошвартованы лагом совместно, с выведенным из эксплуатации, лайнером Southern Cross .

В 1973 году оба турбохода купило Министерство Морского Флота СССР для Дальневосточного морского пароходства, переименовав – “Франконию” в “Федор Шаляпин”, а “Карманию” в “Леонид Собинов” . Советский флаг на судах подняли в порту Ньюкасл 16 ноября 1973 года, и Советско-Британская компания СТС арендовала суда для рейсов из Англии в Австралию и для круизов в Тихом океане – с ноября по май, а в июне-июле по портам Европы. На каждом из судов выполнили поверхностный профилактический ремонт основных механизмов и систем на заводе Swan Hunter , South Shields , и получили документы английского классификационного общества. В процессе приёмки судов ММФ СССР приняло решение – передать “Леонид Собинов” Черноморскому морскому пароходству, и в Англию направили две группы черноморцев. Первая группа состояла из механиков и одного радиоспециалиста, её возглавил механик-наставник Бондарев Андрей Зиновьевич. Вторую группу, прибывшую позднее, возглавил дублёр капитана Дерновой Григорий Тимофеевич.

Затем турбоход “Фёдор Шаляпин” прибыл в Калининград для снабжения и комплектации экипажа, состоявшего, в основном, из дальневосточных моряков. Первый коммерческий рейс “Фёдора Шаляпина” под советским флагом начался из Саутгемптона на Восток.

Дальневосточным морякам пришлось
хорошо потрудиться для приведения лайнера в надлежащее техническое и санитарное состояние. После 2-х летней стоянки без должного обслуживания суда требовали основательного профилактического ремонта некоторых вспомогательных механизмов и систем, воздуховоды вентиляции имели значительные отложения легковоспламеняющейся пыли и сажи, а внутренние помещения – коридоры, салоны, рестораны, бары и каюты с их ковровыми покрытиями, мебелью и переборками нуждались в основательной чистке. В Австралии судно начало совершать круизные рейсы в Полинезию и по странам Дальнего Востока.

В 1975 году компания СТС временно передала турбоход в субаренду компании Shaw Savill Holidays , однако, английская компания неожиданно прервала контракт после встречи лайнера с советской подводной лодкой, и он был возвращён компании СТС. В декабре 1979 года правительство Австралии ограничило заходы советских пассажирских судов в свои порты, из-за начавшейся войны в Афганистане, и судно было возвращено на Дальний Восток.

1 января 1980 года турбоход передали ЧМП, а затем отправили на ремонт. 5 июня того же года лайнер прибыл в Одессу, начав совершать круизные рейсы по Средиземному морю и вдоль побережья Западной Европы. К услугам пассажиров были предоставлены – кинотеатр вместимостью 260 мест, магазин, дискотека, 2 бассейна, спортзал, сауна, две парикмахерские, волейбольная и теннисная площадки, два ресторана – “Дунай” и “Россия” на 160 и 460 посадочных мест, семь баров – “Лидо”, “Аркадия”, “Мефистофель”, “Одесса”, “Аркадия”, “Океан” и ночной клуб “Хаджибей”. Великолепно оформили музыкальный салон вместимостью 520 мест и зимний сад.

В начале 1983 года, по инициативе экипажа, на судне открыли комнату музей Фёдора Ивановича Шаляпина. Все материалы для музея собрали члены экипажа, а часть экспонатов получили от Ленинградского музея Ф.И. Шаляпина. Через год после открытия музея, в 1984 году, на борт “Фёдора Шаляпина” прибыли дочь и сын Ф.И. Шаляпина – Татьяна Фёдоровна и Фёдор Фёдорович. Они были младшими детьми, близнецами, родившимися в 1905 году от его брака с солисткой Мамонтовской оперы, итальянской балериной Иолой Игнатьевной Торнаги. Шаляпин обвенчался с ней 7 июня 1898 года, в деревенской церквушке села Путятино, Ярославской губернии. Гости рассказали морякам несколько интересных эпизодов из жизни великого певца. Благодаря этому визиту судовой музей пополнился новыми сведениями о старшем сыне певца – Борисе, дочерях Лидии и Ирине. Именно Ирина Фёдоровна, в 1973 году, когда судну присвоили имя “Фёдор Шаляпин” , на приёме, организованном по этому случаю, в Министерстве морского флота СССР, передала в дар экипажу несколько личных вещей отца, ставших первыми экспонатами судового музея.

Следующий визит состоялся во время захода с
удна на Мадейру, в порт Фуншал. На борт лайнера прибыла Марфа Фёдоровна, дочь Шаляпина от второго брака с Марией Валентиновной Петцольд, урождённой Элухен. Она родилась в Казани и происходила из знатного австрийского рода, её обрусевший отец был генералом. В восемнадцать лет Мария Валентиновна вышла замуж, и ко времени знакомства с Шаляпиным была вдовой с двумя маленькими детьми. Фёдор Иванович Шаляпин жил со второй семьёй в Петербурге, но не прерывал отношений с первой семьёй, оставшейся в Москве, постоянно заботился об Иоле Игнатьевне и детях. Со временем у двух приёмных детей Шаляпина – Эдуарда и Стелы, в 1909 году появилась сестрёнка Марфа, чуть позже Марина, последним ребёнком была, родившаяся в 1922 году Дассия.

Когда Марфа Фёдоровна увидела в судовом музее фотографию отца, скопированную с портрета Б. Кустодиева, где Шаляпин был изображён в шубе на фоне русской ярмарки, она рассказала: “Когда художник писал этот портрет, я была ребёнком, но одна деталь осталась в памяти. В Петрограде было сложно достать краски, и их разводили. Потом картину пришлось реставрировать. Позже мы с Мариной и Дасc ей решили подарить портрет Ленинградскому театральному музею”.

Когда Шаляпин поселилс
я за границей, он забрал с собой девятерых детей, и только дочь Ирина осталась в Москве с матерью – Иолой Торнаги-Шаляпиной. Марфа Фёдоровна рассказала, что отец привык жить широко, и материальное благополучие многочисленной семьи целиком зависело от его заработков. Обычно за завтраком в Париже за столом сидели человек 20-25. Однако в деньгах Шаляпин ничего не понимал, и этим пользовались окружавшие его дельцы от искусства. В 1929 году, во время большого экономического кризиса, он потерял все денежные сбережения, и ему пришлось колесить по свету ради гонораров. Марфа Фёдоровна, выйдя замуж, поселилась в Англии, в Ливерпуле, на родину никогда не приезжала, только осенью 1984 года вся семья певца собралась в Москве по случаю перезахоронения праха отца.

Войдя в состав флота ЧМП “Фёдор Шаляпин” совершал рейсы по Чёрному, Средиземному, Эгейскому, Мраморному и Адриатическому морям. По заданию Советского правительства выполнял специальные рейсы на Кубу. Обычными стали длительные круизы в Атлантику, к экзотическим островам Карибского моря, в фиорды Норвегии и по столицам Балтийского моря. Долгие годы капитаном турбохода был Виктор Васильевич Чернышов – художник и писатель, а главным механиком опытный судовой инженер, волевой руководитель Сергей Владимирович Макозов, именно ему поручили восстановление после пожара первого советского супертанкера “Крым” . Первым помощником капитана, до развала СССР и ЧМП, был Валентин Кузьмин, в прошлом механик ЧМП, приложивший много усилий к сплочению экипажа и созданию дружеской атмосферы в громадном по морским меркам коллективе.

В начале 80-х годов судно арендовалось немецкой компанией “Jahn Reisen GmbH ” для круизов по Средиземному морю и на восток. В 1992 году турбоход передали организации “Odessa Cruise Company ”, зарегистрированной на Мальте, однако базовым портом оставалась Одесса. Собственником судна стала подставная компания “Ukpass Inc Cable Navigation Ltd ”, и на турбоходе подняли флаг Антигуа, Вест Индия. Летом 1994 года лайнер совершил рейс из Санкт Петербурга в 20 портов Европы и Средиземного моря, завершив круиз в Одессе. Это был последний рейс “Фёдора Шаляпина” . С 1995 года турбоход поставили на отстой в Илличёвском судоремонтном заводе, где он оставался до 2004 года.

Проблема заключалась в том, что в начале 90-х годов Черноморское морское пароходство задолжало большие суммы финансовых средств различным компаниям. Долги возникали в результате несвоевременной оплаты за снабжение судов – продуктами питания, запасными деталями, водой, топливом, за обслуживание в портах заходов и по многим другим финансовым статьям. В те годы увеличивалось число частных компаний, пытавшихся арендовать у ЧМП пассажирские и грузовые суда. Новые украинские бизнесмены очень быстро нашли общий язык с нечистыми на руку чиновниками пароходства, и процесс пошёл с ускорением. Океанские лайнеры – “Казахстан”, “Азербайджан”, “Леонид Собинов”, “Дмитрий Шостакович”, “Алексей Толстой”, “Шота Руставели” и многие другие были отданы в аренду малоизвестным, ничем себя не зарекомендовавшим компаниям.

Турбоход “Фёдор Шаляпин” забрала в аренду компания “Ксимекс Тур”. Естественно, что контроль со стороны службы технической эксплуатации ЧМП за соблюдением своевременных профилактических ремонтов и осмотров механизмов отсутствовал. Приходилось полагаться только на добросовестность администрации, которой передавались в аренду суда. Техническое состояние турбохода “Фёдор Шаляпин” ухудшалось с каждым днём, так как основная часть прибыли оседала в руках фрахтователей, мало заботившихся о поддержании лайнера в хорошем техническом состоянии.

В 1996 году компания “Ксимекс Тур” оказалась неплатёжеспособной. Лайнер находившийся в Илличевском судоремонтном заводе, якобы для ремонта, не получая финансирования, и ремонтные работы не начинались. Судно оказалось брошенным на произвол судьбы, а незначительная часть экипажа оставалась на борту, выполняя охранные функции, при этом состав охраняющих постоянно менялся. За четыре года стоянки пассажирские помещения были опустошены. Все, что представляло хоть какую-то ценность, оказалось в домашних хозяйствах некоторых из охранявших его людей и рабочих илличёвского судоремонтного завода.

В 1998 году компания “Ксимекстур” получила кредит в 1800000 гривен, в одном из одесских банков, на восстановление судна. Залогом стал сам турбоход “Федор Шаляпин”, оцененный на тот момент в 3750000 гривен. В 1999 году транспортная прокуратура Ильичевска возбудила уголовное дело против компании “Ксимекстур”. В процессе судебного разбирательства было установлено, что еще в 1992 году лайнер был заложен под другой кредит, и к моменту получения нового кредита уже принадлежал некой мальтийской компании, часть акций которой загадочным образом очутилась у ЧМП. Более того, туристическая компания “Ксимекстур” начала расходовать полученный кредит на потребности, не связанные с ремонтом судна. Как и следовало ожидать, дело было прекращено “за отсутствием состава преступления”. Компания “Ксимекстур” должна была возвратить полученный кредит, а турбоход передали Министерству транспорта Украины. Лайнер, как и прежде, оставался у причала илличёвского СРЗ.

В 2004 году турбоход переименовали в “Salona” для перегона в индийский порт Аланг, куда судно продали по цене лома металла. 6 февраля лайнер прибыл на рейд Аланга, а 11 февраля был выброшен на песчаную отмель, где индийские рабочие демонтировали механизмы, оборудование, мебель и т. д. К началу 2005 года корпус турбохода был полностью разрезан на части и отправлен для переплавки.

Братушенко Валерий Сергеевич

Бывший старший механик УПФ ЧМП